Формирование внешнего и внутреннего аудитора




Профессия аудитора тесно связана с бухгалтерской. Впервые бухгалтеры-аудиторы появились в Великобритании примерно в середине XIX в. Закон о британских компаниях, принятый в 1862 г., уже предписывал в обязательном порядке проверку счетов компаний специалистами по бухгалтерскому учёту и финансовому контролю по меньшей мере один раз в год. Аудиторство возникло и в других наиболее развитых капиталистических странах, где происходил бурный процесс концентрации и централизации производства и капитала и создавались акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, товарищества на вере и другие объединения.

Особенный толчок к развитию аудиторского дела дал мировой экономический кризис 1929–1933 гг., когда массовое банкротство акционерных обществ предприятий других форм потребовало ужесточения порядка проверки и утверждения их отчётов и балансов со стороны независимых аудиторов. В связи с этим в Германии уже в 1931 г. было принято постановление правительства, обусловившее обязательную аудиторскую проверку отчётов и балансов акционерных обществ и других предприятий и регламентирующее само проведение проверки.

Профессия аудитора в России реально получила своё развитие не так давно – в 90-е гг. XX в. Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалифицированным требования, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

Среди аудиторов выделяются категория внутренних аудиторов. Под внутренним аудитом понимается организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка веления бухгалтерского учёта и надёжностью функционирования системы внутреннего контроля.

В зависимости от того, кто осуществляет проверку, аудит подразделяется на внешний и внутренний. Внешний аудит выполняют аудиторы и специалисты аудиторской организации, индивидуальный аудитор с целью составления мнения о достоверности информации, предоставленной в финансовых отчетах и отражающей финансовое положение, результаты операций и движение денежных средств экономического субъекта в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами.

Внутренний аудит – один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.

Внутренний аудит осуществляется служащими организации (аудиторами) с целью оценки ее работы в собственных интересах. Полученная в процессе проверки информация, как правило, предназначается для удовлетворения потребностей управленческого персонала.

Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, т.е. его руководством и (или) собственниками, в зависимости от:

· содержания и специфики деятельности экономического субъекта;

· объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;

· сложившейся системы управления экономического субъекта; состояния внутреннего контроля.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.

В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире.

Как правило, к функциям внутреннего аудита относятся:

· проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;

· проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

· проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;

· проверка деятельности различных звеньев управления;

· оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;

· проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;

· работа над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;

· оценка используемого экономическим субъектом программного обеспечения;

· специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;

· разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Внутренний аудитор — это сотрудник подразделения внутреннего аудита, организованного экономическим субъектом.

Внутренний аудитор выполняет следующие функции:

проверка систем контроля в целях выработки политики компании в рамках законодательства;

оценка экономичности и эффективности операций компании;

проверка уровней достижений программных целей;

подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений.

Ответственность за выполнение своих обязанностей аудитор несет только перед собственниками и (или) руководством предприятия.

Задачи внутреннего аудита, как правило, включают в себя:

- проверку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем;

- специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

- проверку учета затрат на производство, полноты и правильности отражения выручки от реализации продукции, работ (услуг), а также формирования финансовых результатов экономического субъекта и его филиалов;

- регулярный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и его филиалов;

- контроль своевременности и полноты отражения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете;

- контроль за расчетно-платежной дисциплиной;

- контроль за своевременностью расчетов с бюджетом разных уровней и внебюджетными фондами;

- проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;

- проверки деятельности различных звеньев управления;

- оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценку контрольных процедур в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;

- проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;

- работу над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;

- оценку используемого экономическим субъектом программного обеспечения;

- консультирование персонала экономического субъекта и его филиалов по всем аспектам, входящим в компетенцию внутреннего аудита;

- оценку степени эффективности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта и его филиалов;

- контроль за соблюдением политики экономического субъекта и обеспечение эффективности его финансово-хозяйственной деятельности;

- анализ финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и его филиалов;

- оценку экономической безопасности;

- оценку инвестиционных и иных экономических проектов;

- выявление и мобилизацию имеющихся резервов ограниченных ресурсов;

- научные разработки и подготовку методических рекомендаций и пособий по бухгалтерскому учету;

- компьютеризацию бухгалтерского учета, подготовки и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, расчетов по налогообложению, финансовому и экономическому анализу;

- контроль исполнения решений по устранению выявленных искажений и иных недостатков;

- оценку степени надежности информации, предоставляемой системе управления;

- выявление или предотвращение и контроль за исправлением искажений в учетной информации вследствие непреднамеренных ошибок и злоупотреблений;

- взаимодействие при необходимости с внешними аудиторами, представителями налоговых и иных контролирующих органов;

- разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: