Психологическая диагностика мотивации
В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека.
Мотивация понимается как процесс выбора из различных возможных действий, как процесс, регулирующий и направляющий действие на достижение специфических для данного мотива состояний и поддерживающий эту направленность.
Для диагностики различных сторон мотивации можно выделить следующие опросники:
“Опросник для измерения аффелятивнои тенденции и чувствительности к отвержению” (A. Mehrabian, 1970) измеряет два обобщенных мотива: стремление к принятию (у автора называется аффелятивная тенденция) и страх отвержения (чувствительность к отвержению) Опросник состоит из двух шкал. Первая шкала содержит 26 пунктов, а вторая – 24 пункта. Шкалы оценивают, по мнению автора, в первом случае общие позитивные ожидания человека при установлении межличностного контакта, а во втором соответственно – негативные ожидания. Надежность первой шкалы равна 0,89, а второй – 0,92
«Список личностных предпочтений»А. Эдвардса (EPPS)является опросником, который измеряет силу потребностей из перечня, предложенного Г. Мюрреем. Для каждой из 15 шкал были выделены индикаторы потребностей, которые формулируются в виде утверждений (всего 210 пар утверждений). Опросник построен на основе вынужденного выбора одного из пары утверждений. Итоговый индекс потребности выражает не абсолютную силу потребности, а силу этой потребности относительно других потребностей из перечня.
«Опросник для измерения мотивации достижения А.Мехрабиана, 1969 (RAM). Имеет 2 формы: для женщин и мужчин. При конструировании опросника был использован метод факторного анализа, в окончательном варианте обе шкалы содержат по 26 пунктов. Методика очень популярна и часто используется при исследовании познавательных компонентов мотивации достижения.
Международные профессионально- этические принципы и нормы
Конфиденциальная психологическая информация, полученная в результате обследования, не должна наносить вред испытуемому, быть объективной, достоверной и исходить из принципов социальной нравственности, закрепленных в нормах Международных профессионально-этических стандартов, принятых в работе психологов.
К этим принципам относятся:
1. Принцип ответственности, когда исследователь отвечает за достоверность и конфиденциальность полученной информации.
2. Принцип компетентности, то есть знание основных практических процедур психодиагностики и правильное их использование.
3. Принцип профессиональной тайны, то есть ограничение распространения психодиагностических методик.
4. Принцип обеспечения суверенных прав личности, то есть каждый человек имеет право на тайну, и принцип информирования клиента о целях обследования, который состоит в том, что испытуемый должен представлять общие задачи исследования;
5. Принцип этической и юридической правомочности, который заключается в использовании полученной информации в рамках действующего законодательства.
6. Принцип объективности, то есть беспристрастность проведения, оценки и интерпретации психодиагностической информации.
7. Принцип конфиденциальности, то есть неразглашение сведений об испытуемом, составляющих содержание интимных, личностных сторон его жизнедеятельности.
8. Принцип благополучия испытуемого, который заключается в том, что испытуемый по результатам тестирования не должен ухудшать своего психологического и соматического состояния, а также материального положения. Ему не должен быть нанесен вред.
9. Принцип морально-позитивного эффекта обследования, заключающийся в том, чтобы добиваться в результате обследования и консультации повышения настроения и снижения у испытуемых вероятности проявления негативных особенностей их поведения.
10. Принцип гражданственности и патриотизма, заключающийся в умелом сочетании принципа благополучия испытуемого с обеспечением эффективности функционирования профессиональной или социальной общности, где данный человек живет и работает.
11. Принцип профессиональной кооперации, представляющий собой возможность обмена психологической информацией между психологами в целях повышения качества психодиагностики.
12. Принцип квалифицированной пропаганды психологии, состоящий в такой организации работы, когда у испытуемого в результате исследований создается благоприятное впечатление от психологической диагностики.