Средства обучения: понятие, функции и классификация
Подходы к использованию средств обучения
Ни один из методов обучения не может обойтись без средств обучения. Благодаря им можно значительно повысить эффективность учебного процесса, на практике реализовать принцип наглядности, облегчают процесс познания и осмысления полученной информации.
Понятие о средствах обучения и их сущность
Средства обучения – это комплекс объектов, которые могут быть использованы для организации более эффективного учебного процесса педагогами и учениками.
К числу средств обучения можно отнести материалы и приспособления, которые можно использовать в ходе учебного процесса, которые могут повысить эффективность учебного процесса и сократить время на достижение поставленных перед участниками учебного процесса целей.
С точки зрения дидактики основным предназначением средств обучения является ускорение процесса освоения информации, представленной в курсе. В зависимости от целого ряда факторов различные виды средств могут быть включены в учебный процесс или наоборот отвергнуты на этапе отбора. К числу значимых факторов отбора можно отнести:
· задачи урока;
· информация, которая должна быть представлена учащимся в рамках учебного материала;
· предпочтения преподавателя.
Функции средств обучения
К числу основных функций можно отнести:
· познавательную: средства обучения гарантируют передачу более полного и точного представления о существующей действительности, позволяют облегчить ученику процесс понятия, осмысления и запоминания фактов и закономерностей, делают наглядными и понятными явления и объекты, которые недоступны для наблюдения в реальной жизни;
|
· формирующую: с помощью средств обучения учащиеся могут развивать свои познавательные возможности, психологическую сферу, волю;
· дидактическую: средства обучения являются принципиальными источниками знаний и умений, упрощают процесс усвоения учебного материала, стимулируют познавательную активность.
В реальной жизни отделить одну функцию от другой не представляется возможным. Они находятся во взаимодействии.
Принципы использования средств обучения
Если говорить про использование средств обучения, то могут быть выделены следующие принципы:
· обязательный учет возрастных и психологических особенностей учащихся;
· адекватный выбор средств обучения, как традиционных, так и современных, которые будут гармонично воздействовать на эмоции, сознание и поведение ребенка, задействовать все системы восприятия;
· учет принципов дидактики;
· соблюдение правил безопасности жизнедеятельности в ходе использования средств обучения.
·
Классификация средств обучения
Выделяют несколько значимых факторов, которые могут быть использованы для разделения средств обучения на отдельные группы:
по характеру воздействия на ученика:
· визуальные: слайды, карты, макеты, наглядные пособия, диафильмы;
· аудиальные: аудиозаписи;
· аудиовизуальные: видеозаписи, ИКТ-презентации;
по степени трудности:
· средний уровень: учебники по предметам, печатные учебные пособия, объемные модели, изображения;
· высокая сложность: компьютер, лингафонный кабинет, механические визуальные средства;
|
по происхождению:
· естественные: предметы, взятые из живой природы;
· символические: они представляют действительность при помощи символов и знаков;
· технические визуальные и аудиовизуальные средства.
Изучали средства обучения и предложили свою их классификацию А.Е. Дмитриева и Ю.А. Дмитриева. Они выделяли следующие группы средств обучения:
· природные, естественные объекты или их изображения;
· объемные геометрические фигуры и чучела;
· изобразительные;
· графические;
· символические;
· звуковые;
· мультимедиа.
В использовании средств обучения важное значение имеет соблюдение меры и адекватного соотношения используемых материалов и пособий. Для этого можно обратиться к закону интериоризации.
Согласно этому закону, недостаточное количество наглядных средств снижает качество обучения, так как уменьшается познавательный интерес, затрудняется понимание и образное восприятие. Избыточное количество средств обучения снижает мотивацию к обучению, так как учащиеся начинают относиться к процессу обучения как к развлечению.
Достаточным считается для изучения трудных тем использование 4−5 различных средств, которые могут быть объединены в презентацию. В это количество необходимо включить средства, которые используются на уроке, средства для самостоятельной работы и средства контроля.