Классификация средств обучения




Средства обучения: понятие, функции и классификация

Подходы к использованию средств обучения

Ни один из методов обучения не может обойтись без средств обучения. Благодаря им можно значительно повысить эффективность учебного процесса, на практике реализовать принцип наглядности, облегчают процесс познания и осмысления полученной информации.

 

Понятие о средствах обучения и их сущность

Средства обучения – это комплекс объектов, которые могут быть использованы для организации более эффективного учебного процесса педагогами и учениками.

К числу средств обучения можно отнести материалы и приспособления, которые можно использовать в ходе учебного процесса, которые могут повысить эффективность учебного процесса и сократить время на достижение поставленных перед участниками учебного процесса целей.

С точки зрения дидактики основным предназначением средств обучения является ускорение процесса освоения информации, представленной в курсе. В зависимости от целого ряда факторов различные виды средств могут быть включены в учебный процесс или наоборот отвергнуты на этапе отбора. К числу значимых факторов отбора можно отнести:

· задачи урока;

· информация, которая должна быть представлена учащимся в рамках учебного материала;

· предпочтения преподавателя.

 

Функции средств обучения

К числу основных функций можно отнести:

· познавательную: средства обучения гарантируют передачу более полного и точного представления о существующей действительности, позволяют облегчить ученику процесс понятия, осмысления и запоминания фактов и закономерностей, делают наглядными и понятными явления и объекты, которые недоступны для наблюдения в реальной жизни;

· формирующую: с помощью средств обучения учащиеся могут развивать свои познавательные возможности, психологическую сферу, волю;

· дидактическую: средства обучения являются принципиальными источниками знаний и умений, упрощают процесс усвоения учебного материала, стимулируют познавательную активность.

В реальной жизни отделить одну функцию от другой не представляется возможным. Они находятся во взаимодействии.

 

Принципы использования средств обучения

Если говорить про использование средств обучения, то могут быть выделены следующие принципы:

· обязательный учет возрастных и психологических особенностей учащихся;

· адекватный выбор средств обучения, как традиционных, так и современных, которые будут гармонично воздействовать на эмоции, сознание и поведение ребенка, задействовать все системы восприятия;

· учет принципов дидактики;

· соблюдение правил безопасности жизнедеятельности в ходе использования средств обучения.

·

Классификация средств обучения

Выделяют несколько значимых факторов, которые могут быть использованы для разделения средств обучения на отдельные группы:

по характеру воздействия на ученика:

· визуальные: слайды, карты, макеты, наглядные пособия, диафильмы;

· аудиальные: аудиозаписи;

· аудиовизуальные: видеозаписи, ИКТ-презентации;

по степени трудности:

· средний уровень: учебники по предметам, печатные учебные пособия, объемные модели, изображения;

· высокая сложность: компьютер, лингафонный кабинет, механические визуальные средства;

по происхождению:

· естественные: предметы, взятые из живой природы;

· символические: они представляют действительность при помощи символов и знаков;

· технические визуальные и аудиовизуальные средства.

Изучали средства обучения и предложили свою их классификацию А.Е. Дмитриева и Ю.А. Дмитриева. Они выделяли следующие группы средств обучения:

 

· природные, естественные объекты или их изображения;

· объемные геометрические фигуры и чучела;

· изобразительные;

· графические;

· символические;

· звуковые;

· мультимедиа.

В использовании средств обучения важное значение имеет соблюдение меры и адекватного соотношения используемых материалов и пособий. Для этого можно обратиться к закону интериоризации.

Согласно этому закону, недостаточное количество наглядных средств снижает качество обучения, так как уменьшается познавательный интерес, затрудняется понимание и образное восприятие. Избыточное количество средств обучения снижает мотивацию к обучению, так как учащиеся начинают относиться к процессу обучения как к развлечению.

Достаточным считается для изучения трудных тем использование 4−5 различных средств, которые могут быть объединены в презентацию. В это количество необходимо включить средства, которые используются на уроке, средства для самостоятельной работы и средства контроля.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: