Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (ГАС «Выборы») была создана в 1994 г. для автоматизации информационных процессов при проведении выборов и референдумов, обеспечения деятельности избирательных комиссий. На территории Волгоградской области используется с 1995 г. Система неоднократно проходила модернизацию, в ее состав дополнительно включались сканеры избирательных бюллетеней – комплексы обработки избирательных бюллетеней - 2003, 2010, 2017, которые осуществляют распознание отметок, сделанных избирателем в бюллетене, подсчитывают голоса, формируют протокол об итогах голосования. Также применяются комплексы электронного голосования различных модификаций. В Российской Федерации они представляют собой устройство сенсорного голосования (устройство прямой подачи голоса), при использовании которого избиратель не заполняет бюллетень, а делает свой выбор нажатием на определенную позицию на экране устройства. Устройство учитывает голос избирателя и по окончании времени голосования формирует протокол об итогах голосования. Для предоставления возможности избирателю проголосовать на своих локальных выборах в любом месте страны ЦИК России в 2019, 2020 гг. проводила эксперимент по использованию цифровых избирательных участков.
На территории Волгоградской области электронное голосование
в виде использования комплексов обработки избирательных бюллетеней - 2003 впервые применялось при проведении выборов главы администрации Волгоградской области в 2004 г. Комплексы электронного голосования
в Волгоградской области использовались в 2010 г. при проведении выборов депутатов Новоаннинской районной Думы. ДЭГ в тестовом режиме применялось в виде электронного опроса избирателей в хуторе Петровский Петровского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области 1 марта 2009 г. и показало высокий интерес населения к данному виду голосования.
Электронное голосование (комплексы электронного голосования, сканеры избирательных бюллетеней, СМС-голосование и пр.) используется в различных странах в тех или иных формах с 1982 г. При этом дистанционное электронное голосование (ДЭГ) вошло в практику избирательного процесса только с развитием телекоммуникационной сети Интернет.
На международном уровне возможность использования электронного голосования, в том числе дистанционного, была закреплена в 2004 г.
в Рекомендациях R (2004) – 11 Комитета Министров Совета Европы
по правовым, организационным и техническим стандартам электронного голосования (действующая редакция 2017 г.).
Необходимость внедрения ДЭГ, с учетом специфических географических условий Российской Федерации озвучивалась председателем Центральной избирательной комиссии В.Е.Чуровым на семинаре ОБСЕ
по вопросам электронного голосования в Вене 16-17 сентября 2010 г. Такой способ голосования, в отличие от сканеров бюллетеней и устройств прямой подачи голоса обеспечивает высокую степень масштабируемости и гибкости при настройке на различные типы выборов, но требует от общества
и государства более высокой степени ответственности за принимаемые ими решения и более серьезный контроль за работой систем электронного голосования. Законодательно должны быть решены правовые вопросы обеспечения тайны голосования, нормативного регулирования интернет-голосования, защиты от манипуляций результатами голосования и доверия граждан к такому виду голосования.
В 2019 г. на основе специально принятого федерального закона был проведен эксперимент по ДЭГ на выборах в Московскую городскую Думу.
Понятие «Дистанционное электронное голосование было введено
в Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав….» в мае 2020 г.
ДЭГ использовалось при проведении Общероссийского голосования
по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации
в июле 2020 г. в г. Москве и в Нижегородской области, а также
на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы РФ
в сентябре 2020 г. на территории Курской и Ярославской областей.
В 2021 г. ЦИК России приняла решение провести масштабное тестовое ДЭГ в рамках общероссийской тренировки, в котором могут принять участие все избиратели.
Применение ДЭГ, которое рассматривается как одно из наиболее перспективных направлений развития избирательного процесса, дает избирателю следующие преимущества:
- возможность для лица, обладающего активным избирательным правом, проголосовать из любой точки мира с использованием персонального компьютера либо мобильных устройств;
- прозрачность процедуры – все стадии процесса отражаются
в личном кабинете на портале Госуслуг;
- защищенность процесса голосования (применение технологии блокчейн);
- гарантируется тайна голосования, то есть невозможность установить связь между персональными данными избирателя и результатом его волеизъявления.
Применение ДЭГ дает избирательным комиссиям:
-экономию средств и ресурсов на проведение выборов (печать бюллетеней, их транспортировка и охрана, минимизация голосования на дому, минимизация выездов в отдаленные населенные пункты, сокращение дежурств членов ИК и многое другое);
- расширение доступа к избирательному процессу избирателей
с ограниченными физическими возможностями;
- увеличение количества избирателей, принимающих участие
в выборах;
- повышение оперативности подсчета голосов.
Все, что требуется избирателю, чтобы стать участником тестового дистанционного электронного голосования, где бы он ни находился, – это:
- подать заявление через личный кабинет на портале Госуслуг
в период с 21 апреля по 7 мая 2021 г. о желании проголосовать
в электронной форме;
-получить подтверждение;
- проголосовать через личный кабинет на портале Госуслуг в период
с 8.00 часов 12 мая и до 15.00 часов 14 мая 2021 г.
Примите участие в отработке технологии будущего!