Практическое занятие №7
Тема: Приёмы развития полноценного навыка чтения. Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата
Цель: познакомиться с приемами и упражнениями, направленными на формирование навыка чтения и развитие речевого аппарата
План
1. Знакомство с приемами развития полноценного навыка чтения.
2. Анализ и выполнение упражнений, направленных на развитие речевого аппарата.
3. Разработка заданий, направленных на развитие навыка чтения.
Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием успешного обучения в школе по всем учебным дисциплинам. Это подчёркивает необходимость систематической и целенаправленной работы над формированием и развитием навыка чтения. В научно-методической литературе Н.П.Каноныкин, Н.А.Щербаков, В.Г.Горецкий и др. отмечают четыре стороны навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Правильность чтения подразумевает чтение без искажений. Беглость чтения характеризуется определённым количеством слов, прочитанных в минуту. Сознательность чтения обусловлена пониманием младшими школьниками прочитанного текста. Выразительность чтения формируется только в процессе анализа текста и включает интонацию, темп, ритм речи, паузы, повышение и понижение голоса.
Особенности формирования полноценного навыка чтения у младших школьников
Лингвисты определяют чтение как «рецептивный вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевого сообщения, закодированного с помощью графических символов, т.е. букв». По определению Т. Г. Рамзаевой, чтение — это вид речевой деятельности, в которой во взаимодействии выступают следующие компоненты: а) восприятие графической формы слова; б) перевод ее в звуковую, т. е. произнесение слова; в) понимание прочитанного. Данное определение базируется на исследованиях психолога Т. Г. Егорова, который выделил в чтении две взаимосвязанные стороны: одна из них «находит свое выражение в движении глаз и в речезвукодвигательных процессах», другая - «в движении мыслей, чувств и намерений читающего, вызванных содержанием читаемого». В данных определениях важны компоненты процесса чтения, которые у взрослого происходят одновременно (при этом понимание может даже опережать произнесение, что является показателем автоматизации), а у ребенка протекают последовательно: он вначале воспринимает (узнает), потом произносит вслух, затем осознает (для этого обычно повторяет слово — так называемая регрессия).
|
Одна из задач уроков литературного чтения в начальной школе — сформировать полноценный навык чтения — автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, которое характеризуется правильностью (плавностью, отсутствием ошибок), беглостью (скоростью), сознательностью (пониманием фактического содержания и замысла автора) и выразительностью (соблюдением интонации). Первые два качества (правильность и беглость) в сочетании со способом чтения (побуквенное, слоговое, целыми словами, смешанное) называют техникой чтения.
В формировании навыка чтения у младших школьников выделяют 3 этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации.
1) Аналитический этап: единицей, зрительно воспринимаемой, является буква, слог (маленькое поле зрения). Осмысление сильно отстает от произнесения, так как надо соединить слоги в слово, а только потом «узнать» его. Ребенок пытается угадать слова по первым слогам (случайное угадывание). Орфографическое чтение (читает, как написано).
|
2) Синтетическое чтение: увеличивается поле зрения (1-2 слова). Ученик не задерживается на отдельных слогах, а узнает слово целиком. Намечается единство между тремя компонентами чтения. Совершенствуется смысловая догадка, так как ребенок может удерживать смысл фразы, словосочетания. Ошибки возможны, но не приводят к нарушению общего смысла предложения: зажурчал ручей / ручеек; Мальчик упал и громко заревел / заплакал. После овладения чтением целыми словами формируется чтение про себя. Переход на орфоэпическое чтение.
3)Этап автоматизации. Единица чтения – синтагма, т.е. словосочетание или предложение. Сам процесс чтения все менее осознается ребенком, на первый план выходит осознание. Понимание начинает опережать произнесение. Развивается текстуальное угадывание, чтение достаточно беглое (90 и более слов в минуту). Меняется цель чтения (получение информации).
Подчеркнем, что помимо этих трех этапов будут так называемые переходные этапы: от аналитического к синтетическому чтению, от синтетического к этапу автоматизации. Переходный этап характеризуется смешанным способом чтения (например, простые слова ребенок читает глобально, а сложные – по слогам), отсутствием повышения темпа чтения (он может оставаться некоторое время стабильным или даже немного снизиться).
|
Правильность чтения — это безошибочность и плавность воспроизведения звуковой формы слов. Младшие школьники допускают следующие типичные ошибки при чтении.
1. Искажение звуко-буквенного состава слова: пропуски, замена, перестановки звуков (слогов), вставка других букв (слогов). Причинами подобных ошибок является: дислексия, несовершенство зрительного восприятия, неразвитость артикуляционного аппарата, чтение по смысловой догадке (случайное угадывание).
2.Повторы единиц чтения или регрессия. Причины регрессии: стремление ребенка удержать в оперативной памяти прочитанный компонент; рассогласованность компонентов чтения (восприятие, произнесение, осмысление).
3.Нарушение норм орфоэпии: замена орфоэпического чтения орфографическим (ребенок читает «как написано», а не «как говорит») собственно орфоэпические ошибки, связанные с незнанием нормы; интонационные ошибки. Причины: непонимание лексического значения отдельных слов и в целом текста, непонимание различий между орфографическим и орфоэпическим чтением.
В истории методики оформилось следующее понимание правильности чтения []: соответствие прочитанного тому, что написано; орфоэпический «перевод»; недопущение чтения по догадке; соблюдение смысловых, логических и фразовых ударений; недопущение повторов слов и частей предложения. Базовым приемом выработки правильности считалось чтение вслух, т.к. тихое чтение намного сложнее контролировать. При этом класс внимательно следил за чтением вызванного ученика (так называемое чтение «по цепочке»), после прочтения учителем назывались допущенные ошибки.
Приемы выработки правильности чтения
а) упражнения, направленные на развитие четкости произношения: скороговорки, чистоговорки, чтение сочетаний звуков, песенки-долгоговорки;
б) упражнения, развивающие внимание к слову: чтение слов с общим корнем; слов, начинающихся с одной буквы (или слога), слов, различающихся только одной буквой, слов с разными корнями, но одинаковыми окончаниями,
в) взаимопроверка правильности чтения: дети друг другу в парах (по очереди) читают какой-нибудь отрывок из знакомого текста, затем указывают друг другу на допущенные ошибки и оценивают (0 ошибок -5, 1-2 ошибки - 4, 3-4 ошибки -3);
г) выяснение перед чтением лексического значения незнакомых слов;
д) предварительное прочтение слов, имеющих сложный состав, а также всего текста (шепотом, про себя, дома);
е) чтение с использованием решеток: решетки различаются шириной перегородок, которые могут быть от 4 до 6 мм. При чтении решетка накладывается на страницу, и дети, воспринимая видимые в окошках буквы, мысленно восполняют скрытые перегородками участки строки (текст должен быть знаком детям).
При исправлении ошибки учителем действует правило минимального вмешательства взрослого в процесс чтения ученика. Прервать чтение ученика можно только в двух случаях: если ошибка ведет к искажению смысла читаемого или если это орфоэпическая ошибка. Все другие ошибки лучше исправлять после завершения чтения.
Беглость — это оптимальный темп чтения, приближенный к среднему темпу устной речи, который обеспечивает понимание читаемого. Такой скоростью чтения является 75-90 слов в минуту: это достаточно быстрое чтение целыми словами, удобное для восприятия другими. Значительное увеличение этой скорости приводит к нарушению механизмов восприятия на слух, к расстыковке зрительных и моторных процессов. Информация может полностью не усвоиться, так как не успевает включаться механизм репродуктивного воображения.
Нормативы скорости чтения стали жесткими в 20 веке: во всех программах начальной школы с 20-х годов даются цифры скорости чтения, в частности выпускник начальной школы должен был читать 120 слов в минуту (считалось, что таким детям в 5 классе не потребуются дополнительные занятия, они успешно справятся с программой). В 60-е годы получило распространение так называемое скорочтение, особенно в среде студентов и технической интеллигенции, пропагандисты которого предприняли попытку в 90-е годы прошлого века распространить свое влияние и на начальную школу (ежеурочные пятиминутки чтения, зрительные диктанты по методике И.Т. Федоренко, самозамеры скорости чтения). В программах по новому ФГОС НОО отсутствуют какие-либо нормы беглости чтения: отмечается, что читатель выбирает индивидуальный темп чтения, позволяющий ему осознавать текст, скорость чтения увеличивается постепенно в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка.
Домашнее задание: выполнение упражнений, развитие дыхания, голоса, дикции, орфоэпии; выучить 3 скороговорки.
I. Приёмы развития полноценного навыка чтения
Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата
1. Дыхательные упражнения
* Вдох через нос, выдох через рот.
* Вдох – задержка дыхания – выдох.
* Вдох - выдох порциями.
* Вдох – задуваем свечку.
* Вдох – задуваем 1000 свечей.
* Вдох – считаем: у ежа ежата 1,2,3,4……(на сколько хватит дыхания); у ужа ужата 1,2,3,4….
* Вдох – чтение гласных как одно слово на одном дыхании
АОУЭЫЯЕЕЮИ
- с ударением на букву Э (А, Ю и т.д.);
- с любым согласным звуком;
* Вдох – чтение согласных как одно слово на одном дыхании
ПРМНРЩЖВМСЗРКЧБР
- с любой буквой гласных;
- с ударением на заданный слог.
* Самолеты взлетают: у-у-у-у.
Машины едут ж-ж-ж.
Лошадки поскакали цок-цок-цок.
Рядом ползет змея ш-ш-ш.
Муха бьется в стекло з-з-з.
* Летела муха около уха: ж-ж-ж
Летела оса около носа: с-с-с.
Летел комар и звенел: з-з-з.
Сел на лоб, а мы его хлоп
И поймали (кулачок)
З-з-з пусть летит.
2. Отработка артикуляции на отдельных звуках – гласных и согласных - проговариваем, пропеваем.
а) подряд и выборочно
И Э О А У Ы
Б) в различных сочетаниях
И-Э, И-А, И-О, И-У, А-У, У-Ы
Все звуки произносятся четко, громко, соблюдается правильная артикуляция.
3. Упражнения в чтении букв парами:
Э-Е, А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И
Чтение слов с ними:
Э-Е эхо, поэт, орехи, ветер
А-Я аист, армия, яма
О-Ё нос, нёс, мороз, замёрз
4. Сравнение на слух произношения нескольких пар слов:
мал-мял, слёзы-слово, луна-люди.
- Есть ли различие в первом слоге каждой пары слов.
5. Упражнения в чтении согласных парами.
Ошибки в произношении солгасных, их смешение приводит к таким же ошибкам и при чтении. Произнося согласные в паре, учащиеся легче осознают различие в действии речевого аппарата и быстро исправляют дефекты произношения: С-Ш, Ш-Щ, З-С, С-Ц, Ж-Ш, Ж-З, З-Ц.
6. Упражнения в чтении нескольких согласных и гласных. Все разнообразные сочетания С+С+Г, которые написаны на доске, должны быть прочитаны и произнесены слитно, чётко:
РБА-РБО, СТОР-СТРЕ, ТКА-ТКЮ, ДЛИ-ДЛЕ
7. Произношение чистоговорок
Ра-ра-ра – начинается игра.
Ры-ры-ры – у мальчика шары.
Ро-ро-ро- у нас новое ведро.
8. Скороговорки с движениями рук
текст скороговорки движения рук
Мимо маленькой Марины Пробежал медведь с малиной. (Пальцы рук поочередно сжимать, разжимать).
В такси таксе тесно (Пальцы рук переплетены в замок, руки возле груди. Поочередно то вытягивая руки перед собой со сцепленными пальцами, то подносить к груди).
От топота копыт Пыль по полю летит (Руки сжаты в кулачки, движения ими по столу. Пальцы разводим в разные стороны, как бы пускаем пыль.)
Очень много ножек у сороконожек. (Подушечками пальцев по столу, как ножки у сороконожки).
9. Произнесение скороговорок
Скороговорки можно произносить группами, парами, весело, бодро спрашивая и радостно, удивлённо отвечая. Соединить скороговорку с игрой, с движением полезно для отработки чистоты произнесения звуков, для отработки дыхания, чувства ритма, создания у детей радостного настроения. Возможно при проговаривании делать акцент на определённом звуке. Во время проговаривания всех скороговорок звуки должны произноситься чётко, ясно, не торопясь.
Упражнения для работы со скороговоркой
1. Переставляйте логическое ударение на разные слова, меняйте его. Изменяется ли при этом смысл скороговорки?
2. Постепенно ослабляем голос, понижаем от высокого до низкого и наоборот. Следим за плавностью речи.
3. Читайте скороговорку, постепенно увеличивая скорость чтения и наоборот, постепенно уменьшая скорость чтения.
4. Читаем скороговорку с посылом воздуха в определённую точку
5. Читаем скороговорку от начала до конца по кругу, постепенно увеличивая скорость чтения, показывая пальцем читаемое слово.
6. Соревнование с помощью секундомера.
7. Все скороговорки можно разыгрывать: представить игровую ситуацию, включить элемент соревнования.
Скороговорки
1) Быстро Егорка говорит скороговорку.
2) Хороша в ведре водица! Приходите к нам напиться.
3) Пара птиц порхала, порхала да выпорхнула.
4) Проворонила ворона воронёнка.
5) Пришёл Прокоп – кипел укроп.
Ушёл Прокоп – кипел укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
так и без Прокопа кипел укроп.
6) Возле горки на пригорке жили 33 Егорки. Раз – Егорка, два – Егорка и т.д.
7) По бревну бобры бредут.
8) Расскажите про покупки. Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
9) Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов
Била бурю.
Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов
Била бой.
10) В огороде огорошены –
Растерял горох горошины.
Огород не огорожен –
Не разыщите горошин.
