Анализ учебно-методического комплекта по русскому языку




Практическое занятие 1 «Методика изучения морфемного состава слова»

Задание 1

Анализ учебно-методического комплекта по русскому языку

Анализ учебно-методического комплекта по русскому языку, используемых в практике начального обучения русскому языку (по выбору) с целью выявления их возможностей для формирования представлений младших школьников о морфемном составе слова и для формирования морфемных умений учащихся.

 

Направления анализа

1. Выявите программные требования по теме «Состав слова».

2. Проанализируйте учебники по русскому языку в соответствии со следующими критериями: содержание, объем, способы подачи, логика изложения теоретического материала; организация пропедевтической работы; принцип отбора языкового материала (учет закономерностей, действующих в современном русском языке. возможность использования языкового материала при орфографической работе и работе по развитию речи); типы упражнений и характер заданий к упражнениям (связь с развитием речи, орфографией, творческие задания в системе упражнений).

Решение:

Нами проанализирован учебно-методический комплекс «Школа России» с целью выявления их возможностей для формирования представлений младших школьников о морфемном составе слова и для формирования морфемных умений учащихся.

Программные требования по теме «Состав слова»:

- Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова».

- Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

- Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями.

- Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы.

- Различение изменяемых и неизменяемых слов.

- Представление о значении суффиксов и приставок.

- Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.

- Сложные слова.

- Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне.

- Разбор слова по составу.

Содержание и объем изучения темы «Состав слова»

2 класс 3 класс 4 класс
Однокоренные слова (4 ч.) Однокоренные слова (1 ч) Состав слова (7 ч) /(9 ч) /(9 ч)
  Корень слова (3 ч) Значимые части слова (2 ч) /(3 ч) /(3 ч).
  Формы слова. Окончание (3 ч) /(4 ч) /(4 ч) Правописание гласных и согласных в значимых частях слова (3 ч) /(4 ч) /(4 ч).
  Приставка (2 ч) /(3 ч) /(3 ч)  
  Суффикс (3 ч)  
  Основа слова (1 ч)  
  Обобщение знаний о составе слова (3 ч) /(4 ч) /(4 ч)  
  Правописание частей слова (2 8 ч) /(29 ч) /(29 ч)    
  Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова (1 ч).  
  Правописание слов с безударными гласными в корне (4 ч).  
  Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне (4 ч).  
  Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне (4 ч).  
  Правописание слов с удвоенными согласными (2 ч) /(3 ч) /(3 ч).  
  Правописание суффиксов и приставок (4 ч).  
  Правописание приставок и предлогов (3 ч).    
  Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) (6 ч).  

 

Связь с другими разделами

В рамках развития навыка выделения корня проявляется связь с орфографией (правописание проверяемых безударных гласных), лексикой (однокоренные слова), развитие речи (редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов, подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом). Работа над составом слова продолжается при изучении всех разделов курса.

Языковой материал в учебниках подобран так, чтобы его можно было использовать для повторения других разделов русского языка. Например, рис. 1.

Рис. 1. Фрагмент учебника

При выполнении упражнения 142 повторяются знания лексического значения слова, орфографические правила правописания гласных в корне.

Активно используются творческие задания для введения новой темы, например упражнение 153 (рис.2).

 

Рис. 2. Фрагмент учебника

 

Завершающих этапом в 3 классе является выполнение проекта «Семья слов». Учащимся необходимо составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы.

Таким образом, по результатам освоения темы «Состав слова»:

1. Обучающийся научится:

- владеть опознавательными признаками однокоренных слов;

- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;

- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;

- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;

- выделять нулевое окончание;

- подбирать слова с заданной морфемой;

- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.

2. Обучающийся получит возможность научиться:

- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

- различать изменяемые и неизменяемые слова;

- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

- сравнивать, классифицировать слова по их составу;

- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

- осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);

- наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);

- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;

- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.

 

Задание 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: