А.И. СОЛЖЕНИЦЫН «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»
Почему не только горе сжимает сердце при чтении этой замечательной книги, но и свет проникает в душу. Это от глубокой человечности, оттого, что люди остались людьми и в обстановке глумления.
Лауреат Нобелевской премии Жорес Медведев.
Вопрос для обсуждения на уроке: Может ли в условиях фактической несвободы человек остаться свободным? Может ли быть счастливым?
МАТЕРИАЛЫДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ
1. История создания. Рассказ написан в 1959 году, опубликован в 1962 году. Первоначально название рассказа «Щ-854 (Один день одного зека)».
«Как это родилось? Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно описать весь лагерный мир – одним днём. Конечно, можно описать свои 10 лет лагеря, всю историю лагерей, а достаточно в одном дне собрать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет всё».
«Это родилась у меня мысль в 52-м году. В лагере. Ну, конечно, тогда было безумно об этом думать. А потом прошли годы. И вот в 59-м году думаю: кажется, я уже мог сейчас эту идею применить. Семь лет она лежала просто. Попробую-ка я написать один день одного зека. Сел - и как полилось! Со страшным напряжением! Потому что в тебе концентрируется сразу много этих дней. И только чтоб чего-нибудь не пропустить, я невероятно быстро написал «Один день».
Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и опыта автора. В Особом лагере Солженицын работал каменщиком под номером Щ-262. Остальные лица – все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями.
2. Жанр. Как рассказ жанр определил сам писатель, подчеркнув этим контраст между малой формой и глубоким содержанием произведения. Повестью назвал А.Т. Твардовский, осознавая значительность творения Солженицына.
|
3. Тема, проблематика. Главная цель автора – показать русский народный характер в различных обстоятельствах, показать через событие, цепь событий – личность. Это не только портрет одного дня нашей истории, это книга о сопротивлении человеческого духа насилию.
4. Способ повествования. Солженицын поставил цель совместить две точки зрения – автора и героя, точки зрения не противоположные, а схожие идеологически, но различающие уровнем обобщения и широтой материала.
Сказовая манера повествования дает Ивану Денисовичу возможность речевой самореализации, но это не прямой сказ, а сказ, вводящий образ повествователя. Такая повествовательная форма позволяла в какие-то моменты разделить автора и героя.
Изображение лагеря.
А) За что попадали в лагерь.
- был в плену (Ермолаев, Шухов)
- сын кулака (бригадир Тюрин)
- узник концлагеря Бухенвальд, где участвовал в подпольном движении (Сенька Клевшин)
- член «старой ленинской гвардии» (Ю-81)
- вера в Бога (баптист Алешка)
- за подарок, присланный английским адмиралом (кавторанг Буйновский)
- арестованный студент литературного факультета (фельдшер Вдовушкин)
- деятели искусства (кинорежиссер Цезарь Маркович)
- «буржуазные националисты» (два эстонца)
Через судьбы героев автор показывает конкретные события эпохи.
Б). Лагерная философия
1). Законы спасения от смерти:
· В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать.
|
· Кто быстро бегает, тому сроку в лагере не дожить – упарится, свалится.
2). Законы о работе:
· Работа – она как палка, конца в ней два: для людей делаешь – качество дай, для начальника делаешь – дай показуху.
· Пока начальство разберется – приткнись, где потеплей, сядь, сиди, еще наломаешь спину.
· Волочи день до вечера, а ночь наша.
3). Законы бригады:
· Бригадир хоть сам посылок не получает – без сала не сидит. Кто из бригады получит – сейчас ему дар несет. А иначе не проживешь.
· Или всем дополнительное, или все подыхайте.
· Смирный – в бригаде клад.
4). Законы самосохранения:
· Никогда зевать нельзя.
· Кряхти да гнись. А упрешься – переломишься.
· Не выкусишь – не выпросишь.
· Кто кого сможет, тот того и гложет.
· Быстрая вошка всегда первая на гребешок попадает.
Дополнения Шухова (народная философия):
· Всякую вещь и труд всякий жалеет он, чтоб зря не гинули.
· Кто работу крепко тянет, тот над соседями тоже вроде бригадира становится.
· Кто два дела руками знает, тот еще и десять подхватит.
· Легкие деньги – они и не весят ничего… За что не доплатишь, того не доносишь.
· Что упало, что кануло – тому отзыва нет.
· Запасливый лучше богатого.
· Если человек просит – отчего не пособить?
· Переживем все, даст Бог кончится!
Человеку можно, собравшись с силами, сразиться с обстоятельствами. Выжить можно, лишь сопротивляясь лагерному порядку принудительного насильственного вымирания. И весь сюжет, если всмотреться, это сюжет непротивления живого – неживому, Человека – Лагерю. Лагерь создан ради убийства, нацелен на уничтожение в человеке главного – его внутреннего мира: мысли, совести, памяти. «Здешняя жизнь трепала его от подъёма до отбоя, не оставляя праздных воспоминаний: И вспоминать деревню Темгенёво и избу родную ещё меньше было ему поводов».
|
Лагерный закон: «Подохни ты сегодня – я завтра». Это общее «руководство жизнью» ставит человека по ту сторону добра и зла. Не допустить себя до этого, если ты хочешь называться Человеком – вот задача Шухова.
Образ Ивана Денисовича Шухова (заключённого Щ-854).
А). Долагерная жизнь Ивана Денисовича. Рядовой труженик, обыкновенный мужик, родился в 1911 году, жил в деревне Темгенево, был колхозником, ушёл на войну 23 июня 1941, был ранен, затем плен –> побег –> обвинение в измене Родине –> лагерь.
Б). 8 лет в лагере.
- Сохранил внутреннее достоинство,
- сохранил вековые мужицкие привычки («себя не роняет»),
- не унижается, не доносит на товарищей,
- уважительно относится к хлебу,
- совестливость,
- нежелание жить за чужой счет (запретил жене собирать посылки в лагерь),
- любит работать.
НО:
- принял лагерную мудрость («Кряхти да гнись. А упрешься – переломишься»), «закосил» кашу.
В) Портрет, детали. Внешне не выделяется из массы заключённых – «бритая» голова, щетина и «ястребиные глаза лагерника». Но –> редкий номер, собственная ложка с меткой, спрятанный мастерок.
Г) Речевой портрет.
- народная речь,
- лагерный жаргон,
- авторское словообразование.
7. Система персонажей. 104 бригада: Шухов – кавторанг Буйновский – кинорежиссер Цезарь Маркович – старик каторжанин – бригадир Андрей Прокофьевич Тюрин – Павло и др. (24 человека) – другие зеки <----> охранники, конвоиры.
Показана и четкая лагерная иерархия: Начальники, «придурки», «шестёрки», «стукачи» и др.
8. Пространство в рассказе. Горизонтальное пространство подчинено принципу расширяющихся концентрических кругов: барак –> зона –> переход по степи –> стройка. Замкнутое пространство ограничивается проволочным заграждением или бескрайней ледяной степью.
Лагерь – это дом, так и говорят все: «Домой идём». О другом, настоящем, доме за день и вспомнить некогда, но он существует в рассказе благодаря внутреннему зрению героя, пространству памяти. И тогда возникает следующий ряд концентрических кругов: дом –> деревня –> край –> Родина.
10. Категории времени. 1 день <----> вся жизнь
МИГ (счастья) – МИНУТЫ– ЧАС – ДЕНЬ – ГОДЫ– СРОК
Никто из зеков никогда в глаза часов не видит, да и к чему они, часы, зеку только надо знать – скоро ли подъём, до развода сколько? До обеда? До отбоя? Заключённым часов не положено, время за них знает начальство. Время определяют по солнцу и месяцу:
«Шухов поднял голову на небо и ахнул: небо чистое, а солнышко почти к обеду поднялось. Диво дивное: вот время за работой идёт! Сколь раз Шухов замечал: дни в лагере катятся – не оглянешься. А срок сам – ничуть не идёт, не избавляется его вовсе».
«Утром только этим зеки и спасаются, что на работу тянутся медленно. Кто быстро бегает, тому сроку в лагере не дожить – упарится, свалится».
ВРЕМЯ:
- природное («утро пришло своим чередом»)
- внутрилагерное (дни в лагере катятся – не оглянешься. А срок сам – ничуть не идёт, не убавляется его вовсе»).
Почти счастливый день».
- замешкался на подъёме – в карцер не посадили;
- бригаду не выгнали в чистое поле на мороз от самих себя проволоку натягивать;
- в обед удалось «закосить» кашу;
- бригадир хорошо закрыл процентовку, следовательно, следующие пять дней бригадники будут «сытыми»;
- нашёл кусок ножовки, забыл про неё, но на «шмоне» не попался;
- подработал вечером на Цезаря и табачку купил;
- и не заболел, перемогся.
«Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных годов – три дня лишних набавлялось»