ЛЕКЦИЯ № 2. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
1. Понятие личности в социологии. Типология личности
2. Социальный статус личности. Виды статусов.
3. Социальные роли личности.
4. Социализация.
Понятие личности в социологии. Типология личности.
Интерес к личности в социологии возникает в связи с исследованиями микроструктур, и процессов, происходящих в малых группах. Последовательная и полная социологическая теория личности еще не создана.
В момент рождения ребенок еще не личность, а индивид (от лат. individ – неделимый). Индивидом называется человек как единичный представитель человеческого рода, продукт филогенетического и онтогенетического развития, человеческая особь. Человек – родовое понятие, самое общее. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого (на биохимическом, физиологическом, психологическом, социальном уровнях).
Личность в социологии определяется как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, а также как системное качество индивида, обновленное его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении.
Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: биологические, генетически заданные предпосылки; психогенные факторы (память, характер, чувства, воля, воображение, наблюдательность, интеллект); наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует.
Социализация - введение индивида в общественную жизнь путем целенаправленного воспитания и комплексного воздействия общественной и культурной среды. В этом процессе агенты социализации передают человеку следующие социогенные элементы:
|
- систему ценностей (включая культурный идеал личности);
- образы своего «я»;
- образы Другого;
- социальные роли, выполняемые в различных коллективах.
Интегрированный комплекс этих элементов создает социальную личность индивида.
В процессе социализации у индивида вырабатывается сознание своего субъективного, личного «я» (самость). Это наши идеи по поводу себя. Отраженное или зеркальное «я» (Ч. Кули) – это процесс, в ходе которого мы мысленно становимся на точку зрения других людей и видим себя их глазами или так, как по нашему мнению другие люди видят нас.
Важную роль в формировании самосознания личности имеют образы Другого. Обобщенный Другой, по Дж.Г. Миду, возникающее в процессе социализации представление индивида об абстрактном другом; включает совокупность ожиданий, установок, ценностей группы, на которые индивид ориентирует свое поведение. Значимый Другой, по Г. Салливану, определенный человек, влиятельный (авторитетный) в своем воздействии на поведение и развитие данной личности, т. е. на принятие ею тех или иных социальных норм, ценностных ориентаций, формирование образа себя.
Важной составляющей социологического учения о личности является ее типология. Социальный тип личности – это способ осуществления человеком различных видов деятельности, характерная совокупность свойств личности.
Широко применяется типология на основе личностных показателей. Так по Г. Айзеку главными характеристиками индивидов являются экстраверсия и интроверсия. Экстраверты характеризуются тенденцией направлять энергию психики вовне, а интроверты – внутрь себя.
|
Э. Шпрангер разработал шесть «идеальных типов» личности на основе их мотивационной направленности:
1) теоретический тип ориентирован на получение новых знаний;
2) экономический тип – основой поведения выступает прагматическая ориентация;
3) социальный – стремление к общению, направленность на социальное окружение;
4) эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;
5) политический – стремление к отношениям власти и подчинения;
6) религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом.
В основе классификации Э. Фромма лежит ориентация личности в отношениях с обществом. Так, в основе непродуктивной личности лежит неспособность к самовыражению. В основе продуктивной личности лежит способность к изменению своего окружения, к самовыражению. Обычно в каждой личности сочетаются как продуктивная, так и непродуктивная ориентации. Вопрос лишь в том, какая из них доминирует.
Также выделяют такие типы, как культурный идеал личности, базисная личность. Культурный идеал личности является комплексом предписаний, каким должен быть член данной группы, чтобы снискать признание и положительную оценку. Древняя Греция знала идеал всесторонне развитого человека, с гармоничным развитием физических, умственных и моральных черт. США поддерживает идеал экономически успешного человека. Культурный идеал личности необходимо отличать от так называемой базисной личности (понятие разработано А. Кардинером). Под базисной личностью любого общества понимается комплекс черт, относительно чаще проявляющихся у членов данного общества независимо от того, считаются ли они в этом обществе ценными.