ТЕМА 1. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА




 

История психологии –это особая дисциплина, предметом которойявляется изучение закономерностей формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию её природы, функций, генезиса. Таким образом, если общая психология как наука изучает психические факты, то история психологии изучает открытие и развитие представлений о фактах психической реальности на разных этапах поступательного развития науки.

 

Исходя из специфики предмета, методы истории психологии направлены на воссоздание истории развития психологии как части общественно-исторического прогресса, поэтому заимствованы не из психологической науки,

 

а смежных с ней дисциплин – науковедение, история, социология. Основными методами истории психологии являются (по Т.Д. Марцинковской):

 

1) Историко-генетический метод позволяет изучать идеи прошлого вконтексте общей логики развития науки в определенный исторический период.

 

2) Историко-функциональный метод заключается в анализепреемственности высказываемых идей, в поиске научных источников той или иной идеи.

 

3) Биографический метод представляет собой анализ возможных причини условий формирования научных взглядов ученого.

 

4) Метод категориального анализа, направленный на выявлениеособенностей понимания и трактовки конкретной научной психологической категории в определенные хронологические период или в трудах разного периода одного и того ученого. Введенный в науку французским историком Марком Блоком, метод получил свое развитие и детальную проработку внаучном творчестве отечественного историка психологии Михаила Григорьевича Ярошевского.

 

5) Методсистематизациипсихологическихвысказываний,

 

предполагающий формирование обширной электронной базы всех идей, высказываний, ссылок ученых в истории науки.

 

Следует учитывать, что каждый из методов имеет как преимущества, так и ограничения. Достижение максимальной достоверности и снижения степени субъективизма историка психологии при интерпретации или оценке им тех или иных фактов становления и развития психологического знания возможно именно при условии комплексного использования существующих методов.

 

Задачи истории психологии определяются уникальностью предмета иположения психологии в контексте общественной жизни и других наук. Обобщив многообразие функций истории психологии в анализе развития психологических идей, можно выделить три основных задачи:

 

1) Изучение закономерностей развития знаний о психической реальности.

2) Поиск и описание взаимосвязей истории психологии с другими науками.

3) Анализ факторов возникновения и развития психологического знания.

 

М.Г. Ярошевский выделяет три фактора, детерминирующих развитиепсихологической науки:

 

1. Социальный фактор обусловленность развития науки особенностямиобщественных отношений в разные исторические эпохи. Культурные, политические, экономические и социальные условия конкретного исторического периода оказывают влияние на содержание научных концепций

и их распространение.

 

К примеру, социальной предпосылкой зарождения и развития гуманистического направления психологии стала«холодная война»междудвумя мировыми сверх-державами – СССР и США, способная положить начало мировой ядерной войне и, соответственно, всему живому на Земле. Чувство неуверенности, нестабильности мира и небезопасности существования привело западное общество к глубокому духовному кризису. Именно в этой социальной ситуации стали очевидными ограничения бихевиоризма и психоанализа, утверждавшими биологическую и социальную детерминацию сущности человека, предлагавшими модификацию поведения и медицинскую модель помощи в решении эмоциональных и духовных проблем личности. Став «третьей силой» психологии,гуманистическое направление провозгласилорешающую роль психотерапевтических отношений в решении эмоциональных проблем, собственной активности личности, ее целостность и уникальность. Не смотря на то, что идеи понимания против объяснения и модификации, уникальности и индетерминированности личности высказывались в истории психологии неоднократно (В.Дильтей, Э.Шпрангер, Г.Олпорт, Ш.Бюллер и пр.), общественное и научное признание они получили лишь в социальном контексте второй половины ХХ века.

 

2. Личностный фактор – обусловленность открытий и изменений в наукедеятельностью и особенностями личности отдельных ученых.

 

Ярким примером обусловленности концепции биографией ее творца является индивидуальная психология А.Адлера, которая по своей сути является психологией возможностей,рожденной психологом в непосредственномсобственном жизненном опыте. Известно, что А.Адлер был болезненным и слабым ребенком, плохо адаптировался и плохо учился в школе, был невысокого мнения о своих физических данных. Эти переживания повлияли на представления А.Адлера о мотивационной роли чувства неполноценности в формировании личности. Согласно теории Адлера, главное значение имеет не то, чем обладает человек, а то, как он этим распоряжаемся. Часто, истинность своих теорий авторы подтверждают не только жизнью, но и смертью. Так, основоположник идеалистического направления в науке Сократ, приговоренный афинским судом к смертной казни, отказался от подготовленного его учениками побега и с достоинством принял смерть, самостоятельно приняв уготованный судом смертельный яд. Являясь убежденным идеалистом, Сократ считал смерть истинным освобождением души из «темницы тела» и вознесением её в столь желанный для философа мир идей.

3. Предметно-логический фактор рассматривает эволюциюпсихологического познания как следствие преобразования предмета, категориального аппарата, подходов к решению ключевых проблем психологии. Рассмотрим более подробно содержание предметно-логического анализа развития психологической науки.

 

Итак, логика развития психологической науки определяется преобразованием ее категориального аппарата, состоящего из специфических конкретно-научных категорий и объяснительных принципов, целостнаясистема которых позволяет теоретически и эмпирически исследовать и описывать психическую реальность.

 

Специфические конкретно-научные категории психологии отражаютразличные аспекты психологической реальности, постоянные проблемы, составляющие содержание психологии на протяжении всей истории ее развития. В качестве основных М.Г. Ярошевский выделяет: «Образ», «Действие», «Мотив» (базисные категории) и «Сознание», «Деятельность», «Личность» (метапсихологические категории). Т.Д.Марцинковская вкачестве основных инвариант выделяет: «Мотив», «Образ», «Деятельность», «Личность», «Общение», «Переживание».

 

В качестве основных объяснительных принципов научного познания, опираясь на которые психология способна адекватно теоретически отражать свой предмет, М.Г. Ярошевский выделяет:

 

Принцип детерминизма (буквально– «определять),предполагающийизучение любого явления через анализ факторов, определяющих происхождение

 

и течение, содержание и проявление психического. Детерминизм может быть как причинным (психические явления определяются предшествующими факторами),так и целевым (течение явлений определяется целью). В свою очередь, причинный детерминизм в истории психологии имеет различные варианты (механистический,

биологический, психологический, социальный).

 

Принцип развития вошел в психологию под влиянием эволюционной теорииЧ. Дарвина. Согласно данному принципу,психические явления познаются только вразвитии, их изучение должно строиться на исследовании закономерностей, механизмов, стадий и видов психического развития. Развитие может быть онтогенетическим и филогенетическим, эволюционным и революционным,

 

прогрессивным и регрессивным. Выделяют следующие аспекты психическогоразвития: социальное, интеллектуальное, личностное. В истории психологии источники и движущие силы развития имели разное объяснение

 

(социогенетический, биогенетический и конвергентный подходы и др.).

 

Принцип системности утверждает необходимость исследовать психику каксовокупность взаимосвязанных компонентов, отношения между которыми обеспечивают ее целостное функционирование. В истории психологии существует несколько подходов к объяснению системности психики

 

(элементаризм, функционализм, холизм). В современной психологиисистемность предполагает активность психики, обеспечивающую процессы

саморегуляции и компенсации, в силу которых нарушение одних функций замещается нормальной работой других.

 

Помимо категориального аппарата, логика развития психологической науки определяется изменением ее предмета. В своем развитии и становлении предмет психологии может быть описан через определенные этапы:

 

I. Психология как наука о душе (с VII в.до н.э.).

II. Психология как наука о сознании (с XVII в.).

 

III. Психология как наука о поведении (с 1913 г.).

IV. Психология как наука о психических явлениях (со второй половины

ХХ в.).

 

В продолжение проблемы периодизации, следует отметить, что в истории психологии существует проблема периодизации, связанная с трудностью выделения её критериев. Критерий может быть хронологическим (проблемы науки в каждый исторический период), географическим (анализ психологических воззрений по странам и регионам), категориальным (анализ преобразования основных психологических категорий, например «мотив» или «личность») и др. Часто критерием является общественно-экономическая формация, состояние смежных наук, идеи отдельных психологических школ и направлений. Проблема периодизации заключается в том,что обращение клюбому из критериев исключает из поля исторического анализа другие, не менее важные аспекты развития психологии, в результате чего редуцируются объяснительные схемы, утрачиваются целостность и логика в понимании развития психологии.

 

Не менее важным аспектом предметно-логического анализа истории психологии является история преобразования подходов к объяснению ключевых проблем психологии: соотношение психического и телесного

 

(психофизическая/психофизиологическая проблема), духовного и материального (материализм, идеализм), личности и общества (проблема социальной обусловленности психики),чувственного и рационального(рационализм,

 

эмпиризм, агностицизм).Так же,в истории психологии изменялись подходы крешению вопроса неосознаваемых процесс ов, целостности, движущих сил и условий развития личности.

 

Завершая обзор характеристик предметной области истории психологии,

 

отметим современные тенденции и перспективы историко-психологическихисследований (по Ю.Н.Олейникову, 2004):

 

1) Активизация историко-сравнительных исследований (особенностиотечественной психологии в разные периоды ее развития либо с зарубежными направлениями психологии и т.п.).

 

2) Переосмысление развития психологического познания путемразработки истории отдельных научных областей, направлений, проблем психологии.

