Коммерческое представительство и посредничество




 

Коммерческая деятельность по своей природе предполагает широчайшее использование посредничества и связанного с ним представительства. Именно в торговле посредничество и представительство получили детальную разработку и многообразие проявлений. Здесь они активно развиваются соответственно развитию и изменяющимся требованиям самой торговли.

Торговое посредничество давно превратилось в самостоятельный вид предпринимательства. В рыночном обществе посредническая деятельность приобретает одно из приоритетных значений как механизм, способствующий развитию торгово-хозяйственных связей, активизации продаж товаров. Проводимые исследования свидетельствуют о том, что существует прямая зависимость между общим состоянием экономики и уровнем применения торговых посреднических услуг.

Развитие посредничества в сфере товарного обращения является объективным процессом, отражающим углубление общественного разделения труда. Использование посредников дает производителям и оптовым торговым организациям значительную экономию трудовых и материальных ресурсов, позволяет ускорить совершение торговых операций и улучшить их качество, поскольку посредник обладает более высоким профессионализмом в своей области.

В отличие от широкого понимания посредничества как участия в продвижении товаров от изготовителей к потребителям, в коммерческом праве данный термин имеет иное значение. Оно может пониматься как установление субъектом правовых или экономических отношений с контрагентами при посредничестве либо участии другого лица.

Коммерческое посредничество следует рассматривать как оказание посредником юридических и фактических услуг в осуществлении продаж (закупок) товаров за счет средств других лиц от своего имени или от их имени.

Активное развитие торгового посредничества обусловлено рядом факторов. Привлечение посредников неизмеримо расширяет зоны торговой деятельности коммерсантов, позволяет им проникать на такие рынки, где они сами не могут рассчитывать на успех из-за неизвестности в данном регионе либо незнакомства с особенностями торговли в нем. Если коммерсантом выдано 10 доверенностей разным лицам на ведение торговой деятельности, это означает, что 10 субъектов в различных точках будут осуществлять такую же деятельность, что и сам коммерсант, умножая его доходы.

В юридической литературе укоренился взгляд на посредника как на лицо, "действующее в чужом интересе". Такой подход неверен для коммерческого права. Посредник действительно обязан выполнять данное ему поручение с наибольшей выгодой для принципала (доверителя). Однако он всегда работает за вознаграждение, размер которого обычно увеличивается при более выгодном совершении им сделки. Так что коммерческий посредник действует не только в чужом, но одновременно и в собственном интересе.

Значительные преимущества для самих посредников создаются тем, что ведение их дела обычно не требует значительного вложения денежных средств, как это необходимо, например, для производства товаров или осуществления розничной торговли. Экономический успех посредника зависит от степени его профессиональной подготовки в соответствующих вопросах, деловой активности и инициативы. Участие посредника ведет к определенному увеличению цены товара, однако это увеличение всегда ниже, чем при реализации товара через промежуточные торговые звенья (логические цепочки).

Наряду с содействием в совершении торговых сделок посредники зачастую принимают на себя выполнение дополнительных работ, относящихся практически ко всем этапам осуществления хозяйственных связей. Они могут заниматься поиском и предоставлением информации о потенциальных и приоритетных покупателях и продавцах, анализировать надежность продавца и платежеспособность покупателя, согласовывать содержание или отдельные условия будущих договоров, непосредственно производить приемку, хранение и обработку товаров, страховать их. Однако такие услуги посредников всегда носят дополнительный характер по отношению к главной задаче содействия реализации (приобретению) товара.

Отношения посредничества неразрывно связаны с отношениями по представительству. Связь посредничества с представительством носит однонаправленный характер. Это означает, что посредничество предполагает отношения по представительству, тогда как представительство зачастую не связано с посредничеством. Представительство нередко возникает из закона, из трудового договора, из судебного решения.

П.П. Цитович, детально рассматривавший особенности торгового посредничества и представительства, отмечал, что торговый представитель действует, сам решает дело, имеет свое усмотрение, а не передает лишь чужое решение (подобно нотариусу). Совершаемое им действие есть акт его воли, но это действие относится на имя и на счет его хозяина. На совершение этого действия у представителя: а) было уполномочие, власть; б) хозяин дал ему поручение (приказ). Исполняя своим действием, актом своей воли, волю хозяина, представитель сделал не свое, а чужое дело. Поскольку представитель действует, он должен иметь в своей личности условия дееспособности.

Е.Я. Токар считает что существует, по крайней мере, два основных значения термина "посредничество". Под посредником понимается лицо, способствующее заключению соглашений, выполняющее организационные, технические и иные подобные функции, сближающее позиции сторон договора. Заключают же договор стороны сами. Торговое посредничество имеет и юридическое значение. Оно широко распространено в европейских странах. В российской литературе также высказывались предложения о целесообразности развития и нормативно-правового регулирования посредничества в указанном понимании. Однако в отечественной юридической практике привилось второе значение посредничества - как деятельности, связанной исключительно с совершением юридических актов, когда посредник совершает сделки, порождающие, изменяющие или прекращающие правоотношения.

В практике проблема отнесения деятельности к посреднической в основном связана с применением к доходам, полученным от посреднической деятельности, особого налогового режима. Эти правила периодически меняются, но в целом для лиц, получающих доходы по договорам поручения, комиссии и агентским договорам, этот режим более суровый. По общему правилу, суды квалифицируют "посредничество", используя "метод вычитания": если договор нельзя определить как договор поручения, комиссии или агентский, то они не признают его посредническим. Не признается посреднической и деятельность, основанная на простой перепродаже с наценкой. Совершенно ясно, что не только в экономическом, но и в юридическом плане нет ничего разумного, когда для деятельности, влекущей существенные последствия, отсутствуют ясные критерии.

По концептуальному экономическому делению видов деятельности на производящую, перерабатывающую и торговую посредничество, безусловно, относится к торговле. Торговля как основной вид посредничества со временем была дополнена многочисленными случаями участия в обороте посредников, которые не приобретали права собственности на объекты оборота, в итоге это расширило сферу посредничества.

Надо заметить, что непосредственно в п.2 ст.182 ГК РФ имеется указание на то, что коммерческие посредники не являются представителями, если они действуют от собственного имени.

Имеется довольно много нормативных правовых актов, где посредничество и представительство смешиваются, не разграничиваются. В литературе были предприняты попытки по установлению ясного логического объема каждого из понятий, но все это лишь доктринальные оценки.

посредничество коммерческое представительство институт

И.Н. Галушина, проанализировав как общие, так и не совпадающие признаки у представительства и посредничества, пришла к выводу о том, что всякий посредник выступает в чужих интересах от собственного имени. Это и различает оба института.

По мнению А.В. Руденко, важнейшим критерием, выражающим экономическую сущность посредничества, является следующий: "Посредник для признания его таковым должен на профессиональной, возмездной и постоянной основе осуществлять деятельность по опосредованию перемещения товаров от товаропроизводителя к потребителю. При этом: посредник не должен вступать в непосредственные отношения с потребителем".

По мнению А.В. Егорова, посредническая деятельность всегда происходит в силу обязательственного отношения и предстает в рамках этого отношения как оказание одним лицом услуги другому лицу. Таким образом, посредничество приобретает неоправданно широкий объем, сдерживаемый единственно наличием договорных связей (договор поручения автор также относит к посредническим).

Более удачными в поисках границы между посредничеством и представительством являются попытки А.С. Ли. Представительство и посредничество он оценивает лишь как сравнимые, но не совпадающие понятия, отмечая, что при посредничестве одна из сторон всегда предприниматель, посредничество часто требует лицензирования, тогда как представительство в нем не нуждается, посредник (в отличие от представителя) может действовать и без доверенности.

В качестве отдельной отличительной черты посредничества надо указать на автономность действий посредника, нежели это наблюдается в отношениях с поверенным. Так, в отличие от поверенного комиссионер должен по выполнению комиссионного поручения представить комитенту отчет о своих действиях. Сам этот факт свидетельствует о том, что комитент может и не знать о том, какие сделки совершает комиссионер. Доверитель же, напротив, всегда точно знает - какую сделку и на каких условиях совершил его представитель. Любое отклонение от условий, содержащихся в договоре поручения, рассматривается как выход поверенного за пределы предоставленных ему полномочий.


Заключение

 

Таким образом, одни ученые считают, что коммерческое представительство и посредничество, схожие понятия, другие что эти два понятия различны и имеют ряд особенностей.

Однако целесообразней разграничивать эти понятия. Посредничество более широкое понятие, в то время как коммерческое представительство уже. Посредник всегда выступает в чужих интересах и может действовать без доверенности, в то время как коммерческий представитель без доверенности действовать не может и может осуществлять деятельность и в своих интересах.


Список используемой литературы

 

1. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 N 51-ФЗ - Часть 1, Консультант Плюс.

2. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ, Консультант Плюс.

. ФЗ РФ от 20.02.92 № 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле", Консультант Плюс.

. ФЗ РФ от 22.04.96 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Консультант Плюс.

. ФЗ РФ от 27.11.92 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", Консультант Плюс.

. Белов В.Н. Коммерческое представительство и агентирование (договоры). М.: Финансы и статистика, 2001.

. Галушина И.Н. Понятия представительства и посредничества в гражданском праве: сравнительно-правовой аспект // Журнал российского права. 2006. N 2.

. Егоров А.В. Понятие и признаки посредничества в гражданском праве // Юрист. 2002. N 1.

. Руденко А.В. Товарный рынок: понятие, объект, субъекты. М.: Палеотип, 2004.

. Е.Я. Токар "Соотношение посредничества и представительства", "Законы России: опыт, анализ, практика", 2008, N 7.

. Цитович П.П. Очерк основных понятий торгового права. М., 2001.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: