Практическая работа №. Локальные, национальные и
Религиозные конфликты на пространстве СССР
В 1980-е – 1990-е гг.
Хронология событий:
1986 г. – первые выступления на национальной почве (в Казахстане)
Начало 1988 г. – первый масштабный межнациональный конфликт (в Нагорном Карабахе)
Весна 1989 г. – разгон демонстрации в Тбилиси
Лето 1989 г. - первые массовые рабочие забастовки
1989-1992 гг. - Грузино-абхазский конфликт
1989-1992 гг. - Грузино-осетинский конфликт
Январь 1991 г. – попытки силового подавления сепаратистов в Вильнюсе и Риге
Задание 1. Тренинг
1.Определите, что обозначено в легенде к карте цифрами. В случае затруднений используйте материал следующего задания. Что объединяет все территории, обозначенные на карте символом 2?
2.С помощью карты укажите, где произошли:
А) первая массовая забастовка –
Б) первый кровавый межнациональный конфликт –
В) первые массовые демонстрации под демократическими лозунгами –
Г) первое массовое национальное движение –
Д) первая декларация о суверенитете союзной республики –
Е) первая декларация независимости союзной республики –
Выберите регионы с наиболее массовыми антиправительственными выступлениями различных групп и слоев населения в период «Перестройки».
1. Закавказье
2. Москва и Ленинград
3. Прибалтика
4. Районы добычи нефти и газа
5.Районы добычи угля
6. Районы проживания казаков
7. Средняя Азия
8. Центрально – Черноземный район РСФСР
Задание 2. Работа с источниками.
Постановление Президиума Верховного Совета СССР «О решениях Верховных Советов Армянской ССР, Азербайджанской ССР по вопросу о Нагорном Карабахе
Вопросы к документу:
|
1.Когда возникла проблема Нагорного Карабаха?
2.Каковы причины этой проблемы?
3.Какие меры были намечены высшими органами власти СССР для решения проблемы Нагорного Карабаха?
4.Были ли эти меры адекватными сложившейся обстановке? Ответ аргументируйте.
18 июля 1988 г.
Президиум Верховного Совета СССР, рассмотрев просьбу Верховного Совета Армянской ССР от 15 июня 1988 года о переходе Нагорно-Карабахской автономной области в состав Армянской ССР в связи с ходатайством Совета народных депутатов НКАО и решение Верховного Совета Азербайджанской ССР от 17 июня 1988 года о неприемлемости передачи Нагорно-Карабахской автономной области в состав Армянской ССР, считает невозможным изменение границ и установленного на конституционной основе национально-территориального деления Азербайджанской ССР и Армянской ССР.
Принимая такое решение, Президиум Верховного Совета СССР исходит из положения Конституции СССР (статья 78), в соответствии с которым территория союзной республики не может быть изменена без ее согласия. Иное решение противоречило бы коренным интересам народов обеих республик, наносило серьезный урон межнациональным отношениям в этом регионе.
Президиум Верховного Совета СССР отмечает, что за годы Советской власти на основе осуществления ленинской национальной политики трудящиеся Нагорного Карабаха под руководством партийных и советских организаций добились значительных успехов в развитии экономики, науки и в других сферах социальной жизни. Вместе с тем в автономной области на протяжении длительного времени не решались многие вопросы, затрагивающие национальные интересы армянского населения, особенно в сфере культуры, образования, в кадровой политике. Нарушались конституционные права автономной области. Все эти негативные явления не только вовремя не устранялись, но и накапливались. Органы власти Азербайджанской ССР, Армянской ССР и Нагорно-Карабахской автономной области поверхностно подошли к оценке сложившейся ситуации, не осознали политическую опасность необоснованных призывов к пересмотру су ществующего национально-территориального устройства в этом регионе, заняли пассивную, выжидательную позицию. В республиках обострилась обстановка, нанесен большой ущерб экономике, межнациональным отношениям народов Армении и Азербайджана. Все это вызвало справедливое осуждение трудящихся нашей страны.
|
Для исправления сложившегося в Нагорном Карабахе положения и устранения серьезных недостатков постановлениями ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР намечены крупные меры по обеспечению дальнейшего развития экономики, культуры, повышению благосостояния трудящихся Нагорно-Карабахской автономной области, по укреплению социалистической законности и общественного порядка, усилению воспитания населения Азербайджанской ССР и Армянской ССР в духе братской дружбы и сотрудничества. Созданы необходимые предпосылки для расширения связей Нагорно-Карабахской автономной области с Армянской ССР. Президиум Верховного Совета СССР считает целесообразным направить в Нагорный Карабах своих представителей, которые будут действовать в тесном сотрудничестве с представителями Азербайджанской ССР и Армянской ССР по обеспечению безусловного выполнения принятых решений.
|
2. Президиум Верховного Совета СССР призывает трудящихся, партийные и государственные органы Азербайджанской и Армянской союзных республик сделать все для того, чтобы были восстановлены добрые, братские отношения между азербайджанским и армянским населением.
Президиум Верховного Совета СССР поручает Совету Министров СССР, Советам народных депутатов Азербайджанской ССР и Армянской ССР, их исполнительным и распорядительным органам принять необходимые меры для того, чтобы нормализовать обстановку в Армении, Нагорном Карабахе и других регионах Азербайджана, обеспечить укрепление дисциплины труда, неукоснительное соблюдение Конституции СССР и советских законов, решительно пресекая всякую деятельность, направленную на разжигание национальной вражды, попытки использовать демократические права в антидемократических целях.
Считать целесообразным поручить изучение связанных с этим вопросов, поставленных на заседании Президиума Верховного Совета СССР, специально создаваемой комиссии Совета Национальностей, которая будет по мере готовности вносить свои предложения на рассмотрение Президиума Верховного Совета СССР.
3. Президиум Верховного Совета СССР считает, что сейчас, когда XIX Всесоюзная конференция КПСС поставила новые задачи по углублению процессов революционных преобразований нашего общества, в том числе и по дальнейшему укреплению и развитию межнациональных отношений, особенно важно, чтобы Президиумы Верховных Советов всех союзных и автономных республик, местные Советы народных депутатов постоянно держали в поле зрения вопросы укрепления дружбы и равноправного сотрудничества советских людей на основе принципов интернационализма. Необходимо заботиться о том, чтобы каждый советский человек, независимо от национальности, чувствовал себя полноправным гражданином в любом районе страны. Возникающие вопросы межнациональных отношений следует решать своевременно, с максимальным учетом как интересов каждой нации и народности, так и всего нашего социалистического Отечества.
Председатель Верховного Совета СССР А. Громыко
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР Т. Ментешашвили
Источник: Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, №29, Ст. 464.
Отечественная история: практикум. Часть III (1917 – 1993 г.) / Е.А. Акимова [и др.]; под общей ред. А.В. Чернышовой. - Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2016. С. 234-241.
Дополнительный материал:
Если рассматривать только вооруженные конфликты, то в постсоветских республиках можно выделить три типа вооруженных конфликтов: а) конфликты, вызванные стремлением национальных меньшинств реализовать свое право на самоопределение; б) конфликты, вызванные разделением бывшего союзного наследства; г) конфликты, имеющие форму гражданской войны.
Обобщая вышеназванные конфликты и сравнивая их с конфликтами, происшедшими с 1986 г. по 1996 г. в бывшем СССР, дадим конкретно определение каждому из них в следующей таблице. Конечно, приведенная типология чисто условна.
Место и дата происшедших конфликтов | Тип конфликта | Число погибших |
Алма-Ата (Казахстан), 1986г. | националистические выступления казахской молодежи | |
г. Сумгаит (Азербайджан), февраль 1988 г. | межэтнический конфликт (избиение армян азербайджанцами) | 32 чел. |
НКАО (Азербайджан), 1988-1991 гг. | политический конфликт (борьба за суверенитет) (армяне-азербайджанцы) | 100 чел. |
Ферганская долина (Узбекистан) г. Кувасай, Комсомольск, Ташла, Фергана, май-июнь 1989 г. | межэтнический конфликт (избиение турков-месхетинцев узбеками) | 112 чел. |
Новый Узень (Казахстан), июнь 1989 г. | межэтнический конфликт (между казахами и представителями кавказских национальностей: азербайджанцами, лезгинами) | 4 чел. |
Абхазия (Грузия), июль 1989г. | политический конфликт, перешедший в межэтнический (между абхазами и грузинами) | 12 чел. |
г. Ош (Киргизия), июнь-июль 1990 г. | межэтнический конфликт (между киргизами и узбеками) | 320 чел. |
г. Дубоссары (Молдова) ноябрь 1990 | политический конфликт | 3 чел. 18 |
Южная Осетия (Грузия) 1989-1991 гг. | политический конфликт (борьба за суверенитет), перешедший в межэтнический (между грузинами и осетинами) | не менее 50 чел. |
г. Душанбе, февраль 1990г | политический конфликт (борьба кланов за власть) | погибло 22 чел. |
Осетино-Ингушский (Северный Кавказ), октябрь-ноябрь1992г. | территориальный, межэтнический (осетины-ингуши) | 583 чел. |
Приднестровье (Молдова) июнь-июль 1992г. | территориальный, политический, межэтнический конфликт | 200 чел. |
Республика Таджикистан 1992г. | гражданская война (внутринациональный конфликт) | более 300 тыс. ч |
Чеченская Республика декабрь 1994 г. – сентябрь 1996г. | политический, межнациональный конфликт. Внутригосударственный (гражданская война) | более 60 тыс. чел. боевиков, |
Селянина Л.В. Учебное пособие для студентов 2–го курса. Волгоград: ВТЖТ – филиал ФГБОУ ВО РГУПС, 2017.
Вывод: перечислить причины конфликтов (используёте и дополнительный материал)