Феномен игры с точки зрения науки




(фрагмент статьи «Что наша жизнь? Игра? или ГЛОБАЛЬНЫЙ GAME OVER». Электронный ресурс: https://krizis.co.ua/main_the_game.php)

Почему у всех людей слово "игра" вызывает, прежде всего, приятные ассоциации? Никогда не задумывались над этим? Игры завораживают, захватывают, вводят нас в особое мироощущение. Они разрывают монотонное течение времени, будят эмоции, раскрашивают жизнь яркими красками. В игры играют и дети и взрослые… Целые страны, порой, оказываются втянутыми в большую игру. Но что, собственно, мы называем игрой?

В своем классическом труде "Homo ludens" выдающийся голландский культуролог Йохан Хейзинга изложил концепцию игры как феномена культуры. О сущности игры он пишет так: «Игра есть добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ в пространстве и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным для всех игроков правилам. Цель игры заключена в самом игровом процессе, сопровождаемом чувством напряжения и радости, а также в осознании «иного бытия», нежели «обыденное существование». Итак, смотрите, как интересно поучается:

- чтобы оказаться в игре, надо, во-первых — удалиться от обыденного мира (оказаться «внутри установленных границ пространства и времени»), — то есть — создать место во времени и пространстве, где ничем иным, кроме игры, заниматься невозможно. Это может быть футбольный стадион, казино, театр, площадка для гольфа, планета Земля — любое место, соответствующее правилам некой игры. Нужно выкроить время, сделать так, чтобы ничто не отвлекало — предупредить домашних, чтобы не беспокоились, отключить мобильный телефон, создать определенную единицу времени или цикла игры и ограничить в этих единицах игровое время…

- во-вторых, необходимо создать твердые правила и придерживаться их (играть «по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам»). Правила — это самая серьезная часть игры. Поскольку многие игры имеют соревновательный характер и все стремятся обратить правила себе на пользу, поэтому игровая культура обслуживается специальным институтом «надсмотрщиков за соблюдением правил» — институтом судей.

- в-третьих, находясь в игре, не следует ставить перед собой никаких иных целей, кроме целей данной игры («с целью, заключенной в самом занятии»). Игра не может заниматься созданием материальных ценностей: сборкой автомобилей, выпечкой хлеба, полетом в космос. Играющий в футбол стремится забить гол, играющий в карты — сорвать куш, катающийся на американских горках — испытать безопасный страх, и ничего другого им не надо. Мы все играем лишь для получения уникальных игровых ощущений и уникального игрового опыта.

И, наконец, игрой обязательно надо наслаждаться. Ее должно сопровождать чувство напряженной радости, а также осознание «иного бытия», отличного от «обыденной» жизни. К этому, разумеется, нельзя принудить, но судьба любого из видов игр такова, что если в игре нет чувства удовольствия, она обречена на исчезновение.

Йохан Хейзинга сформировал современный взгляд на сущность игры и показал значение игры в культуре в целом. Самые распространенные в культуре игры относятся к сфере спорта. Однако Хейзинга обнаружил и описал игровые формы в войне и поэзии, философии и правосудии, религии и политике, бизнесе и социальной жизни — в любом виде человеческой деятельности. В сущности, Й. Хейзинга был первым ученым, кто пришел к выводу, что к феномену игры в конечном итоге можно свести все формы человеческой жизни.

 

2.2. Ещё несколько определений «Игры» от солидных учёных:

· «Игра всегда является как будто формой того или иного серьезного поведения; она является "разыгрыванием" серьезной жизни человека, ее, так сказать, представлением» (Д. Н. Узнадзе);

· «Под игрой понимаются действия, лишенные практической цели, а только воспроизводящие, имитирующие определенные практические действия» (Л. Б. Ительсон);

· «Игра, термин, обозначающий широкий круг деятельности животных и человека, противопоставляемой обычно утилитарно практической деятельности и характеризующийся переживанием удовольствия от деятельности» (Философский энциклопедический словарь);

· «Игра — один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, которые через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. И. служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей» (Г. М. Коджаспирова).

· «Игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, зафиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах культуры и науки» (Психологический словарь \ Под ред. А.В.Петровского и М.Г. Ярошевского, 1990).

· «Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» (Г.К. Селевко).

· «Игра — это средство воспитания, в котором воспитатель в качестве инструмента формирования личности воспитанника использует его игровую деятельность в воображаемой и реальной ситуациях, направляя ее на развитие положительных качеств личности» (В.С. Селиванов).

2.3. Признаки игровой деятельности

(по материалам книги О.С. Газмана «Неклассическое воспитание:

от авторитарной педагогике к педагогике свободы», С.223-232)

…В фундаментальном исследовании игры француз­ского философа Роже Кайуа дается достаточно целостная картина этого феномена, включающая как объективные, так и субъек­тивные ее характеристики. В книге «Игры и люди» Кайуа дает следующие признаки, объединяющие все виды деятельности, обозначаемые словом «игра». Это деятельность:

1. Свободная: игрок не может быть к ней принужден, иначе игра тут же потеряет свою привлекательность;

2. Обособленная: она ограничена точными временными и пространственными, заранее определенными границами;

3. Неопределенная: ее развитие и результат нельзя заранее предвидеть; у игрока всегда есть инициатива и определенная свобода проявить находчивость;

4. Непродуктивная: не создает ни продукта общественно ценного, ни материальных благ, ни каких-либо новых элементов, кроме перераспределения собственности (имеется в виду игровой — О. Г.) внутри группы игроков; в конце игры ситуация идентична начальной;

5. Регламентированная: подчиняется условиям, отменяющим обычные законы и временно вводящая новую, един­ственно имеющую силу закономерность. (В этой связи Кайюа делает любопытный комментарий: «В этом ограниченном игрой пространстве и отведенном времени путаные и сложные законы обычной жизни заменяют на точные, понятные придуманные правила, которые надо воспринимать такими, какие они есть, и которые обеспе­чивают правильное течение игры. Обманщик, если и нарушает правила, все равно делает вид, что их соблюдает. Поэтому надо отдать справедливость авторам, подчерки­вающим, что нарушение правил не губит игру. Обманщик не ставит под сомнение правило, он лишь злоупотребляет лояльностью других игроков. Настоящим же разрушителем игры становится тот, кто ее отрицает, видит абсурдность в условности правил...»);

6. Иллюзорная: сопровождается специфическим ощуще­нием какой-то второстепенной реальности или полной нереальности по отношению к повседневной жизни.

Все авторы, пытавшиеся обозначить признаки игры, а тем более дать ее дефиницию, сталкиваются с одной и той же трудностью. Любой признак, взятый отдельно, сам по себе может быть отнесен не только к игровым явлениям. Скажем, мальчик свободно и добровольно берет у мамы тяжелую сум­ку, чтобы ей помочь. Свобода и добровольность есть. А игры может не быть.

…Разорвать этот круг противоречий не представляется возможным, если смотреть на игру одновременно с нескольких позиций: историка, философа, психолога, самого ребенка. Надо выбрать какую-то одну точку отсчета. Таковой, на наш взгляд, является психологическая доминанта игры: взгляд на нее с позиций самого играющего (субъекта деятельности).

Возьмем пример: мы видим двух мальчиков, бегущих друг за другом. Можно предположить, что они спешат на электричку или в кино, но один сильнее и поэтому бежит быстрее. Можно допустить, что один догоняет другого, чтобы его ударить, подраться. Но можно предположить, что дети играют в «догонялки» или устроили игру «кто быстрее добежит». Выявить, что же на самом деле происходит, можно лишь одним способом: определить психическое состояние человека, которое, конечно, связано с его намерением. В каком состоянии мальчик бежит? В состоянии агрессивного аффекта, характерного для драки, деловой озабоченности («чтобы не опоздать») или веселого напряжения, которое побуждается игрой?

Таким образом, доминантной характеристикой игры мы считаем психическое состояние субъекта игры, которое мы обозначаем как игровое состояние. Игровое состояние представляет собой сложный комплекс переживаний, которые испытывает всякий играющий. Различные типы игры и различ­ные стадии дают этому состоянию свои особые эмоциональ­ные оттенки, выдвигают свои составляющие его доминанты.

С той или иной мерой приближения к истине игровое состояние в различных играх и на различных стадиях игры можно было бы описать в таких выражениях, как «радость условности», «увлеченность отвлеченностью», «предвкушение неожиданности», «веселая озабоченность», «наслаждение импровизацией», «напряженная активность», «приятная сосредоточенность», «легальная симуляция», «азарт испытания», «коммуникативный энтузиазм»- сделать карточки. Иначе говоря, игровое состояние есть ожидание или сам процесс удовольствия от физической, умственной или соци­альной активности, проявляемой в свободной творческой атмосфере условности, игровой дисциплины, юмора или со­ревнования.

Суммируя признаки игры, называемые ведущими специалистами в этой области, можно сказать, что детские игры — это, во-первых, занятия субъективно значимые, приятные, самостоятельные, активные и добровольные (необязатель­ные). Во-вторых, имеющие аналог в реальной действитель­ности, но отличающиеся своей неутилитарностью и небуквальностью воспроизведения. В-третьих, возникающие спонтанно или создаваемые искусственно для развития каких-либо функций организма или качеств личности, за­крепления достижений или снятия напряжения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: