Классификация методик психологической диагностики и их основания.




Диагностические признаки и диагностические категории (их факторы) и их соотношение. Психодиагностический вывод.

Д.П. - это определенные внешне выраженные признаки объекта диагностики, которые оказываются информативными для отнесения обследуемого объекта к определенной диагностической категории.

Признаки - это переменные, которые можно непосредственно наблюдать и регистрировать.
Категории - это переменные скрытые от непосредственного наблюдения, их принято называть "латентными переменными".
Диагностический вывод - это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий.

Для количественных категорий часто используется также название "диагностические факторы".

Трудность между признаками и категориями – нет строгих взаимооднозначных связей.

Психолого-педагогический диагноз: требования к нему. Типы и уровни диагноза.

ППД - это соотношение состояния ребенка к устойчивой совокупности психологических переменных, обуславливающих определенные параметры его деятельности и состояния.

Требования: 1) психологичность, педагогичность его критериев и определений (нельзя употреблять мед. диагнозы) 2) применимость к развивающемуся ребенку (динамичность)3) прогназирование, точность, своевременность, коммуникативная ценность.

Уровни:- симтоматический (симптомы); - тиологический (наличие и причины симптомов); - типологический (место, значение данных, динамич. картина личности)

Виды: По характеру и содержанию: анатомический, патологоанатомический, патофизиологический, патогенетический, незоологический, этиологический.

По способу построения и обоснования: прямой (сравнение заболевания с тем что у больного); дифференциальный (несколько заболеваний)б путем наблюдения, о лечебному эффекту, о результату вредного действия, при операции, синтетический или полный.

Классификация методик психологической диагностики и их основания.

Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающей методы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека, и психологической практики, в ходе которой используются те или иные психодиагностические методы и методики для постановки диагноза конкретному человеку.

1. По типу диагностируемых психологических свойств:

1. методики диагностики познавательных способностей (оценки особенностей восприятия, памяти, внимания, интеллекта, креативности);

2. специальных способностей (музыкальных, актерских, технических, деловых качеств и т.д.);

3. личностных черт;

4. самосознания;

5. индивидуального сознания;

6. мотивационной сферы;

7. межличностных отношений и др.

2. Мера «объективности – субъективности». В случае объективных методик влияние психодиагноста на результаты минимально; при применении субъективных методик результаты обследования зависят от опыта и интуиции исполнителя. По Шмелеву:

1. аппаратурные методики диагностики психофизиологических показателей (частота сердечных сокращений, электрокардиограмма, электроэнцефалограмма, функции дыхания и т.д.);

2. аппаратурные поведенческие методики (определение простых и сложных сенсомоторных реакций на различные стимулы, диагностика чувства равновесия и психомоторной координации, тремор и т.д.) тесты-тренажеры профессиональных умений;

3. тесты способностей (с вариантами ответов или «открытые» без вариантов ответа) часто называют объективными, поскольку почти всегда известен правильный ответ. Шкала измерения интеллекта Векслера, прогрессивные матрицы Равена и т.д.;

4. методики диагностики креативности. В них отсутствует правильный ответ; оценка креативности определяется по показателю статистической редкости ответа для выборки стандартизации. Тест креативности Торренса, Южнокалифорнийский тест интеллекта;

5. личностные тесты-опросники. Ряд вопросов или утверждений с возможными вариантами ответов. В отличие от тестов способностей в них отсутствуют объективно правильные или неправильные ответы, но ответ на каждый пункт опросника предопределяет степень выраженности той или иной черты. Опросник темперамента Стреляу, «Большая пятерка», акцентуация личности по Леонгарду и т.д.;

6. методики субъективного шкалирования – основаны на отражении характеристик объекта путем установления их числовых отношений и упорядочивания в определенную числовую систему. При этом шкалы, по которым происходит упорядочивание эмпирических объектов, могут быть либо заданы извне, либо скрыты как для испытуемого, так и для исследователя. Частные семантические дифференциалы, применяемые для диагностики функционального состояния и особенностей Я-концепции, опросник Кеттела 16PF, тест цветовых предпочтений М. Люшера;

7. проективные методики. Тест словесных ассоциаций Юнга, тест чернильных пятен Роршаха, методика Розенцвейга. Прогнозирование индивидуального стиля поведения, переживание и аффективное реагирование в значимых или конфликтных ситуациях;

8. техника репертуарных решеток. Позволяет диагностировать особенности индивидуального сознания, выделение особенностей Я-концепции и т.д. Тест личностных конструктов Р. Келли;

9. структурированное интервью;

10. клиническая беседа;

11. ситуационное тестирование;

12. интерактивные методики (тренинги, «ролевые игры», организационно-деятельностные игры).

Средства, которыми располагает современная психодиагностика, по своему качеству разделяются на 2 группы:

1. формализованные методики: тесты, опросники, проективная техника и психофизиологические методики. Для них характерна жесткая регламентация процедуры обследования (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.), стандартизация (наличие норм или других критериев оценки результатов), надежность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивида с другими людьми.

2. малоформализованные методики (наблюдения, опросы, анализ продуктов деятельности), которые дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические явления, которые плохо поддаются объективизации (например, субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми (динамика целей, состояний, настроений и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: