Средства физического воспитания детей дошкольного возраста - физкультурные занятия, естественные силы природы и гигиенические факторы.




Средства физического воспитания детей раннего возраста первого года жизни.

Основой всестороннего развития в первые годы жизни является физическое воспитание, которое осуществляется в семье.

Особое значение имеют движения кистей рук, активизирующих кору больших полушарий и стимулирующих развитие речедвигательного центра. Чем большим количеством движений и действий овладевает ребенок, тем успешней развиваются у него ощущения и восприятие, полноценней происходит процесс психического развития. Под влиянием движений повышается функциональная деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, улучшается пищеварение и обмен веществ. Повышается устойчивость организма к заболеваниям.

Гимнастика и массаж. Для правильного развития ребенка первого жизни большое значение имеют гимнастика и массаж.

Массаж и гимнастику проводят со всеми здоровыми детьми, не имеющими каких-либо противопоказаний, начиная с 1,5-2 месяцев.

Гимнастика благотворно действует на центральную нервную систему. Под влиянием гимнастических упражнений у детей повышается активность, внимание становится более сосредоточенным и создает бодрое, радостное настроение.

Гимнастические движения укрепляют мускулатуру, лучше растут и укрепляются кости, улучшается обмен веществ, дыхание углубляется, что способствует нормальному развитию грудной клетки.

Физические упражнения усиливают сокращение кишечника, что устраняет запоры и улучшает процесс пищеварения.

В результате систематических занятий гимнастикой дети начинают более уверенно овладевать навыками движения, сидеть, стоять, ходить. Особенно полезна гимнастика детям, отстающим в физическом развитии.

Массаж и гимнастика рекомендуются индивидуально каждому ребенку, с учетом возрастных особенностей, и проводятся только по назначению врача.

У детей до года приема массажа чередуются с физическими упражнениями.

Для проведения гимнастики и массажа в режиме дня отводится специальное время. Такие занятия проводятся в группе в одни и те же часы, лучше в первой половине дня, когда дети менее утомлены.

Гимнастику и массаж проводит специально обученная медицинская сестра в хорошо проветренной комнате при температуре воздуха зимой не ниже +20º, а летом + 22º, в жаркую безветренную погоду - на открытом воздухе, в тени.

 

Средства физического воспитания детей дошкольного возраста - физкультурные занятия, естественные силы природы и гигиенические факторы.

Физические упражнения. Для стимуляции самостоятельных движений у детей раннего возраста надо создавать соответствующие условия и использовать специальное оборудование (горка с лесенкой и скатом, бревно, большие мячи и т.д.). От года до двух лет происходит дальнейшее совершенствование движений, основными из которых являются ходьба, лазание, переползание, бросание. Для развития основных движений с малышами предусматриваются занятия, которые проводит воспитатель под контролем врача.

Помимо упражнений по развитию навыков в ходьбе, лазании, следует давать упражнения для укрепления мышц туловища, плечевого пояса, ног. Эти упражнения можно выполнять в различных положениях (лежа, сидя, стоя). Такие занятия проводятся не индивидуально с каждым ребенком, а отдельными группами, вначале небольшими, по 2-3 ребенка, с возрастом количество детей в подгруппе можно увеличить: к 1,5 годам до 6-8 человек, а к 2 годам до 9-10 человек.

Продолжительность занятий с возрастом удлиняется: от 8-10 минут в начале второго года жизни до 12-15 минут к 2 годам.

Физкультурные занятия и подвижные игры. Физические упражнения по характеру и объему должны соответствовать возрастным особенностям детей. Организуя деятельность ребенка, необходимо помнить о сохранении его работоспособности в течение всего дня, что достигается чередованием труда и отдыха разных видов деятельности, т.е. поочередным включением в работу разных органов и систем.

В детском саду проводятся занятия по ознакомлению с окружающей общественной жизнью и природой, развитию речи, подготовке к обучению грамоте, развитию элементарных математических представлений, музыкальные занятия, занятия по изобразительному искусству, физкультурные занятия.

Игра - это первое проявление активной деятельности ребенка. Игра делает жизнь детей интересной, содержательной, создает жизнерадостное настроение; тем самым она оказывает большое влияние на состояние здоровья детей. Поэтому в физическом воспитании большое место следует отводить играм, особенно связанным с двигательной активностью. Ограниченная подвижность (гиподинамия) приводит к снижению и даже нарушению жизненно важных функций организма.

Характер игры ребенка в течение дня много раз меняется, поэтому, перед едой и сном проводить более спокойные игры, тогда дети будут с аппетитом кушать и быстро засыпать.

Характер игр перед занятиями, а в старших группах и между ними должен соответствовать виду и содержанию проведенного и предстоящего занятия. После малоподвижных занятий организуются на открытом воздухе подвижные игры такого характера, чтобы в холодную погоду дети не охлаждались, а в теплую не перегревались.

Во время игр детей нужно следить за их самочувствием. Если ребенок очень вспотел, стал часто дышать, покраснел или, наоборот, побледнел, нужно дать ему отдых, переключить на спокойную игру. Это особенно относится к ослабленным детям: они быстрее утомляются.

Во время игр необходимо следить за позой и осанкой детей. Формирование осанки и профилактика плоскостопия. Следует знать, что гармоничность строения тела человека зависит от осанки, которая формируется в период роста и развития организма, т.е. в дошкольном возрасте.

Физиологические изгибы позвоночника у детей формируются до шести-семи лет. Из-за неблагоприятных условий внешней среды могут возникнуть различные нарушения осанки, которые характеризуются такими признаками: голова опущена, спина согнута, плечи сведены вперед и т.д. В дальнейшем эти привычные для ребенка неправильные положения могут привести к искривлению позвоночника. Установление начальных форм нарушений осанки и их профилактика наиболее эффективны именно в дошкольном периоде.

Среди начальных дефектов осанки чаще всего наблюдается так называемая вялая осанка. Это нарушение возникает из-за недостаточного развития мышц спины и живота. Ребенок с такой осанкой часто меняет положение тела и имеет утомленный вид.

Предупредить дефекты осанки значительно легче, чем их лечить. Профилактика нарушений осанки осуществляется в семье и дошкольных учреждениях в двух направлениях: создание оптимальных гигиенических условий (хорошее освещение, соответствующая росту ребенка мебель) и целенаправленная воспитательная работа. Такие средства физической культуры, как общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения спортивного характера, закаливающие процедуры способствуют формированию правильной осанки.

На протяжении всего дошкольного периода ребенка учат правильно сидеть, стоять, ходить и спать в соответствующей позе.

Одним из основных средств, укрепляющих организм и способствующих формированию правильной осанки, является общеразвивающие упражнения утренней гимнастики с последующим обтиранием или обливанием прохладной водой. Для предупреждения нарушений осанки после дневного сна полезно выполнить комплекс упражнений, который направлен на укрепление мышц-разгибателей спины, живота и межреберных мышц.

Чтобы дошкольники научились во время ходьбы сохранять правильную позу, они должны выполнять такие упражнения: ходьба с предметом на голове: тонкая книжка в твердом переплете, фанерная дощечка или мешочек с песком весом 500 г (2-3 мин), ходьба с гимнастической палкой за спиной (2-4 мин). Во время ходьбы туловище следует держать ровно, голову не опускать.

Обучая детей метанию предметов на дальность и в цель, добиваются, чтобы они выполняли эти упражнения правой и левой рукой. Большинство детей выполняют броски более сильной рукой (в основном правой), вследствие чего мышцы туловища развиваются асимметрично.

На формирование осанки значительное влияние оказывает статико-динамическая функция стопы. Даже незначительное изменение ее формы может стать причиной нарушения правильного положения таза, позвоночника и как следствие этого – патологических дефектов осанки.

Любое патологическое изменение стопы отрицательно сказывается на опорной функции нижних конечностей. Дети быстрее утомляются, ухудшается их самочувствие, снижается работоспособность. Дошкольники, страдающие плоскостопием, во время ходьбы сильно топают ногами, походка у них неуверенная и напряженная.

Плоская стопа характеризуется опусканием ее продольного и поперечного свода. При значительной деформации вся стопа касается опорной поверхности. Часто плоскостопие сопровождается отклонением большого пальца наружу.

Для укрепления и развития мышц и связок стопы рекомендуют массировать ее, обливать ноги прохладной водой, ходить на носках и внешней стороне стопы, ходить босиком по траве или песку, по бревну боком и в продольном направлении.

Систематическое выполнение дошкольниками разнообразных физических упражнений, оптимальные гигиенические условия их быта, закаливание организма способствуют формированию правильной осанки и профилактике плоскостопия.

Не меньшее значение для детей имеет санитарно-гигиеническая обстановка: поддержание чистоты и порядка мест проведения занятий, гигиена тела и одежды, соблюдение оптимального светового, воздушного и температурного режима в помещении. Особая роль принадлежит режиму дня (чередованию бодрствования, сна, питания и различных видов деятельности). Соблюдение режима предохраняет нервную систему от переутомления, поддерживает нормальную ритмичность работы организма и удовлетворяет его жизненную потребность в движениях.

