Профессия аудитора тесно связана с бухгалтерской. Впервые бухгалтеры-аудиторы появились в Великобритании примерно в середине XIX в. Закон о британских компаниях, принятый в 1862 г., уже предписывал в обязательном порядке проверку счетов компаний специалистами по бухгалтерскому учёту и финансовому контролю по меньшей мере один раз в год. Аудиторство возникло и в других наиболее развитых капиталистических странах, где происходил бурный процесс концентрации и централизации производства и капитала и создавались акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, товарищества на вере и другие объединения.
Особенный толчок к развитию аудиторского дела дал мировой экономический кризис 1929–1933 гг., когда массовое банкротство акционерных обществ предприятий других форм потребовало ужесточения порядка проверки и утверждения их отчётов и балансов со стороны независимых аудиторов. В связи с этим в Германии уже в 1931 г. было принято постановление правительства, обусловившее обязательную аудиторскую проверку отчётов и балансов акционерных обществ и других предприятий и регламентирующее само проведение проверки.
Профессия аудитора в России реально получила своё развитие не так давно – в 90-е гг. XX в. Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалифицированным требования, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.
Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.
Среди аудиторов выделяются категория внутренних аудиторов. Под внутренним аудитом понимается организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка веления бухгалтерского учёта и надёжностью функционирования системы внутреннего контроля.
В зависимости от того, кто осуществляет проверку, аудит подразделяется на внешний и внутренний. Внешний аудит выполняют аудиторы и специалисты аудиторской организации, индивидуальный аудитор с целью составления мнения о достоверности информации, предоставленной в финансовых отчетах и отражающей финансовое положение, результаты операций и движение денежных средств экономического субъекта в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами.
Внутренний аудит – один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.
Внутренний аудит осуществляется служащими организации (аудиторами) с целью оценки ее работы в собственных интересах. Полученная в процессе проверки информация, как правило, предназначается для удовлетворения потребностей управленческого персонала.
Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, т.е. его руководством и (или) собственниками, в зависимости от:
· содержания и специфики деятельности экономического субъекта;
· объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;
· сложившейся системы управления экономического субъекта; состояния внутреннего контроля.
Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.
В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире.
Как правило, к функциям внутреннего аудита относятся:
· проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;
· проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
· проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
· проверка деятельности различных звеньев управления;
· оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
· проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
· работа над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
· оценка используемого экономическим субъектом программного обеспечения;
· специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
· разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.
Внутренний аудитор — это сотрудник подразделения внутреннего аудита, организованного экономическим субъектом.
Внутренний аудитор выполняет следующие функции:
проверка систем контроля в целях выработки политики компании в рамках законодательства;
оценка экономичности и эффективности операций компании;
проверка уровней достижений программных целей;
подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений.
Ответственность за выполнение своих обязанностей аудитор несет только перед собственниками и (или) руководством предприятия.
Задачи внутреннего аудита, как правило, включают в себя:
- проверку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем;
- специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
- проверку учета затрат на производство, полноты и правильности отражения выручки от реализации продукции, работ (услуг), а также формирования финансовых результатов экономического субъекта и его филиалов;
- регулярный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и его филиалов;
- контроль своевременности и полноты отражения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете;
- контроль за расчетно-платежной дисциплиной;
- контроль за своевременностью расчетов с бюджетом разных уровней и внебюджетными фондами;
- проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
- проверки деятельности различных звеньев управления;
- оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценку контрольных процедур в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
- проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
- работу над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
- оценку используемого экономическим субъектом программного обеспечения;
- консультирование персонала экономического субъекта и его филиалов по всем аспектам, входящим в компетенцию внутреннего аудита;
- оценку степени эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта и его филиалов;
- контроль за соблюдением политики экономического субъекта и обеспечение эффективности его финансово-хозяйственной деятельности;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и его филиалов;
- оценку экономической безопасности;
- оценку инвестиционных и иных экономических проектов;
- выявление и мобилизацию имеющихся резервов ограниченных ресурсов;
- научные разработки и подготовку методических рекомендаций и пособий по бухгалтерскому учету;
- компьютеризацию бухгалтерского учета, подготовки и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, расчетов по налогообложению, финансовому и экономическому анализу;
- контроль исполнения решений по устранению выявленных искажений и иных недостатков;
- оценку степени надежности информации, предоставляемой системе управления;
- выявление или предотвращение и контроль за исправлением искажений в учетной информации вследствие непреднамеренных ошибок и злоупотреблений;
- взаимодействие при необходимости с внешними аудиторами, представителями налоговых и иных контролирующих органов;
- разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.