Сонатная форма
В инструментальной и вокальной музыке
Сонатная форма – наиболее сложная и богатая по выразительным возможностям форма из всех гомофонных форм, потому что сонатная форма способна воплотить любое содержание.
Сонатная форма – такая двухтемная форма, в которой основные 2 темы сначала (в экспозиции) звучат в разных тональностях, а в репризе они тонально сближаются.
Сонатная форма прошла долгий исторический путь развития (от музыки сыновей Баха, Д. Скарлатти), и каждое новое поколение композиторов вносило свой вклад в совершенствование сонатной формы, особенно венские классики.
Применение: главным образом в инструментальной, реже сольной вокальной, редко в вокальной ансамблевой и хоровой музыке.
Сложилась следующая классификация видов сонатной формы:
I. Полная сонатная форма, в которой есть экспозиция, разработка, реприза;
II. Разновидности сонатной формы:
а) Сонатная форма без разработки: когда после экспозиции практически сразу идёт реприза (может быть связка, переход, модуляционный ход);
б) Сонатная форма с эпизодом в разработке;
в) Сонатная форма с эпизодом вместо разработки;
г) Рондо-соната;
д) Сонатная форма с зеркальной репризой;
е) Сонатная форма в двойной экспозицией (концерт).
Полная сонатная форма представляет собой масштабную 3х-частную композицию, где 1 раздел – экспозиция, 2й – разработка, 3й – реприза.
Экспозиция – модулирующий первый раздел сонатной формы. По тональному плану включает в себя область главной партии (главная тема + связующая часть в главной тональности) и область побочной партии (побочная тема + заключительная часть в побочной тональности).
Тема – ярко выраженная музыкальная мысль с оформленной мелодией.
Часть – служебная часть формы (на общих формах движения).
Главная тема – построение, выражающее основную музыкальную мысль.
· в главной тональности;
· содержание связано с воплощением первого музыкального образа;
· форма от одного предложения / Бетховен. Соната №1, I ч.
до простой двойной 3х-частной / Шостакович. 5 симфония, IV ч.
После Гт довольно часто звучит Св.часть, а иногда только связка:
/ Шуберт. Неоконченная симфония, I ч.
Связующая часть называется так потому, что её главное назначение – связать, соединить тональности Гт и Пт, но важнее – «образная модуляция» – явление, не имеющее аналогов в др.формах.
В ней может быть 3 раздела: 1й продолжает развивать Гт; 2й – содержит модуляцию в новую тональность; 3й – содержит D-предыкт к Пт.
Побочная тема (или партия) воплощает второй основной образ сонатной формы. «Побочная» – потому что звучит не в главной, а побочной тональности. Пт в образном и интонационном отношении обязательно как-нибудь соотносится с Гт:
· коренное отличие / Чайковский. «Ромео и Дж», Гт – тема вражды, Пт – тема любви;
· производный контраст / Бетховен. Сонаты №№1, 5, 23, I ч.ч.
По форме бывает разной: от простого периода до пр. дв.3х-частной ф.
Тональность Пт у венских классиков 1й степени родства, а в музыке XIX – XX вв. бывает очень далёкой степени родства:
/Глинка. Увертюра «Руслан и Людмила»: D – F;
/ Шостакович. 5 симфония, I ч.: d – es.
Довольно часто внутри Пт в её развитие внезапно могут ворваться «чужие» интонации (Гт или темы вступления, или нового муз. материала). Это называется срывом, сдвигом, переломом в Пт. Этот приём используют композиторы для внесения драматизма, конфликтности в развитие второго образа (Пт) в тех случаях, когда между Гт и Пт не было сильного контраста. В момент срыва форма Пт разрушается.
У композиторов-мелодистов (Моцарт, Чайковский, Прокофьев) часто бывает не одна, а две Пт в одной тональности:
/ Чайковский. «Ромео и Джульетта»; 4 симфония.
После Пт (Пп) бывает заключительный раздел – либо самостоятельная тема (Зт), либо (чаще) Закл.часть – кадансирование на новой тонике, либо звучит кода к Пт.
У венских классиков было принято повторять Экспозицию. Отменил Бетховен в «Аппассионате».
Разработка в сонатной форме – самый напряжённый этап развития музыки, где темы Экспозиции вступают в новые, конфликтные взаимоотношения. Часто на грани разработки и репризы находится главная кульминация всей сонатной формы.
Строение разработок бывает разное. У венских классиков очень часто разработка состоит из 3х разделов:
1й – вступительный – по звучанию неопределённый, короткий;
2й – центральный – конфликтный, интенсивное развитие образов и тем;
3й – D-предыкт к репризе.
Основные приёмы разработочного развития:
· вычленение важнейших, характернейших интонаций (мотивов) из тем экспозиции;
· ритмическое дробление тем (реже – увеличение тем /Прокофьев. 1 симфония, Iч.);
· тональная неустойчивость, секвенции, эллипсис, гармонич. усложнение муз.языка.
Но хаоса никогда не бывает, всегда есть интрига, драматургическая задумка, логика. Чаще всего она связана с чётким тональным планом внутри разработки: смена тональностей по квартам, либо по терциям, либо по секундам, либо тональности располагаются симметрично. В целом, тональный план разработок направлен в сторону S (в т.ч. в тональность самой глубокой S – II b «неаполитанской»). При этом композиторы считали, что надо избегать главную тональность.
Реприза сонатной формы – «повторение» экспозиции. На самом деле – это новый качественный этап во взаимодействии, в соотношении тем и образов.
Гт в репризе, как правило, динамизирована. М.б. переосмыслена, но может сохранять своё образ. содержание в сторону углубления, усиления этого содержания.
/ Бородин. Богатырская симфония Iч. – Гт в увеличении (+в коде в дв.увеличении)
Форма Гт в репризе обычно бывает сокращена.
В Св.ч. – необходимо пересмотреть тонал. план; иногда пропускается св.ч.
Пт – также переосмыслена, масштабы могут сокращаться, а м.б. сохранены. Тональность в любом случае приближается к главной (либо одноимённая).
Закл.ч. м.б. сохранена, может отсутствовать, тогда вместо З.ч. начинается кода.
Кода в сон.форме – этап выводов из развития музыки. И потому, какая тема утверждается в коде, можно судить, какой образ победил, какой образ был главным для композитора.
Часто коды в симф.музыке бывают синтезированными, где обобщается тематизм. Редко на новой теме / Бетховен. «Эгмонт», Глинка. Увертюра к оп. «Руслан и Людмила».