Физические упражнения применяются во всех возрастных группах. В группах раннего дошкольного возраста – это пассивные упражнения: разведение рук в стороны и скрещивание их на груди, поднимание рук и ног, сгибание и разгибание ног (пассивная гимнастика). Применяется также массаж. С 2-х до 7-ми лет выполняют разнообразные упражнения: ОРУ с предметами и без них; упражнения основной гимнастики: ходьба и бег, прыжки и метания, лазания; построения и танцевальные упражнения; подвижные игры: бессюжетные игры (городки, эстафеты) и сюжетные («гуси-лебеди»); элементы спортивных игр; спортивные упражнения (катание на самокате, велосипеде); простейший туризм (пешие и лыжные прогулки).

 

Закаливание. Основное средство предупреждения простудных заболеваний детей-дошкольников – естественные оздоровительные факторы. Целесообразное использование воздуха, солнца и воды помогает выработать у ребенка приспособительные реакции к изменяющимся внешним условиям, т.е. закалить его организм. На закаленных детей меньше влияют резкие изменения температуры, они имеют хороший аппетит, более активны, уравновешены и жизнерадостны.

Закаливание для дошкольников целесообразно начинать летом, когда температура воздуха выше, чем в другие периоды годы и ее колебания не бывают резкими, а затем систематически проводить его в течение года. Однако средства и методы закаливания должны быть для разных детей разными.

Одного ребенка сразу же приучают к сравнительно низким температурам, для других переход от теплого до прохладного должен быть постепенным, почти незаметным.

Закаливание воздухом. Воздух – наиболее доступное средство закаливания для дошкольников разного возраста. Использование воздуха в целях укрепления здоровья детей начинается с проветривания помещения, где они находятся.

Можно организовать послеобеденный сон на свежем воздухе, если для этого есть соответствующие условия (веранда или широкий балкон).

В любое время года ребенку полезны воздушные ванны. При проведении таких процедур ребенок в течение определенного времени остается полностью или частично обнаженным. Воздушные ванны подразделяют на горячие (температура свыше +30оС), теплые (+ 24о… + 30оС), индифферентные (+ 20о…+24оС), прохладные (+15о…+ 20оС) и холодные (+ 6о… + 15оС). Осенью и зимой воздушные ванны принимают в хорошо проветренной комнате, во время утренней гимнастики сначала в майке и трусах, а по мере закаливания – только в трусах и босиком. Продолжительность первых воздушных ванн пять минут. Постепенно это время увеличивают, а температуру воздуха снижают.

Принимая воздушные ванны, ребенок должен двигаться: выполнять гимнастические упражнения, играть в подвижные игры. Движения способствуют активизации деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, дают наилучший оздоровительный эффект.

Закаливание водой. Водные процедуры достаточно просты, легко дозируются. Кроме того, всегда можно поддерживать нужную температуру воды.

Во время водных процедур организм приблизительно в 28-30 раз интенсивнее теряет тепло, чем при воздушных ваннах. Вначале кровеносные сосуды суживаются, кровь отливает во внутренние органы, кожа бледнеет и ребенок иногда даже ощущает озноб. Через некоторое время сосуды вновь расширяются, что способствует интенсивному притоку крови, кожа краснеет, температура тела повышается. Таким образом, происходит определенная тренировка как нервной, так и сердечно-сосудистой системы. Все это способствует укреплению организма. В связи с тем, что водные процедуры являются возбуждающим и тонизирующим средством, их рекомендуют применять после утренней гимнастики или дневного сна.

Водные процедуры начинают с умывания. Теплую воду постепенно охлаждают. Ребенок моет лицо, руки, шею и верхнюю часть груди. Через некоторое время можно приступить к обтиранию тела смоченной в воде рукавичкой, губкой или влажным полотенцем. Все движения выполняют быстро и энергично. Процедура длится не более 1-2 минут. Затем вытираются сухим полотенцем до тех пор, пока кожа не покраснеет и не появится приятное ощущение тепла.

Обливание из лейки или под душем проводят после солнечной ванны или утренней гимнастики (когда ребенок привыкает к обтиранию). Эта процедура считается более сильным средством закаливания, чем обтирание, поскольку вода попадает сразу на все тело.

Высота падения воды во время этой процедуры не должна превышать 40-50 см. Длительность обливания под душем постепенно увеличивается от 15 до 35 секунд.

В дошкольных учреждениях все дети систематически (1 раз в год) проходят медицинское обследование, по результатам которого и определяется способ закаливания для каждого ребенка индивидуально.

Методика использования естественных факторов природы для ослабленных детей такая же, как и для здоровых дошкольников. Однако следует быть более внимательным к изменению дозировки закаливающих средств, учитывая принцип постепенности их воздействия.

Многочисленные примеры из практики работы дошкольных учреждений свидетельствуют о большой эффективности закаливающих процедур в сочетании с режимом оптимальной двигательной активности для укрепления здоровья ослабленных детей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: