Организация референдума.




Все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, включаются в списки избирателей (каждые полгода, закон требует проверять списки). Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой местной администрации. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Эти сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов.

Параллельно составлению списков избирателей, идёт формирование избирательных округов и участков.

Допускаются отклонения от средней нормы представи­тельства избирателей не более чем на 10 %, в труднодос­тупных, отдалённых местах проживания коренных мало­численных народов до 30 %.

На участке должно быть не более чем три тысячи избира­телей. Участок должен быть образован не позднее 45 дней до выборов.

Создание избирательных комиссий, закон предусматри­вает пять видов комиссий:

1. Центральная избирательная комиссия.

2. Избирательные комиссии субъектов Российской Феде­рации.

3. Окружные избирательные комиссии.

4. Территориальные (районные, городские) избирательные комиссии.

5. Участковые избирательные комиссии.

Определённое требование: все члены комиссии должны иметь высшее юридическое образование или учётную сте­пень в области права.

В Центральной комиссии все члены должны высшее юридическое образование, а в остальных, высшее юридиче­ское образование должен иметь председатель.

Пять членов Центральной комиссии назначаются Госу­дарственной Думой из числа кандидатур предлагаемых об­щественными объединениями; пять членов назначает Со­вет Федерации из числа кандидатур предлагаемых орга­нами государственной и исполнительной власти и пять членов назначаются Президентом.

На выборах 1993 года установлено, что комиссия должна быть создана в течении семидесяти дней Центральная, Ок­ружная комиссия в течении пятидесяти дней и участковая комиссия сорок дней до выборов.

Кандидат (зарегистрированный) в кандидаты, может на­значить своего представителя в избирательную комиссию, зарегистрировавшую его и в нижестоящие избирательные комиссии с правом совещательного голоса.

Обжаловать нарушение избирательных прав граждан можно через вышестоящую избирательную комиссия или суд.

Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, при­нимаются в пятидневный срок, а в день выборов - немед­ленно. В случае, если факты, содержащийся в жалобах, тре­буют дополнительной проверки, решения по ним принима­ются не позднее чем десятидневный срок. При этом выше­стоящая избирательная комиссия вправе принять самостоя­тельное решение по существу жалобы.

В праве выдвигать (избиратель) кандидатов обществен­ные объединения - это могут быть партии, профсоюзные объединения.

Создаются избирательные фонды: это могут быть как собственные средства, средства партии, добровольные по­жертвования юридических и физических лиц.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов.

В объективном смысле избирательное право понимается как совокупность государственно-правовых отношений, норм регулирующих порядок организации и проведения выборов, порядок выдвижения и регистрации кандидатов на выборные должности.

Кандидат в Государственную Думу и субъекты Федера­ции может быть избран по достижению 21 года. Глава Ис­полнительной власти субъекта Федерации с 30 лет.

Президент России может быть избран: Гражданин Рос­сии достигший 35 лет, проживающий на территории России не менее 10 лет.

Избирательная система - это закрепленные в Государст­венном праве, нормы определяющие порядок определения итогов выборов, от которого зависит порядок организации, проведения всей избирательной компании.

Разделяют два вида избирательных систем:

1. Мажоритарная

2. Пропорциональная

Мажоритарная - это система определения результатов выборов в основу которой положен принцип большинства.

Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства.

Мажоритарная избирательная система относительного большинства (голосов больше, чем у соперника).

Пропорциональная избирательная система, многомандат­ные избирательные округа и мандаты распределяются про­порционально между кандидатами.

В законодательстве закрепили заградительный пункт: получат мандаты только те партии, которые завоюют не менее 5 % голосов избирателей.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане признанные судом не дееспособными или граждане нахо­дящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Референдум 12.12.1993

Нормы народовластия: исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным бо­гатством России; невозможность изменения территории Российской Федерации без волеизъявления народа, выра­женного путём референдума.

Решение, принятое на референдуме Российской Федера­ции, оформленное как федеральный закон, мы выделяем его отдельной строкой в иерархии нормативных актов, поскольку легитимность и юридическая сила дан­ного решения выше, нежели принятого лишь парламентом; оно может потребовать смены целого (законодательства) направления в законодательстве путём учреждения нового крупного института, изменение объёма государственного суверенитета и т.п.

Законодательная власть ограничивается (президентом) референдумом.

Президент имеет право назначить референдум.

Ни у кого не должно возникать искушения заявить, что его удерживают в составе России насильно. Сначала на ме­стном референдуме должно положительно проголосовать две трети (не меньше) избирателей, имеющих право голоса. Это стремление должно быть закреплено в соответствую­щем федеральном законе и найти своё отражение в Консти­туции. При отрицательных итогах референдума повторное голосование может быть проведено не ранее, чем через 10 лет. Заметим, что подобный механизм был бы чётче нежели формула Конституции 12.12.1993., по которой статус субъ­екта России " может быть изменён по взаимному согласию России и её субъекта".

В ходе референдума, состоявшегося 12 декабря 1993года, большинство проголосовавших избирателей 32.937.630 че­ловек высказались за принятие конституции. Это внуши­тельная цифра.

Тем не менее итоги референдума вызвали неоднозначную оценку, и в частности из-за несоответствия его проведения процедуре, установленной Законом о референдуме 1990г., согласно которому для внесения изменений в Конституцию (а следовательно как считают многие, и для принятия Кон­ституции) необходимо было получить абсолютное боль­шинство голосов избирателей, включённых в списки для голосования.

Хотя эти споры уже в прошлом, справедливости ради от­метим, что стойкое снижение избирательной активности в последние годы делало нереальным проведение конститу­ционного референдума по жёсткой формуле прошлых лет. Поэтому отсутствие " всеобщего одобрения", которое, во­обще-то говоря, свойственно только странам с тоталитар­ным режимом, можно расценивать как нормальное, типичное для свободных выборов явление. Аналогичная картина была в послевоенной Франции, да и в ряде других стран, когда разница в общем числе голосов "за" и "против" колебалась на уровне 5-10 % общего числа голосовавших.

Уроки последнего российского референдума говорят об одном - доверие народа к власти достаточно хрупко, чтобы долго испытывать его терпение. Гораздо предпочтительнее, хотя и более хлопотно, нормализовать экономику, укреп­лять правопорядок и добиваться общественного согласия в мирном обустройстве России.

Завершая тему референдума 12 декабря 1993 года отме­тим, что ни Федеральное собрание, ни субъекты Федерации не опровергли правомерность результатов проведения ре­ферендума, которым была одобрена Конституция Россий­ской Федерации. Так же, все ясно понимают, что критикуя отдельные положения Конституции, нельзя считать её не действующей. Отсюда следует вывод - мы должны соблю­дать и уважать нынешнюю Конституцию.

И лишь время покажет, что необходимо для совершенст­вования конституционного строя, который призван разумно сбалансировать стоящие перед Россией проблемы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: