Храм Вознесения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге




 

Автор Альфред Александрович Парланд и архимандрит Игнатий (Малышев)
Эпоха Эпоха Просвещения
Стиль Русский стиль (Асимметричная многообъемная композиция вокруг вертикальной оси, устремлённость композиции вверх, окна в традициях русского зодчества, мелкая кирпичная орнаментика, шатры, кокошники, крылечки)
Предназначение и функция сооружения Храм был сооружён, как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России (на этом месте в 1881 году был смертельно ранен император Александр II). Является музеем и памятником русской архитектуры
Абсолютные размеры и соотношение с окружающей средой Высота — 81 м, что соответствует году, когда погиб император, вместимость — до 1600 чел., длина с запада на восток – 56,7 м, ширина по центру – 30,1 м, в западной части — 44,1 м Массивный купол над колокольней имеет высоту 63 метра по числу лет жизни Александра II
Избранный для строительства материал и особенности его образного осмысления Кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика
План   Свод опирается на четыре столпа
Конструкция и заложенные в ней идеи Основа сооружения – четверик. Над ним возвышаются пять глав: средняя шатровая и боковые луковичные: Центральное место занимает восьмигранный шатер — ярко выраженная высотная доминанта, создающая впечатление устремленности вверх: Купол шатра по размеру уступает куполам боковых глав и колокольни, из-за чего кажется, что шатер будто уходит в глубину небесного пространства. Храм имеет ясно выраженный крестово-купольный квадратный в плане объем с пятиглавием: Для того, чтобы воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на восемь метров: Над сохранившимися в неприкосновенности фрагментами набережной, где упал император, сооружена специальная сень. Свод сени облицован лазурью и украшен звёздами из топазов и самоцветов.  
Масштаб здания (к человеку) Монументальное Почти в 50 раз выше человека
Пропорции; ритм Ритм создается за счет разного размера куполов и расположения их на разной высоте.
Фасады; композиционное решение; декоративное убранство; соотношение скульптуры и монументальной живописи с архитектурным произведением Пять глав основной части храма покрыты эмалированными медными пластинами, что является очень смелым и необычным решением. Узор каждой главки не повторяется, от этого облик храма получился сказочным и легким. Одним из украшений фасадов собора Спас-на-крови стала мозаика, из которой выполнены гербы русский городов, губерний и уездов. В технике мозаики выполнены также и панно на евангелические сюжеты, созданные по эскизам известных художников и расположенные на всех четырёх фасадах. В нишах закреплены 20 гранитных досок с описанием важных исторических событий времён правления Александра II. Киоты созданы по рисункам Альфреда Парланда, мозаичные иконы – по рисункам Михаила Нестерова. Общая площадь мозаик в интерьерах храма составляет 7050 кв. м., они покрывают не только стены, но и пол, потолок, колонны. В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов. Крест колокольни Спаса на крови венчает вызолоченная царская корона.

 

3D визуализация Собора (виды с 5 ракурсов) Фото одной из башен
Внутреннее убранство собора Крыльцо
Купол вблизи Сень, где упал император. Свод сени облицован лазурью и украшен звёздами из топазов и самоцветов.

 

Мозаика «Христос во славе»
Внутренне убранство
Красочная орнаментальная архитектура

 

Текст

Храм Вознесения Христова, который принято именовать как Спас на крови, построен в 19 веке в эпоху Просвещения в русском стиле. Авторами данного масштабного сооружения являются Альфред Александрович Парланд и Игнатий (Малышев).

О русском стиле говорят такие детали, как асимметричная многообъемная композиция вокруг вертикальной оси, устремлённость композиции вверх, окна в традициях русского зодчества, мелкая кирпичная орнаментика, шатры, кокошники, крылечки.

Храм был сооружён, как памятник царю-мученику (на этом месте в 1881 году был смертельно ранен император Александр II). Является музеем и памятником русской архитектуры.

Сооружение монументальных масштабов, самая высокая точка на расстоянии выше человека почти в 50 раз. Центральный шатер в высоту 81 метр, что соответствует году, когда погиб император.

Основа сооружения – четверик. Над ним возвышаются пять глав: средняя шатровая и боковые луковичные. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов.

Центральное место занимает восьмигранный шатер — ярко выраженная высотная доминанта, создающая впечатление устремленности вверх. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Купол шатра по размеру уступает куполам боковых глав и колокольни, из-за чего кажется, что шатер будто уходит в глубину небесного пространства. Храм имеет ясно выраженный крестово-купольный квадратный в плане объем с пятиглавием.

Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на восемь метров. Крест колокольни венчает вызолоченная царская корона.

Над сохранившимися в неприкосновенности фрагментами набережной, где упал император, сооружена специальная сень. Свод сени облицован лазурью и украшен звёздами из топазов и самоцветов.

Пять глав основной части храма покрыты эмалированными медными пластинами, что является очень смелым и необычным решением. Узор каждой главки не повторяется, от этого облик храма получился сказочным и легким.

Используемые материалы разнообразны, это кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь. Мозаики покрывают не только стены, но и пол, потолок, колонны. В нишах закреплены 20 гранитных досок с описанием важных исторических событий времён правления Александра II.

Храм Вознесения Христова



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: