Итоговая работа по обществознанию. 10 класс (базовый уровень).
На выполнение работы учащимся отводится 40 минут.
Распределение заданий КИМ по содержанию и проверяемым умениям и способам деятельности
№ вопроса | Элемент содержания, проверяемый заданиями КР | Код контролируе-мого элемента | Требования к уровню подготовки | Код требования |
Человек и общество | 1.1 - 1.8 | Знать и понимать: - биосоциальную сущность человека - основные этапы и факторы социализации личности - место и роль человека в системе общественных отношений - закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы - тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов - основные социальные институты и процессы - особенности социально-гуманитарного познания | 1.1 - 1.6 1.8 | |
Человек и общество | 1.1 - 1.8 | Знать и понимать: - биосоциальную сущность человека - основные этапы и факторы социализации личности - место и роль человека в системе общественных отношений - закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы - тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов - основные социальные институты и процессы - особенности социально-гуманитарного познания | 1.1 - 1.6 1.8 | |
Право | 5.1 - 5.20 | Знать и понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования | 1.7 | |
Право | 5.1 - 5.20 | Знать и понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования | 1.7 | |
Человек и общество | 1.1 - 1.8 | Знать и понимать: - биосоциальную сущность человека - основные этапы и факторы социализации личности - место и роль человека в системе общественных отношений - закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы - тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов - основные социальные институты и процессы - особенности социально-гуманитарного познания | 1.1 - 1.6 1.8 | |
Человек и общество | 1.1 - 1.8 | Знать и понимать: - биосоциальную сущность человека - основные этапы и факторы социализации личности - место и роль человека в системе общественных отношений - закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы - тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов - основные социальные институты и процессы - особенности социально-гуманитарного познания | 1.1 - 1.6 1.8 | |
Право | 5.1 - 5.20 | Знать и понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования | 1.7 | |
Право | 5.1 - 5.20 | Знать и понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования | 1.7 | |
Человек и общество | 1.1 - 1.8 | Знать и понимать: - биосоциальную сущность человека - основные этапы и факторы социализации личности - место и роль человека в системе общественных отношений - закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы - тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов - основные социальные институты и процессы - особенности социально-гуманитарного познания | 1.1 - 1.6 1.8 | |
Человек и общество | 1.1 - 1.8 | Знать и понимать: - биосоциальную сущность человека - основные этапы и факторы социализации личности - место и роль человека в системе общественных отношений - закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы - тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов - основные социальные институты и процессы - особенности социально-гуманитарного познания | 1.1 - 1.6 1.8 | |
Право | 5.1 - 5.20 | Знать и понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования | 1.7 | |
Право | 5.1 - 5.20 | Знать и понимать необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования | 1.7 | |
Человек и общество | 1.1 - 1.8 | Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы | 2.1 | |
Человек и общество | 1.1 - 1.8 | Уметь осуществлять поиск социальной информации, пред- ставленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупоря- доченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы | 2.5 | |
Человек и общество | 1.1 - 1.8 | применять с оциально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | 2.9 | |
Право | 5.1 - 5.20 | Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы | 2.1 | |
Право | 5.1 - 5.20 | Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы | 2.1 | |
Право | 5.1 - 5.20 | Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями | 2.2 | |
Право | 5.1 - 5.20 | применять с оциально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам | 2.9 | |
Человек и общество | 1.1 - 1.8 | Уметь осуществлять поиск социальной информации, пред- ставленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупоря- доченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы | 2.5 |
|
|
|
Критерии оценивания результатов выполнения работы
Задания 1 - 12 оцениваются 1 баллом.
Задания 13 - 20 оцениваются: В 1 – 1 балл, В 2, В 3, В 4, В 5 – 2 балла, одна ошибка – 1 балл, 2 ошибки – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 28 баллов.
Критерии оценки:
26 - 28 баллов - «5»
20 - 25 баллов - «4»
15 - 19 баллов – «3»
0 – 14 баллов – «2»
№ | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
Политология | Политическое | Эмпирическое | |
Теоретическая | Индустриальное | Религия | |
Гражданская | Нормы морали | Духовная | |
Материальная | Дисциплинарная | Правоспособность | |
Структура деятельности | Мировоззрение | Знания | |
Глобальные проблемы | Структура деятельности | Структура деятельности | |
Источник права | Меры пресечения | Нематериальные блага | |
Юридическое лицо | Меры пресечения | Правонарушение | |
Оценка “5” ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2. допустил не более одного недочета.
Оценка “4” ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Оценка “3” ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: 1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов; 5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка “2” ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Вариант № 1
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ОБЪЕКТЫНАУКИ
НАУКА | ОБЪЕКТ НАУКИ |
... | Закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти |
Правоведение | Система основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права |
2. Запишите слово, пропущенное в схеме.
3. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИД ОТВЕТСТВЕННОСТИ | ОСОБЕННОСТЬ |
Уголовная | Налагается за совершение (а также подготовку и покушение) преступления, предусмотренного нормами уголовного права |
... | Основана на принципе возмещения ущерба, причинённого правонарушением; заключается в наложении судом на правонарушителя установленных законом обязанностей имущественного характера |
4. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ГРУППА ОТРАСЛЕЙ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
... право | Регулирует определённую сферу общественных отношений |
Процессуальное право | Устанавливает процедуру применения норм права |
5. Задание 2 № 28. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
объекты деятельности | результаты деятельности | мотивы деятельности |
субъекты деятельности | структура деятельности |
6. Задание 2 № 139. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
демографические проблемы | глобальные проблемы | экологические проблемы |
экономические проблемы | продовольственные проблемы |
7. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
судебный прецедент | обычное право |
источники права | нормативно-правовой акт |
международные правовые акты |
8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
организация | учреждение |
юридическое лицо | производственный кооператив |
унитарное предприятие |
9. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) прогресс | 2) структура | 3) эволюция |
4) реформа | 5) спад | 6) стратификация |
10. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) архитектура | 2) живопись | 3) театр | 4) кино |
5) мораль | 6) религия | 7) музыка |
11. Ниже приведён ряд характеристик. Все они, за исключением двух, являются принципами только правового государства. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) верховенство права | 2) незыблемость прав и свобод граждан | 3) государственный контроль над обществом |
4) разделение властей на три ветви | 5) взаимная ответственность государства и личности | 6) суверенитет |
12. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, являются примерами прав работника. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) заключить трудовой договор | 2) осуществлять функции, обусловленные трудовым договором | 3) получать заработную плату своевременно и в полном объёме |
4) иметь полную и достоверную информацию об условиях труда | 5) исполнительность | 6) бережливость |
13. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) высокая содержательная сложность | 2) демократизм |
3) ориентация на узкий круг ценителей | 4) широкая рекламная кампания |
5) соответствие изысканным вкусам | 6) безграничное самовыражение автора |
14. Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, произведения которой он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК | ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ | |
А) образность Б) логическая целостность В) художественный язык Г) чувственно-эмоциональное отражение мира Д) обоснованность | 1) наука 2) искусство |
15. Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.)
1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества
2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств
3) нацеленность на приобретение новых знаний
4) нацеленность на развитие физических возможностей
5) нацеленность на овладение определенными умениями
6) нацеленность на приобщение к опыту человечества
16. Что из перечисленного относится к социально-экономическим правам граждан, гарантированным Конституцией РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) право на защиту чести и достоинства
2) право на отдых
3) право на выбор любой религии или атеизма
4) право на свободу экономической деятельности
5) право частной собственности
6) право избирать и быть избранным в органы государственной власти
17. Найдите в приведенном ниже списке конституционные обязанности гражданина Российской Федерации и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) работа на предприятии, в учреждениях
2) участие в выборах
3) защита Отечества
4) охрана памятников культуры
5) уплата налогов
6) участие в политических движениях
18. Установите соответствие между примерами и правами потребителя: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ | СФЕРЫЖИЗНИ ОБЩЕСТВА | |
A) гражданка не нашла на упаковке масла сведений о производителе товара Б) гражданин приобрёл брюки, надел их один раз, а затем обнаружил, что несколько швов на брюках разошлись B) гражданка начала использовать приобретённый фен, но аппарат сгорел у неё в руках, причинив ожоги Г) гражданин обнаружил, что приобретённый им продукт представляет собой не растворимый кофе, как написано на этикетке, а кофейный напиток Д) тушь для ресниц, приобретённая гражданкой, вызвала у неё сильную аллергию; экспертиза установила, что болезнь связана с использованием производителем некоторых запрещённых веществ | 1) право на информацию о товаре 2) право на качественный товар 3) право на безопасность товара |
19. Марине 13 лет. Найдите в приведённом списке права, отражающие её правовой статус, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) быть заслушанной в ходе судебного разбирательства по определению места жительства при разводе родителей
2) вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими
3) зарегистрировать на своё имя юридическое лицо
4) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами
5) совершать мелкие бытовые сделки
6) заключать трудовой договор (работа курьера) с согласия родителей
20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Под ________(А) понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и ________(Б) общественной организации к более высоким и сложным. Этому понятию противоположно понятие ________(В), для которого характерно обратное движение — от высшего к низшему, возврат к уже отжившим структурам и ________(Г). Некоторые мыслители рассматривают историю как циклический круговорот с чередой ________(Д) и спадов. В современной социологии исторический прогресс связывается с процессом модернизации, т. е. переходом от аграрного общества к индустриальному, а затем и к ________(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) постиндустриальное общество | 2) отношение | 3) традиционное общество |
4) эволюция | 5) революция | 6) подъем |
7) прогресс | 8) регресс | 9) простая форма |
Вариант № 2
1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
СФЕРЫОБЩЕСТВА
СФЕРЫ | УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ) |
Экономическая | Заводы, фирмы, банки, рынки и др. |
... | Государство, парламент, правительство, судебная система, партии и др. |
2. Запишите слово, пропущенное в схеме.
3. Запишите термин, пропущенный в таблице.
ВИД СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ | ПРИЗНАКИ |
... | Несут оценочную нагрузку, поддерживаются общественным мнением |
Нормы права | Чётко описывают границы дозволенного и наказания, в случае их нарушения обеспечиваются силой государства |
4. Запишите слово, пропущенное в схеме.
5. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
знания | мировоззрение | ценности |
установки | убеждения |
6. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
объекты деятельности | результаты деятельности | мотивы деятельности |
цели деятельности | структура деятельности |
7. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
меры пресечения | личное поручительство |
залог | домашний арест |
подписка о невыезде и надлежащем поведении |
8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
подписка о невыезде | личное поручительство |
меры пресечения | домашний арест |
залог |
9. Ниже приведены названия потребностей. Все они, за исключением двух, являются названиями, под которыми в различных классификациях представлены природные потребности человека. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) биологические | 2) физиологические | 3) социальные |
4) органические | 5) естественные | 6) эстетические |
10. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный прогресс». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) реформа | 2) эволюция | 3) революция |
4) застой | 5) скачок | 6) спад |
11. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к источникам права. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) правовой статус | 2) конституция страны | 3) правовой обычай |
4) постановления правительства | 5) закон | 6) политическое участие |
12. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют личные неимущественные права. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) право на имя | 2) право на честь и достоинство | 3) право наследования |
4) право на жизнь | 5) право частной собственности | 6) право на неприкосновенность частной жизни |
13. Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) авторство часто не определено | 2) носит преимущественно коммерческий характер |
3) не требует специальной подготовки для своего восприятия | 4) появилась раньше других форм культуры |
5) рассчитана на узкий круг ценителей |
14. Установите соответствие между характеристиками различных обществ и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | ТИПЫОБЩЕСТВ | |
A) господство сельского натурального хозяйства Б) доминирование интенсивных технологий B) господство общинной собственности Г) преобладание ручных орудий труда Д) развитие расширенного воспроизводства | 1) традиционное (аграрное) 2) индустриальное |
15. Студент работает над рефератом «Отличительные черты индустриального общества». Какие особенности обществ из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)
1) Экономика характеризуется господством сельского хозяйства и примитивного ремесла.
2) В политической сфере господствуют церковь и армия.
3) Экономической базой общества является промышленность.
4) Социальная структура является сословно корпоративной, стабильной.
5) Преобладает интенсивная технология.
6) В общественных отношениях господствуют право и закон.
16. Что из перечисленного относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) защищать Отечество
2) избирать и быть избранным
3) исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой
4) проводить шествия и пикетирования
5) свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской деятельности
6) направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы
17. Студент работает над рефератом «Требования к работнику как участнику трудовой деятельности». Какие требования из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти требования указаны).
1) квалификация, соответствующая характеру труда
2) соблюдение законов о труде
3) соблюдение правил внутреннего распорядка
4) обеспечение надлежащих условий труда
5) соответствующий уровень заработной платы
6) обеспечение социальных гарантий
18. Установите соответствие между проступками и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОСТУПКИ | ВИДЫПРОСТУПКОВ | |
А) переход дороги в неположенном месте Б) порча чужого имущества В) прогул работы Г) нарушение договора мены Д) нарушение правил пожарной безопасности | 1) гражданский 2) административный 3) дисциплинарный |
19. В районном суде рассматривается иск гражданки М. об установлении отцовства гражданина К. в отношении её несовершеннолетнего сына. Найдите в приведённом списке термины, которые могут быть использованы при характеристике судебного разбирательства по этому делу, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) уголовный процесс
2) гражданский процесс
3) истец
4) подсудимый
5) потерпевший
6) ответчик
20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что ___________ (А) всегда дают абсолютно достоверные положения. Эти люди считают, что научные работники делают свои ___________ (Б) на основе неоспоримых ___________ (В) и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность ___________ (Г) или ___________ (Д) назад. Однако состояние современной науки, так же как и ___________ (Е) наук в прошлом, доказывают, что дело обстоит совершенно не так».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) факты | 2) ошибка | 3) психика |
4) выводы | 5) науки | 6) контакты |
7) возврат | 8) личность | 9) история |
Вариант № 3
1. Запишите слово, пропущенное в схеме.
2. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ФОРМЫОСВОЕНИЯ МИРА
ФОРМА | ХАРАКТЕРИСТИКА |
... | Освоение мировоззренческих установок, основанных на вере в сверхъестественное |
Искусство | Освоение и воплощение эстетических ценностей |
3. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ВИДЫПОТРЕБНОСТЕЙ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Социальные | Связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место |
... | Потребности, связанные с познанием человеком окружающего мира и своего места в нём, познанием смысла своего существования |
4. Запишите слово, пропущенное в таблице.
ПРИЗНАКИ ПРАВОСУБЪЕКТИВНОСТИ
ПРИЗНАК | СУЩНОСТЬ |
Дееспособность | Способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права |
... | Признанная законом способность иметь гражданские права и нести обязанности |
5. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
знания | теории | легенды |
мифы | гипотезы |
6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
цель деятельности | мотив деятельности | средства деятельности |
структура деятельности | результат деятельности |
7. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
жизнь | личная неприкосновенность |
деловая репутация | нематериальные блага |
свобода передвижения |
8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
преступление | дисциплинарный проступок |
административный проступок | гражданский проступок |
правонарушение |
9. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) воспроизводство рода | 2) самореализация | 3) питание | 4) дыхание |
5) движение | 6) общение | 7) отдых |
10. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к высшим моральным ценностям. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) добро | 2) смысл жизни | 3) деньги |
4) свобода | 5) собственность | 6) счастье |
11. Ниже приведён перечень прав и обязанностей. Все они, за исключением двух, относятся только к правам работника. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) бережливость | 2) получать заработную плату своевременно и в полном объёме | 3) трудиться в условиях отвечающих требованиям безопасности и гигиены |
4) добросовестность | 5) иметь полную достоверную информацию об условиях труда | 6) заключать трудовой договор |
12. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к участникам уголовного судопроизводства со стороны обвинения.
1) следователь
2) потерпевший
3) прокурор
4) адвокат
5) дознаватель
6) обвиняемый
Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.
13. Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обще