СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
Кириленко А.В., магистр группы МНО-18
toni.kirilenko@yandex.ru
Шацкая Э.Ш., к.э.н., преподаватель
ГБОУВО РК «КИПУ имени Февзи Якубова»,
г. Симферополь, Россия
Аннотация. В статье рассматривается система инновационных подходов к управлению учебным заведением в современных условиях. Освещены особенности современного инновационного управления в образовании, как сложного многогранного процесса. Автор подчеркивает важность постоянного усовершенствования этого процесса, что является залогом успешного развития и улучшения эффективности деятельности учебного заведения.
Ключевые слова: управление, парадигма управления, инновационные подходы, демократизация управления, вариативность управления.
Новые условия, в которых функционируют учебные заведения России, требуют современных подходов к организации их деятельности, более эффективного и гибкого управления, более профессионального и быстрого реагирования на возникающие проблемы и открывающиеся новые перспективы. Актуальной становится потребность менять устаревшие управленческие подходы в отрасли образования. Современный руководитель учебного заведения должен научиться современным механизмам управления и благодаря этому повышать эффективность работы.
Цель статьи заключается в раскрытии современных, инновационных подходов к управлению учебным заведением.
Процессы демократизации общественной жизни, охватившие все постсоветское пространство после 1991 г., существенно повлияли и на развитие сферы образования, в частности побудили дальнейшие научные поиски в теории управления образованием (В. Крижко, Е. Павлютенков, А. Большаков, Ю. Конаржевский, Л. Сергеева, Н. Поташник, М. Моисеев, Т. Шамова).
|
Среди направлений в развитии теории управления образованием, которые начали развиваться как приоритетные после 1991г., следует назвать управление качеством образования, образовательный мониторинг, инновации в образовании, образовательные измерения, ИТ-технологии в управлении образованием, формирование профессиональной компетентности руководителей образования и т. д. [2, с. 125].
Функционирование и развитие общеобразовательной школы зависит от совокупности внешних факторов прямого и косвенного влияния на школу. Прежде всего — это особенности социально-экономического, политического и культурного развития страны, сосредоточенные в системе образования материально-финансовые, кадровые ресурсы, культурное пространство, в котором формируются личность, тенденции развития образования, уровень развития наук, работающих на школу, система государственного управления образованием, нормативно-правовая база, что обеспечивает функционирование школы. Вся эта совокупность постоянно изменяемых внешних условий под действием объективно-субъективных факторов постоянно трансформируется.
Состояние развития общества предопределяет соответствующие ему особенности управление внутришкольной жизнью. На современном этапе к таким особенностям относятся [3, с. 18]:
1. Изменение подходов при оценке деятельности школы. Означает создание школой собственной системы диагностики и оценки ее деятельности, ориентацию на оценки не только по результатам обучения учащихся, изучение уровня развития личности ребенка, оценки результатов деятельности отдельных педагогов.
|
2. Демократизация управления. Предусматривает создание надлежащих условий для реализации миссии и цели школы, приоритетность решения вопросов макротехнологии (целостной системы работы школы и внутришкольного управления) над микротехнологиями (методиками проведения педсоветов, совещаний, анализа отдельных уроков, написание приказов, составление графиков и т. п.).
3. Изменение кадровой ситуации в школе. Проявляется в появлении в школе психологов, социальных педагогов, классных руководителей, заместителей руководителей школ по экспериментальной или научно-методической работе, работников вузов. Это требует решения новых управленческих задач, возникновение новых управленческих отношений, связей, создание благоприятного психологического климата в коллективе, атмосферы творческого поиска, взаимопомощи, заинтересованности работой.
4. Вариативность управления. Означает использование разнообразных моделей, систем, содержания управленческой деятельности, самостоятельное определение направленности развития, корректировки цели школы, избрание вариантов учебного плана, определение содержания школьного компонента образования, моделирование внеурочной деятельности учащихся.
5. Изменение методов управления. Свидетельством их является переход от прямого воздействия на методы, связанные с эффективностью работы школы, к моделированию педагогических систем, способов их реализации; от жестко регламентированных требований к разнообразию форм, содержания. Это предполагает свободный выбор технологии планирование и организации работы в соответствии с целями и задачами коллектива.
|
6. Изменение методологических основ управления. На передний план выдвигаются системный подход, моделирование целостных педагогических и управленческих структур, разработка технологий ускоренного развития. Это стимулирует использование диалогических форм взаимодействия, внедрения способов самоорганизации, децентрализации управления [4, с. 50].
Главным в содержании управленческой деятельности становится выработка целостной системы деятельности школы, которая бы отвечала требованиям времени и создавала предпосылки для целенаправленного развития учащихся. Особенность управленческой деятельности руководителя общеобразовательной школы на современном этапе определяется совокупностью традиционных и появлением новых руководящих функций. К традиционным функциям его управленческой деятельности принадлежат принятие решения, организация их воплощения, корректировка работы, учет и контроль, которые теперь остаются основными. Благодаря новым функциям обновляется содержание обучение и воспитание (внедрение государственных стандартов образования, концепции воспитания, профилизации и индивидуализации образовательного процесса, авторских учебных программ, учебников, пособий, воспитательных систем), происходит внедрение новых образовательных технологий (развивающее, модульное, дифференцированное обучение, использование методов проектирования и моделирования, творчества личности); совершенствуются формы и методы обучения и воспитания (диалоговые формы общения, лекционные, семинарские занятия, учебные модули и т. п.); трансформируются методы контроля знаний и умений учащихся (вводятся индикаторы развития учащихся, рейтинговые системы оценивания); модернизируются содержание, формы и методы управления заведениями и учреждениями образования (повышается значимость менеджерской функции управления инновационным процессом, создаются многовариантные модели управления); появляются авторские модели заведений образования (лицеи, гимназии, колледжи и т. п) [1, с. 76].
Модернизированное содержание деятельности руководителя школы требует обновления форм управления. Приоритетными становятся совещательно-административные формы управления, которые разделяют на: коллегиальные (решения совета школы, педагогической совета, собрания трудового коллектива, совещания при директоре, методического совета, профсоюзных собраний, совета учредителей); коллективные (резолюции или решения, ученического, родительского совета, собрания творческих учителей); индивидуальные (выводы, советы во время беседы, наблюдения, анкетирование, интервьюирование).
Рациональное сочетание современных и классических функций, форм и методов управленческой деятельности руководителя школы в современных условиях является залогом эффективного формирования творческого коллектива учителей и учеников, демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса, открытости школы как динамично социальной системы [6, с. 96].
Открытая школа является социально-педагогической системой, способной к генерированию и внедрению педагогических инноваций (научных и практических исследований по социально-педагогическим и психологическим дисциплинам), адекватного восприятия социально-педагогических изменений в обществе, установление разносторонних связей с общественностью и участниками учебно-воспитательного процесса [5, с. 7].
Оценка управленческой деятельности руководителя общеобразовательного учебно-воспитательного учреждения должно осуществляться на основе системности, которая предполагает рассмотрение и учет всей совокупности социально-педагогических условий совершенствования управления школой в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Современное образование как социально-педагогическая система призвана обеспечить достижение таких образовательных результатов, которые бы соответствовали насущным требованиям общества. А поэтому необходимо внедрять новые подходы к управлению общеобразовательного учебного заведения.
Инновационное управление в образовании – это совокупность прогнозов, решений и действий по определению и реализации приоритетных направлений развития, обеспечивающих достижение миссии и целей учреждения образования.
Управление – сложный многогранный процесс, основу которого составляют: готовность начать процесс, определение полномочий и миссии, определение целей и задач, разработка и внедрение плана действий и мониторинг выполнения. Успешная реализация перечисленных действий-функций, как показывают теория и практика, может обеспечить долгосрочное развитие и улучшить эффективность и производительность деятельности общеобразовательного учебного заведения.
В наше время управление учебным заведением становится важным фактором успешной адаптации и развития, а также насущной необходимостью составлять долгосрочные планы на перспективу.
Список использованных источников
1. Анискина Н. А., Пасечникова Л. П. Технология планирования стратегических изменений. - М.: Издат. Гр.. «Основа», 2005. - 112 с.
2. Беседин Н. А., Нагаев В. М. Основы менеджмента. - М.: Центр учебной литературы, 2005. - 496 с.
3. Вересов Н.Н. Типичные управленческие ошибки и способы их устранения // Директор школы. – 2010. – № 8. – С. 16–22.
4. Даниленко Л. Менеджмент инноваций в образовании. - М.: Шк. Мир, 2007. - 120 с.
5. Попова А.В. Развитие инновационных процессов в зарубежной образовании во второй половине ХХ века // Гуманизация учебно-воспитательного процесса: Сб. наук. пр.. Выпуск ХІІ.. - Славянск: Издательский центр СГНИ, 2001. - С. 3-10
6. Чернуха-Гадзецкая К. М. Технология управления. - М.: Изд. гр. «Основа», 2009. - 144 с.