Задание:
Пример: будем маршировать, произнося текст четко выговаривая звук Р:
Бей в барабан, бей в барабан!
Громче бей в барабан! Тра-та-та!
(дети имитируют игру на барабане)
10. Четкое чтение абзаца, строфы.
11. Чтение в темпе скороговорки
Предложение читается сначала медленно, затем темп убыстряется. Слова необходимо произносить четко и понятно.
12. Упражнение в литературном произношении слов.
ЩА-ЩЕ ручища-тараканище
ОГО-ЕГО синего-каждого
Эта работа проводится в разных возрастных группах.
Старшие получают план работы, на котором получают задания и порядок их выполнения. Они сами показывают образец их выполнения.
Необходима систематическая тренировка речевого аппарата, выработке хорошей дикции и грамотного литературного произношения.
Упражнения, вырабатывающие
внимание к слову и его частям.
Выработка правильности чтения, воспитание внимания к зрительному образу слова, совершенствование способа и темпа чтения вслух и про себя.
1. Читай плавно.
Наиболее трудные слова из произведения до начала чтения текста прочитываются в медленном темпе, а потом в темпе разговорной речи.
2. Кто самый внимательный.
Этот вид упражнения развивает зоркость, внимание к слову и вызывает большую активность детей. Материалы для этих предложений служат слова, подбираемые учителем из текста. Для молчаливого показа используются слова, предъявляемые детям как попарно, так и последовательно, в зависимости от степени овладения навыком. Особенность этих слов такова, что они различны и по значению, и по буквенному составу не всего слова, а только его части. Дети быстро прочитывая слова, должны отметить эту разницу в видимых словах. В упражнение включаются следующие пары слов.
а) слова, написание которых отличается одной-двумя буквами:
косы-козы, друг-враг, ветер-вечер, следы-следи;
б) чтение слов, написание которых включает несколько одинаковых букв:
вслух-глух, слух;
город-голод, горох, грохот;
вьют-вьюн, вьюга, бьют;
в) слова с твердым и мягким согласным:
ест-есть;
галка-галька;
полка-полька.
г) чтение разных слов с одинаковой приставкой:
развел-развесил,
прогибать-пробегают, (для слабочитающих)
д) чтение слов с одинаковыми окончаниями:
салазках-сказках, колючий-случай, соседи-медведи, чистота-частота, снежинка-смешинка, папка-палка
Лучше слова выбирать из читаемых произведений и печатать (а не писать) на доске.
е) чтение слов с общим корнем, но по-разному оканчивающихся.
ВОДА, ВОДНЫЙ, чистила зубы – чистое платье
БЕЛЬЕ, БЕЛЫЙ, у крутого берега – морского дна.
РОДИНА, РОДНОЙ.
3. Восстанови слова (возможен подбор слов, соответствующие теме урока)
ЦВ_Т_К Л_НД_Ш Б_Р_З_ К_Р_Г_Ч
4. Лесенки слов ЕЛ Б_
МЕЛ Б_ _
ОБЕД Б_ _ _
ВЕСЕЛ Б_ _ _ _
5. Слова в слове
Сколько слов можно составить их букв любого слова, например,
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
6. Превращение слов
М
З
Л АЙКА
Ш
7. Анаграммы
АЧТПО (почта)
АИДРО (радио)
ФАГРЕЛТЕ (телеграф) и т. д.
8. Чтение трудных слов
ра – тра – стра - страна
во – тво – ство – детство
ра – тра – стра – страница
9. «Бегущая строка»
Карточки с хорошо читаемым текстом. 1 класс – из 1 – 2 слога, 2 класс – 3-4 слогов, 3 класс – 2-3 слова, 4 класс – предложение, состоящее из 4-5 слов или несколько предложений.
Сначала – 3-5 слов, а потом их количество увеличивается. Этот прием – как одна из форм словарной работы. Сначала карточки показываются на счет 1-2-3, потом 1-2, и, наконец, на счет «раз». При выполнении следует учитывать особенности слоабочитающих детей и быстро.
10. Закончить предложение, фразу, пословицу, поговорку или фразеологизм.
11. Восстановление всевозможных слов
12. Угадай
По первому слогу угадать слово, предложение с пропуском слогов, слов.
13. Занимательные упражнения.
Эти упражнения развивают внимание к звуковой и смысловой стороне слова.
Почему появились ошибки?
Жучка будку не доела. Неохота. Надоело.
14. Чтение с заданиями.
- посчитать сколько раз встречается заданная орфограмма;
- определенная буква (Ц, О, М)
- определенное слово;
- подчеркнуть букву, слог (на, ан и т.д.)
- посчитать сколько встречается односложных слов, двусложных (2 слога)слов;
- найти самое длинное, короткое слово.