1. Понятие и основания социальной стратификации
2. Виды социальной мобильности
1. Понятие и основания социальной стратификации
Когда социологи рассматривают деление общества на устойчивые социальные общности, то этот социальный факт называется «социальной дифференциацией». Когда же социологи начинают сравнивать социальное положение устойчивых социальных общностей, то этот социальный феномен называется «социальной стратификацией».
Термин «стратификация» был заимствован П.А. Сорокиным из геологии. «Страта» (strata) — слой, пласт. «Социальная стратификация» дословно — социальное расслоение, проявление социального неравенства.
Например, мужчины и женщины — две самые большие социальные группы общества, но их положение в обществе неравное, поэтому мужчины и женщины — две страты общества.
Социальное неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.
Под равенством социологи понимают: 1) равенство личностное; 2) равенство возможностей достигнуть желаемых целей (равенство шансов); 3) равенство условий жизни (благосостояние, образование и т. д.); 4) равенство результатов. С научной точки зрения полное равенство в обществе немыслимо. Люди неравны по самым различным основаниям.
Социологи выделяют несколько стратификационных систем: физико-генетическая; рабовладельческая; кастовая; сословная; этакратическая; социально-профессиональная; классовая; культурно-символическая; культурно-нормативная. В каждом конкретном обществе обычно имеет место комбинация нескольких стратификационных систем и множество их переходных форм.
|
В основе первого типа — физико-генетической стратификационной системы — лежит дифференциация социальных групп по «естественным» социально-демографическим признакам. В обществе неравны мужчины и женщины, представители различных возрастных групп, более высокое положение занимают в некоторых отношениях и обстоятельствах группы более физически развитых и умственно развитых людей, более красивых людей. Неравное положение занимают группы людей, имеющих физические и умственные недостатки. Эта «естественная» стратификационная система господствовала в первобытной общине, но продолжает воспроизводиться и по сей день. Особенно сильно она проявляется в сообществах, борющихся за физическое выживание или расширение своего жизненного пространства. Наибольшим престижем здесь обладает тот, кто способен осуществлять насилие над природой и людьми или противостоять такому насилию. В современном обществе эта система поддерживается военной, спортивной и сексуально-эротической пропагандой.
Вторая стратификационная система — рабовладельческая — основана на прямом вооруженном насилии. Неравенство детерминируется военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Определенные социальные группы — рабы — этих прав лишены совершенно и наравне с вещами, превращены в объект частной собственности. Причем положение это чаще всего передается по наследству и таким образом закрепляется в поколениях. Рабовладельческие системы в прошлом были весьма разнообразны. В период античного рабства число рабов порою превышало число свободных граждан. Позже рабство возрождалось всегда, когда общество нуждалось в применении большого количества неоплачиваемого труда: плантационное рабство в США XVII – первой половины XIX вв.; работа военнопленных и депортированных лиц на немецких частных фермах в период второй мировой войны; работа захваченных боевиками граждан России на плантациях наркотических растений, в лабораториях по изготовлению наркотиков и в домашних хозяйствах и пр.
|
Третий тип стратификационной системы — кастовая. В ее основе лежат происхождение, этнические различия, которые закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каста представляет собой замкнутую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии. Это место появляется в результате обособления функций каждой касты в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут заниматься: жреческие, воинские, земледельческие. Поскольку положение в кастовой системе передается по наследству, возможности социальной мобильности здесь крайне ограничены. Чем сильнее выражена кастовость, тем более закрытым оказывается данное общество. Классическим примером общества с господством кастовой системы считается Индия. Сегодня кастовая система воспроизводится, например, в клановом строе среднеазиатских государств. Черты кастовости утверждались в середине двадцатого столетия политикой фашистских государств — Италии, Германии. Арийцам отводилось положение высшей этнической касты, признанной к господству над другими этносами. Роль скрепляющих теологических доктрин брала на себя националистическая идеология. В современных обществах отдельные черты кастовости можно увидеть на примере наиболее престижных и высокодоходных профессий, в которых приняты семейные династии (политики, военные, дипломаты, актеры и пр.).
|
Четвертый тип представлен сословной стратификационной системой. В этой системе сословия различаются юридическими правами, которые жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Основанием стратификации выступает здесь власть. Обязательства сословий перед государством закреплены в законодательном порядке. Принадлежность к сословию передается по наследству, способствуя относительной закрытости данной системы. Одни сословия обязаны нести военную или чиновничью службу, другие — платить налоги и трудиться. Примеры развитых сословных систем — феодальные западно-европейские общества или феодальная Россия. Согласно переписи 1897 г., население России распределялось на следующие сословия: дворяне — 1,5%, духовенство — 0,5 %, купцы — 0,3%, мещане — 10,6%, крестьяне— 77,1 %, казаки — 2,3%. Первым привилегированным сословием а России считалось дворянство, вторым — духовенство. Остальные сословия не являлись привилегированными.
Пятый тип — этакратическая система имеет некоторое сходство с сословной системой. В ее основе также находится власть. Эта система получила распространение в тоталитарных политических режимах и как неизжитое последствие существует еще в современной России. В ней дифференциация между группами происходит, в первую очередь, по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций. Степень материального благополучия, стиль жизни социальных групп, как и ощущаемый ими престиж, связаны здесь с формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих властных иерархиях. Все прочие различия — демографические и религиозно-этнические, экономические и культурные — играют производную роль. Масштабы и характер дифференциации (объемы властных полномочий) в этакратической системе находятся под контролем государственной бюрократии. Иерархии могут закрепляться формально-юридически — посредством чиновничьих табелей о рангах, военных уставов, присвоения категорий государственным учреждениям, — а могут оставаться и вне сферы государственного законодательства. От системы сословий отличается формальной свободой членов общества и отсутствием наследования властных позиций.
Шестая — социально-профессиональная стратификационная система. В ее основе лежат образование и престиж. Группы делятся по содержанию и условиям своего труда. Особую роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли — обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Утверждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, присвоения разрядов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности. Действенность квалификационных сертификатов поддерживается силой государства или какой-то другой достаточно мощной корпорации (профессионального цеха). Сертификаты, как правило, по наследству не передаются. Социально-профессиональное деление является одной из базовых стратификационных систем, которая присутствует во всяком обществе с более-менее развитым разделением труда.
Седьмой тип — классовая система. В ее основании лежат место в системе общественного разделения труда, способы получения и размеры доходов. Классы представляют собой социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан. Различия между этими группами заключены в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния. Принадлежность к классам не регламентируется высшими властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству. Передаются имущество и капитал, но не сам статус. Общества, где совершенно отсутствует классовая дифференциация, — явление довольно редкое и неустойчивое. В каждой стратификационной системе присутствуют основные и не основные классовые различия. Основными классами в истории развития общества являлись рабы и рабовладельцы, крепостные крестьяне и феодалы. В современном обществе — буржуазия и наемные работники.
Восьмой тип стратификационной системы — культурно-символическая. В ее основе лежат образование и престиж. Дифференциация возникает здесь из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей фильтровать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителем священного (тайного) знания. В древности эта роль отводилась жрецам, магам и шаманам, в средневековье — служителям церкви, толкователям священных текстов, составляющим основную массу грамотного населения, в Новое время — ученым, технократам и партийным идеологам. Более высокое положение занимают те, кто имеет лучшие возможности для манипулирования сознанием и действиями прочих членов общества, кто лучше других может доказать свои права на истинное понимание, владеет лучшим символическим капиталом. Для доиндустриальных обществ более характерно теократическое манипулирование, для индустриальных — партократическое, а для постиндустриальных — технократическое манипулирование.
Девятый тип стратификационной системы — культурно-нормативный, в ее основе лежит престиж тех или иных социальных групп. В основе неравенства — различия в уважении и престиже, возникающие из сравнения образов жизни и норм поведения, которым следует данная группа. Отношение к физическому и умственному труду, потребительские вкусы и привычки, манеры общения и этикет, особый язык (профессиональная терминология, местный диалект, уголовный жаргон) — все это основы культурно-нормативного социального деления. Происходит разграничение «своих» и «чужих», ранжирование групп («благородные — неблагородные», «порядочные — непорядочные, «элита — обычные люди — социальное дно»). Изысканные манеры джентльмена, праздное ничегонеделание аристократа, самоотверженный аскетизм религиозного подвижника, ораторское искусство идейного вождя — знаки высокого общественного положения, нормативные ориентиры, образцы социального действия. Они выполняют функции морального регулирования, которое и детерминирует данный тип стратификационных отношений.
Основное свойство стратификации — воспроизводство неравенства статусных рангов. У стратификации в традиционных обществах возможно присутствие множества оснований, у стратификации современного общества — четыре главных основания, четыре шкалы, расположенные вертикально, рядом друг с другом: доход, власть, образование, престиж.
Доход измеряется в денежных единицах, которые получает отдельный индивид (индивидуальный доход) или семья (семейный доход) в течение определенного периода времени.
Власть измеряется числом людей, на которых распространяется принимаемое решение.
Образование измеряется числом лет обучения в учебном заведении, а также статусным рангом учебного заведения в социальном институте образования данного общества (государственный диплом выпускника юридического факультета Российской правовой академии Минюста РФ и юридического факультета какого-нибудь технического вуза с формальной стороны одинаковы, но любой работодатель предпочтет юриста с дипломом профильного юридического факультета).
Престиж — уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.
Социальная структура традиционного и современного общества неодинаковы. В традиционном обществе чаще всего наблюдается наличие высшей, средней и низшей страт. Социальная структура имеет ярко выраженный пирамидальный характер.
Социальную структуру современного общества исследовал на примере США американский социолог У. Л. Уорнер[6]. Он установил, что в США существует 6 многомерных страт, назвал их привычным термином «социальные классы». Уорнер так определил разные страты и процентное соотношение населения в них: высший—высший класс (1,44%), низший—высший класс (1,56%), высший—средний класс(10,22%); низший—средний класс (28,12%), высший—низший класс (32, 60%) и низший—низший класс (25,22%). Было установлено, что люди одной и той же профессии могут относиться к разным стратам. Например, рабочие оказались в двух средних и двух нижних, а служащие — во всех шести стратах.
Члены любого слоя не отличаются строгим единообразием в любом виде деятельности; их в большей степени отличали от других слоев размер дохода, профессиональный уровень и тип социального участия. «Высший—высший класс» состоит из семей старых поселенцев, состояние которых увеличивалось на протяжении нескольких поколений и которые составляют элиту американского общества. «Низший—высший класс» составляют разбогатевшие «выскочки» и состоятельные семьи из этнических меньшинств. «Высший—средний класс» составляют «солидные буржуа», которых отличает активное участие в общественных делах, отчасти люди свободных профессий, отчасти торговцы и высококвалифицированные служащие, помимо них в этот класс входят и высококвалифицированные рабочие. «Низший—средний класс состоит из мелкой буржуазии, а также из квалифицированных рабочих и служащих. «Высший—низший класс» представляли неквалифицированные рабочие, мелкие торговцы. «Низший—низший класс» — все, кто живет на пособия, выходцы из иммигрантов неевропейского происхождения.
Основную часть современного развитого общества составляет так называемый «средний класс». Качественные критерии среднего класса сводятся к уровню доходов, стандартам потребления, уровню образования, владению материальной или интеллектуальной собственностью, способностью к высококвалифицированному труду. Удельный вес средних слоев в развитых странах составляет 60— 70% населения, а нижние и верхние слои (бедные и элитные группы) значительно уступают среднему классу по численности.
Средний класс придает современному обществу устойчивость и одновременно выступает в качестве фактора, стимулирующего социокультурные изменения и инновации. Различают старый средний класс (средние и мелкие собственники) и новый средний класс, включающий управляющих, профессиональных работников умственного труда, не являющихся собственниками. Имеет место тенденция постепенного сокращения старого и увеличения численности нового среднего класса.
Согласно принятой академиком Т.И. Заславской гипотезе[7], российское общество состоит из следующих социальных слоев: верхнего, среднего, базового, нижнего, а также десоциализированного «социального дна».
К верхнему слою относятся элитные и субэлитные группы, занимающие наиболее важные позиции в системе государственного управления, в экономических и силовых структурах. Их объединяют факт нахождения у власти и возможность оказывать прямое влияние на процессы реформ.
Средний слой находится в стадии становления. Большинство его представителей не обладают ни обеспечивающим личную независимость капиталом, ни уровнем профессионализма, отвечающим требованиям постиндустриального общества, ни высоким социальным престижем. Пока этот слой слишком малочислен, чтобы служить гарантом социальной стабильности.
Базовый социальный слой очень массивен. Он охватывает более двух третей российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалификационным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом. К базовому слою относится основная часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), служащие из технического персонала, работники массовых профессий торговли и сервиса, а также большая часть крестьянства.
Отличительными чертами представителей нижнего слоя являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит либо из пожилых, малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, не заработавших достаточных пенсий, либо из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов.
Главной характеристикой социального дна служит изолированность от институтов большого общества, компенсируемая включенностью в специфические криминальные и полукриминальные институты. Представителями «социального дна» являются преступники и полупреступные элементы, а также опустившиеся люди — алкоголики, наркоманы, проститутки, бродяги, бомжи и т. д.
Социологическое исследование "Стратификация российского общества", проведенное Институтом общественного проектирования[8], представило количественное распределение основных слоев в современном российском обществе. Выводы авторов исследования несколько отличаются от выводов Т.И. Заславской. В основе ее исследования был анализ статистической отчетности, а социологи из Института общественного проектирования опирались на результаты анкетного опроса респондентов в больших, средних, малых городах и небольших сельских поселениях.
Наверху социальной пирамиды находятся представители высшего класса – 0,3-0,4% населения страны. Именно им принадлежит основная собственность и совокупный доход общества
Следующий слой пирамиды – управляющие и высококвалифицированные интеллектуалы, "белые воротнички" (7,2%). По уровню дохода и образования "белые воротнички" делятся на две группы: "белые воротнички-1" и «белые воротнички-2».
"Белые воротнички-1" (1,8%) - это топ-менеджеры, владельцы собственных небольших предприятий и высококвалифицированные специалисты. Здесь с большим преимуществом доминируют мужчины - 68% против женщин – 32%. Это самая образованная группа - здесь 63% имеют высшее образование. Представители группы без конца занимаются саморазвитием: 30% имеют либо второе высшее образование, либо окончили курсы повышения квалификации, 20% собираются учиться в ближайшее время. У этой группы и самое "образованное" происхождение - родители 33% респондентов имели высшее образование. Большинство "белых воротничков-1" работает в частном секторе хозяйства - 69% против 31% в государственном секторе. На рынке труда эти люди чувствуют себя абсолютно уверенно - лишь 9% говорят, что будут долго искать работу, и более 50% уверены, что найдут ее легко. 80% представителей "белых-1" работают в компаниях численностью до 500 человек. Это люди очень семейные, 69% состоят в браке. В 80% случаев в семье работает не только основной кормилец. «Белые воротнички – 1» - весьма обеспеченные люди. Положение этой группы продолжает улучшаться: 58% говорят, что их положение улучшилось за прошедший год. Почти половина ожидает улучшений и дальше. Не испытывают затруднений ни при каких покупках, кроме приобретения недвижимости в западноевропейских странах. Эта группа целиком одобряет переход к рынку. 90% относятся к предпринимателям хорошо. 88% говорят, что их знакомые приспособились к условиям рыночной жизни. Социальная психология группы - ориентация на состоятельность за счет собственного труда и частной ответственности за частную жизнь. Ключевое высказывание: «Я прилагаю много усилий, чтобы заработать много денег и тем самым обеспечить свое будущее». Главные ценности: интеллект, трудолюбие и уверенность в себе.
"Белые воротнички-2" (5,4%) - это люди, которые определяют свой род занятий как "менеджер среднего звена управления" и «работник интеллектуального труда высокой и средней квалификации». В этой группе паритет полов: по 50% мужчин и женщин. 57% имеют высшее образование, 23% - среднее специальное (прочие - незаконченное высшее). Менеджеры среднего звена стремятся к повышению своей квалификации, получая разного рода дополнительное образование, имеют самых образованных родителей. Половина "белых-2" занята в частном бизнесе, половина в госсекторе. 80% представителей этой группы работают на предприятии численностью до 500 человек и 60% - на предприятии численностью до 100 человек. «Белые-2» работают прежде всего в торговле и промышленности. Престижность своей работы они оценивают выше среднего. Профессиональная адаптированность "белых воротничков-2" довольно высокая. 37% говорят, что легко найдут работу в случае потери нынешней. 20% полагают, что будут долго искать работу. Живут "белые-2" в основном в экономически развивающихся городах. Лишь 10% говорят, что их город приходит в упадок. В большинстве своем представители группы являются главными добытчиками в семье. «Белые-2» испытывают затруднения только при покупке квартиры и недвижимости за рубежом. Социальная идеология группы - принятие рыночных условий жизни. Менеджеры среднего звена выиграли от наступления капитализма. 76% полагают, что переход к рынку был нужен. 70% говорят, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рынка. 86% хорошо относятся к предпринимателям. Социальная психология группы такая же, как у топ-менеджеров. Ценности – интеллект, трудолюбие, порядочность.
Интеллигенция/служащие, или "голубые воротнички" (15,5%).К этому слою отнесли людей, которые определили свой род занятий как "работники преимущественно интеллектуального труда", высоко- и просто квалифицированные. Исходя из степени квалификации, качества образования и размеров дохода возникла двухуровневая конфигурация: "голубые воротнички-1" и «голубые воротнички-2».
"Голубые воротнички-1" (10%) – это педагоги, врачи и так называемые служащие, работающие либо в государственном, либо в частном секторе хозяйства. Доминируют женщины, их доля составляет почти 70%. Это люди с высоким уровнем образования (почти половина имеет высшее образование), готовые к постоянному образовательному росту. 20% уже повышали уровень своего образования, посещая всевозможные курсы. 10-15% либо учатся сейчас, либо собираются учиться в ближайшее время. На вопрос "Легко ли вы найдете работу, если потеряет нынешнюю?" только 27% отвечают утвердительно. Основная причина заключается в том, что эта группа работает преимущественно в государственном секторе хозяйства (66%) и заметную долю в ней составляют работники сферы образования (23%) и здравоохранения (13%). Текущее материальное положение группы выглядит абсолютно стабильным. Число отвечающих, что их материальное положение за последний год улучшилось, заметно опережает число тех, кто говорит, что оно ухудшилось. Люди из этой группы крайне редко говорят, что "их город приходит в упадок" (всего 13%). В семьях "голубых воротничков-1" работает, как правило, два человека. Эта группа является рыночно ориентированной: 70% говорят, что переход к рынку был нужен, 89% хорошо относятся к предпринимателям средним и мелким, 71% - к крупным предпринимателям, 68% утверждают, что их знакомые приспособились к рыночным условиям, 50% хотят, чтобы их дети в будущем занимались бизнесом. Настроение группы: «Сегодня для меня важно достичь успеха в жизни». Три важнейшие ценности группы – интеллект, трудолюбие и милосердие.
"Голубые воротнички-2" (5% населения страны). Доминируют женщины (82%). Заметно ниже уровень образования - доля людей с высшим образованием составляет всего 16%. Люди из этой группы тоже стремятся к образовательному росту, чтобы стать социально успешными, но не находят такой возможности. На рынке труда положение "голубых воротничков-2" выглядит очень неустойчивым - 35% опасаются, что не смогут найти работу, потеряв нынешнюю, и 16% говорят, что работают на этой работе только потому, что нет возможности найти другую. 24% группы говорят, что с удовольствием покинули бы свой город, но нет такой возможности, и 20% утверждают, что их город или село приходит в упадок. Несмотря на то, что в этих семьях работают два-три человека, живут "голубые воротнички-2" небогато. Социальная идеология группы – прорыночная. 61% считают, что переход к рынку был необходим. 89% хорошо относятся к предпринимателям. 62% говорят, что их знакомые приспособились к рынку. Эта группа ориентирована на успех: «сегодня для меня крайне важно достичь успеха в жизни». На вопрос "Ожидаете ли вы улучшения или ухудшения своего материального положения в ближайшем будущем?" 30% ответили, что ожидают улучшений, и лишь 12%, что ожидают ухудшений.
Квалифицированные рабочие, или "синие воротнички" (19%). К этой категории отнесены люди, которые сказали, что сфера их деятельности - преимущественно физический труд, высококвалифицированный и просто квалифицированный. Выделили три подгруппы – "синие воротнички-1", "синие воротнички-2" и "синие воротнички-3".
"Синие воротнички-1" (2,7%). На 90% состоит из мужчин, которые занимаются высококвалифицированным физическим трудом, переходящим в интеллектуальный. Характерный представитель – прораб на стройке или оператор высокотехнологичного оборудования на любом промышленном предприятии. 70% "синих-1" работает в частном секторе экономики. Эта группа имеет относительно высокий уровень образования - у 14% высшее, у 76% - среднее специальное. И весьма высокий уровень адаптированности к современному рынку труда. Лишь 9% опасаются, что не смогут найти работу. С материальной точки зрения "синие-1" абсолютно благополучны. Обеспечены всеми знаковыми предметами. 52% способны достаточно легко оплатить образование детей. 50% говорят, что их положение за последний год улучшилось, и лишь 11% - что ухудшилось. Это одна из самых динамично развивающихся групп в стране. 46% представителей группы говорят, что их город быстро развивается. Это обеспечивает и высокий заработок основного кормильца, и возможность найти хорошую работу второму члену семьи. В городах-миллионниках проживают 42% "синих-1", в городах численностью от 100 до 500 тыс. - 20%, в остальных типах населенных пунктов, включая село, - по 10%. Социальная идеология - полное принятие рынка. 75% полагают, что переход к рынку был необходим, 94% хорошо относятся к предпринимателям, 81% считают, что их знакомые вполне приспособились к новой жизни. Главные ценности - трудолюбие, интеллект и воля. Ключевое высказывание – "Я прилагаю много усилий, чтобы заработать много денег и тем самым обеспечить свое будущее".
"Синие воротнички-2"( 5,5%) - это просто квалифицированные рабочие, преимущественно из частного сектора и преимущественно промышленности. 80% мужчин против 20% женщин. Эту группу отличает довольно низкий уровень образования - доля получивших всего лишь общее среднее образование составляет 70%. Работа преимущественно в частном секторе обеспечивают им относительно высокое качество жизни. Достаточно хорошо адаптированы к рынку труда. 34% говорят, что им будет легко найти работу при потере нынешней, и лишь 8% работают на данном месте только потому, что не могут найти другую работу. 34% утверждают, что их город быстро развивается, и только 7% - что их город приходит в упадок. Они хорошо обеспечены всеми знаковыми предметами. Социальная идеология группы - принятие капитализма. 87% хорошо относятся к предпринимателям. 72% говорят, что их знакомые приспособились к жизни в условиях рынка. 46% хотят, чтобы их дети имели собственный бизнес. Ценности - трудолюбие, порядочность, воля
"Синие воротнички-3" (10,8%) - самая большая и наименее благополучная часть квалифицированных российских рабочих. Эта группа более образована. Относительно высокая доля занятых в госсекторе: 50:50. Большая доля женщин и проживание в небольших городах. Средняя численность населения города, где живут "синие-3", - 400 тыс. человек. «Мне будет трудно найти работу при потере нынешней» - 29%. «Мне будет легко найти работу при потере нынешней" - 25%. "Я работаю здесь, потому что не могу найти другую работу" - 10%. Это характеризует группу скорее как профессионально и социально стабильную. "Синие-3" в меру обеспечены знаковыми предметами, но даже и эта умеренная обеспеченность существенно превосходит показатели позднего СССР. Внушает уважение и социальный оптимизм небогатых квалифицированных рабочих. Баланс ответов на вопрос "Ожидаете ли вы улучшения или ухудшения своего материального положения?" - 33% против 10%. 86% хорошо относятся к предпринимателям. 68% говорят, что их знакомые приспособились к условиям рынка. 45% хотят, чтобы их дети занимались бизнесом. Ценности – трудолюбие, порядочность, милосердие.
"Серые воротнички ", или неквалифицированные рабочие (15%). По уровню дохода они делятся на две группы – "серые воротнички-1" (10%) и "серые воротнички-2" (4,8%).
"Серые воротнички-1" - преимущественно мужчины (62% против 38%). Большинство из них имеют общее среднее образование и происходят из семей, где родители тоже не имели специального образования. Сфера их деятельности - промышленность, торговля, транспорт. Профессии - слесарь, токарь, грузчик, строитель, разнорабочий. Доля занятых в госсекторе здесь несколько выше, чем в частном (55 против 45). Уровень престижности своей профессии они оценивают низко. На рынке труда эта группа чувствует себя неуверенно - почти 40% опасается, что не сможет найти работу, потеряв нынешнюю. Уровень личного дохода группы невысокий, несмотря на то, что в семье работают двое-трое. Эта группа сравнительно мало обеспечена знаковыми предметами. Группа «Серые-1» "на грани срыва". В этой группе практически нет людей, утверждающих, что им не хватает денег на еду. "Серые-1" вполне оптимистичны в ожиданиях. Ключевое высказывание: "Я прилагаю много усилий, чтобы заработать много денег и этим обеспечить свое будущее". Более половины "серых-1" полагают, что переход к рынку был нужен. 81% хорошо относятся к предпринимателям. 62% утверждают, что их знакомые приспособились к рынку.
"Серые-2" (4,8%) - это крайняя бедность, на грани нищеты. 10% представителей этой группы говорят, что им не хватает денег на еду. Обеспеченность знаковыми предметами у них ниже, чем в среднем по России. В ней доминируют женщины (60%), жители сельской местности. большинство (60%) работает на государство, крайне низкая мобильность: почти половина говорят, что до сих пор живут там же, где жили их родители. Эта группа испытывает огромные трудности с поисками работы: 50% полагают, что им будет очень сложно найти работу в случае потери нынешней. 26% представителей группы говорят, что живут в населенном пункте, который умирает, 48% полагают, что переход к рынку был необходим, 23% затрудняются с ответом, 54% говорят, что их знакомые приспособились к рыночным условиям. Основные ценности группы: трудолюбие, милосердие, порядочность. Ключевое высказывание: "Я боюсь не найти своего места в современной жизни". Реальная бедность характерна для сельских жителей, рядовых работников и работниц систем здравоохранения и начального образования.
Безработные и работающее временно (10% трудоспособной части российского общества). В этой группе доминируют женщины (65%). Образование группы низкое - 43% имеют общее среднее образование, 9% - ниже среднего. Произошли они также из малообразованных семей - почти в 40% случаев родители нынешних безработных имели неполное среднее образование. Здесь много сельчан (42%) и очень мало (всего 10%) жителей городов-миллионников. 23% представителей группы "безработные" говорят, что хотели бы уехать из своего города или села, но не имеют такой возможности. Большая доля семей, где работает один человек. 18% представителей группы говорят, что им не хватает денег на еду. 41% говорят, что у них не хватает денег на одежду. У 50% нет знаковых предметов. 34% утверждают, что их положение за последний год ухудшилось, и 19% - что улучшилось. 52% полагают, что переход к рынку был необходим (27% придерживаются обратной точки зрения), 80% хорошо относятся к предпринимателям вообще, 60% хорошо относятся к крупным предпринимателям, 55% утверждают, что их знакомые приспособились к рынку. Ключевое высказывание для них - "Я боюсь не найти своего места в современной жизни".
Пенсионеры (31%). Нынешние пенсионеры привыкли жить в иных социальных и экономических условиях, им трудно принять правила рынка. На 65% состоит из женщин. Более трети имеют образование ниже среднего и только 9% - высшее. Треть пенсионеров живет отдельно, но большинство живет с семьями. 19% утверждают, что их город приходит в упадок. 8% говорят, что хотели бы уехать, но нет такой возможности. С точки зрения обеспеченности знаковыми предметами уровень жизни этой группы выглядит очень низким. Однако, во-первых, это следствие невключенности этой группы в современную жизнь, а во-вторых, этот минус в уровне жизни отчасти компенсируется заметно более высокой обеспеченностью жильем. 15% пенсионеров говорят, что им не хватает денег на еду. Этот ответ характерен для тех пенсионеров, которые живут одни либо содержат на свою пенсию других. Чуть более 30% пенсионеров говорят, что их положение за последний год ухудшилось, и только 14% - что улучшилось. 42% против перехода к рынку, 34% тех, кто считает, что он был нужен. 40% говорят, что их знакомые приспособились к рыночным условиям, 45% - что не приспособились. Ключевое высказывание этой группы - "Я не люблю что-то менять в своей жизни". А система ценностей держится на двух элементах – милосердии и трудолюбии. Их социальные ориентиры, их сомнения в полезности рынка входят в противоречия с социальными ориентирами не только успешных, но всех социально активных слоев российского общества.
Выводы.
Первую позицию после элитной группы занимают "белые воротнички-1" - топ-менеджеры, высокие интеллектуалы и удачливые предприниматели. Эта небольшая группа (всего 1,8% населения страны) образует слой верхнего среднего класса России. В ее размещении на первой позиции нет ничего удивительного - у группы и самый высокий доход, и самое лучшее образование.
Любопытное начинается дальше. На второй позиции не "белые воротнички-2" и не "голубые воротнички". Вторую позицию занимают "синие воротнички-1" (высококвалифицированные рабочие). Это " социальная аномалия ", когда качество жизни рабочих всех категорий оказывается выше, чем людей схожего статуса, но относящихся к работникам умственного труда.
На третьей позиции следуют "белые-2" (менеджеры среднего звена). Если сравнивать эти две группы, то видно, что у рабочих в два раза выше доход и в два раза более уверенные позиции на рынке труда, но при этом по количеству знаковых предметов они практически равны.
На четвертой позиции, в разряде "нижний средний класс", оказались "синие воротнички-2" (тоже рабочие) и наиболее обеспеченные квалифицированные работники умственного труда - "голубые воротнички-1". Здесь тоже преимущество оказывается на стороне рабочих.