 

3) Рост количества издаваемой литературы по историко-психологической проблематике и истории психологии (как отечественной,

так и зарубежной).

4) Расширение профессионального сообщества историков психологии за счет включения в проведение историко-психологических исследований представителей смежных с психологией научных дисциплин: историков, философов, физиологов, культурологов, педагогов.

 

5) Увеличение числа научных центров, специально разрабатывающих проблемы истории психологии: лаборатория истории психологии и

 

исторической психологии Института психологии РАН (зав. лаб. В.А. Кольцова), сектор истории психологии Института истории естествознания

 

и техники РАН, кафедры психологических факультетов Московского, Санкт-Петербурского, Ярославского, Ростовского и других университетов, лаборатория истории психологии в Институте проблем развития личности (зав. лаб. Т.Д. Марцинковская) и в Психологическом институте РАО (зав. лаб. И. Равич-Щербо), кафедра общей психологии и истории психологии МосГУ(зав. каф. Ю.Н. Олейник).

 

6) Расширение источниковой базы историко-психологических исследований, что позитивно отражается на качестве и достоверностиисследований по истории психологии.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Составьте и заполните таблицу «Этапы развития психологии». Критерий периодизации, содержание и дизайн – на усмотрение студента.

 

2. Опишите содержательно эволюцию одной из специфических конкретно-научных категорий психологии (категория – на выбор студента).

 

3. Подготовьте конспект статьи из научного журнала «Методология и история психологии», отражающей проблемы и предметную область историипсихологии. 1

 

1 Конспект – краткое, связное и последовательное изложение основной информации подлинника, пересказ его содержания в свернутом (сокращенном) виде. Структура конспекта должна включить в себя: вступление (излагаются исходные данные реферируемого текста: название, выходные данные, сведения об авторе); основную часть (содержание реферируемого текста, основные мысли и тезисы) и заключение (формулируются выводы, к которым приходит автор анализируемого текста).

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1.Что является предметом истории психологии?

2.Какие функции выполняет история психологии в научном познании?

 

3.Какие методы использует история психологии для анализа развития представлений о психике?

 

4.Раскройте сущность и возможные решения проблемы периодизации в истории психологии.

5.Опишите основные методологические принципы и варианты их развития в истории психологии.

 

6.Приведите примеры эволюции основных категорий психологии.

 

7.Назовите детерминирующие факторы развития психологической науки и приведите примеры их влияния на развитие психологии.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

1.Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник

для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2007.—

 

576 с.

2.История психологии: электронный учебник / Ю.Н. Олейник. – Москва:

МГППУ, 2004. – Режим доступа:

https://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=23302.

3.Лучинин А.С. История психологии: учебное пособие – М.:

Изд. «Экзамен», 2006. – 286 С.

4.Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебник для студ. высших

 

учеб.заведений – 5-е изд., стер. – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 544 С.

5.Шабельников В.К. История психологии. Психология души: Учебник для

вузов – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с.

6.Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в.

– Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.- 772 С.

 

Дополнительная

1.Большакова В.В. Очерки истории русской психологии (XIX-начало XX вв.). Нижний Новгород, 1994. 160 с.

2.Исторический путь психологии: прошлое настоящее, будущее // Сб. тезисов Международной конференции. М., 1992. 184 с.

 

3.История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х - середина 30-х годов XX в.): Тексты. М., 1992. 362 с.

4.Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред.

Л.И. Анцыферова. М., 1988.

5.Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985.

 

6.Кольцова В.А. Идеологические и научные дискуссии в истории психологической науки в СССР // Современная психология: исторические, методологические и социокультурные аспекты развития // Материалы Международной конференции "2-е Московские встречи". – М., 1993. 232 с.

 

7.Лакатос И. История науки и ее рациональная реконструкция // Структура и развитие науки. – М., 1978.

 

8.Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. – М., 1987.

9.Марцинковская Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. – М., 1994.

10. Систематический ретроспективный указатель (указатель психологической литературы, изданной в СССР за 1987 г.). М., 1990.

11. Соколова Е.Ю. Тринадцать диалогов о психологии. М., 1994.

12. Ткаченко А.Н. Категориальный строй психологии как предмет историко-научного исследования // Методология историко-психологического исследования. М., 1974.

 

13. Ярошевский М.Г. О категориальном анализе истории психологического познания // Проблемы теории и истории развития психологии. М., 1973.

 

14. Ярошевский М.Г. История психологии (от античности до середины XX в.) М., 1996.

15. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М., 1995. 140 с.

16. Ярошевский М.Г. Л. Выготский: в поисках новой психологии.

 

СПб, 1993. 300 с.

17. Ярошевский М.Г. О категориальном анализе истории психологического познания // Проблемы теории и истории развития психологии. М., 1973.

 

18. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: