Диагностика сенсорного воспитания детей раннего возраста




В рамках самообразования применена методика педагогического обследования детей младшего возраста. В этой методике представлены задания для выявления и оценки уровня сенсорного развития детей младшего возраста.

Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета.

На базе МАДОУ «Детского сада № 6» во второй младшей группе было проведено диагностическое исследование. В нем участвовало 29 детей на начало года в возрасте 2,9-3 лет. (таблица 1). И 33 ребенка на конец года в возрасте 3-4 лет.(таблица 2)

За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста была взята методика Николаевой Т.В. (2004 г.).

Оборудование:

1. деревянная (или пластмассовая) доска с тремя (четырьмя) прорезями –

круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

2. деревянная или пластмассовая коробка с шестью прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

3. одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);

4. пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;

5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;

6. цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;

7. одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;

8. три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.

Основные задания для детей 2,9-3 лет.

1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.

3. Сложить трёхсоставную матрешку.

4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.

5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.

Проведение обследования.

Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами.

Обучение.

При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, демонстрировалось соответствующее действие, а затем ребёнок должен был воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, руками ребёнка вставлялись фигуры в соответствующие прорези; собиралась пирамидка с учётом величины колец; складывалась разрезная картинка. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.

Оценка действий ребёнка.

По каждому заданию фиксировалось:

- Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;

- Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);

- Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.

В таблице 1. приведены данные о возможности выполнения исследуемым каждого из предложенных занятий:

 

 

Таблица 1.Начало года.

 

№ п/п Ф.И. ребёнка 1 задание 2 задание 3 задание 4 задание 5 задание  
1. Николас + + - + -  
2. Милана Б. + - + + -  
3. Анастасия Б. - - + - -  
4. Всеволод + + - - -  
5. Екатерина В. - + + - -  
6. Кристина + - - - -  
7. Глеб Голд. + + + + +  
8. Глеб Гр. - + - + -  
9. Есения + - - - -  
10. Катерина К. + - - + -  
11. Марк + + - + -  
12. Ульяна К - + + - -  
13. Максим + + - + -  
14. София - - - + -  
15. Милана К. + + - + -  
16. Остап + + + + +  
17. Ульяна М + + + + +  
18. Михаил - - + + -  
19. Артем + + + + +  
20. Кирилл - + - + -  
21. Александр С. - + + + -  
22. Лев + + - + -  
23. Алиса + + + + +  
24. Татьяна + + + - -  
25. Вадим - + - + -  
26. Полина + - + - -  
27. Александр Ф. + + - + +  
28. Настя Х - - - - -  
29. Георгий - + + + -  

 

 

Таблица 2. Конец года.

№ п/п Ф.И. ребёнка 1 задание 2 задание 3 задание 4 задание 5 задание  
1. Николас + + + + +  
2. Артем Б. + - - - -  
3. Милана Б. + + + + +  
4. Анастасия Б. + + + - -  
5. Всеволод + + + - -  
6. Максим Б. + + - + +  
7. Никита Б. + + - - +  
8. Екатерина В. + + - + +  
9. Кристина + + - - +  
10. Глеб Голд. + + + + +  
11. Глеб Гр. + + - + +  
12. Есения + + - - -  
13. Катерина К. + + - + +  
14. Марк + + + + +  
15. Максим К. + + - + -  
16. София + + - + -  
17. Милана К. + + + + +  
18. Варвара + + - - +  
19. Остап + + + + +  
20. Ульяна М + + + + +  
21. Миша Паст. + + - - +  
22. Михаил Перм. + + + + -  
23. Артем П. + + + + +  
24. Василина + + - - +  
25. Кирилл + + - + +  
26. Александр С. + + + + -  
27. Лев + + - + +  
28. Алиса + + + + +  
29. Виктория + + - - -  
30. Татьяна + + + + +  
31. Вадим + + - - +  
32. Полина + + - + +  
33. Георгий + + + + -  

 

Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).

Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).

В связи с проведенным исследованием были выявлены уровни сенсорного развития каждого из детей на начало года:

- высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым (6 детей);

- средний уровень – 3 выполненных задания (9 детей);

- низкий уровень – 1-2 выполненных задания (13 детей).

1 ребенок не справился с данными заданиями.

На конец года:

- высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым (20 детей);

- средний уровень – 3 выполненных задания (10 детей);

- низкий уровень – 1-2 выполненных задания (3ребенка)

Результаты наблюдений за способом ориентировки детей в задании.

Низкий уровень – ребёнок действовал путём проб, например: чтобы вложить геометрическую форму в прорезь доски, он перебирал все отверстия в поиске того, в которое можно опустить форму. Таким способом он находил нужную прорезь и вкладывал фигуру. Малыш действует целеустремлённо и достигает положительного результата.

Средний уровень – действия ребенка на уровне примеривания, например: вкладывая геометрические формы в прорези доски, ребёнок не перебирал все отверстия в поисках того, в которое нужно опустить треугольную форму, а подносил её к сходной, например, к квадрату; при приближении-примеривании он начинал видеть отличия и переносил фигуру к треугольной прорези.

Высокий уровень – ребенок действовал на уровне зрительной ориентировки. Малыш выделял существенные для определённого действия признаки предметов на глаз и выполнял действия сразу правильно без предварительного примеривания. Например, ребёнок безошибочно опускал геометрические формы в соответствующие прорези доски; сразу безошибочно складывал трёхсоставную матрешку.

 

Оценка уровня сенсорного развития ребёнка.

В процессе наблюдения за характером выполнения указанных выше заданий, была произведена оценка уровня сенсорного развития детей младшего возраста. Соответственно были выделены четыре уровня оценки на начало года:

1. Опережение возрастной нормы – 5 детей.

2. Соответствие возрастной норме – 10 детей.

3. Отставание от возрастной нормы – 8 детей.

4. Значительное отставание от возрастной нормы – 6 детей.

Описание.

1. Опережение возрастной нормы: ребёнок легко и быстро устанавливал контакт с педагогом, встречал предложенные задания с выраженным интересом. Интерес к результату деятельности сохранялся у него на протяжении всего обследования. Действовал целеустремлённо и точно. Если допускал отдельные ошибки, то тут же замечал их и самостоятельно исправлял. Самостоятельно выполнял серию заданий, составленных для его возраста, а так же самостоятельно и с минимальной помощью взрослого справлялся с серией заданий, предназначенных для детей более старшего возраста (ребёнок до 2,5 лет-с заданиями для детей 2,5-3 лет; ребёнок старше 2,5 лет - с заданиями для детей 3-4 лет). При выполнении заданий ребёнок использовал метод проб, примеривание, а так же зрительный способ ориентировки. Определена ведущая рука, действия обеих рук согласованны.

2. Соответствие возрастной норме: быстро устанавливал контакт со взрослым, задания заинтересовывали ребенка. Положительное эмоциональное отношение к процессу деятельности сохранялось у него до конца задания. Действовал целеустремлённо, но допущенные ошибки устранял, как правило, с помощью взрослого. Ребёнок самостоятельно и с помощью педагога выполнял не менее четырёх заданий, предназначенных для его возраста, а с заданиями для детей более старшего возраста справлялся с помощью педагога. В отдельных случаях полученный результат неточно соответствовал образцу взрослого. При выполнении заданий ребёнок пользовался методом проб, практическим примериванием, а так же использовал зрительную ориентировку. Определена ведущая рука, но действия обеих рук не всегда согласованы.

3. Отставание от возрастной нормы:

Как правило, в контакт вступал не сразу, контакт часто формальный (чисто внешний). Ребёнок был несколько заинтересован общей ситуацией занятия, но к содержанию заданий, к результату их выполнения в целом индифферентен. Не замечал и не устранял допущенных ошибок. Результат деятельности часто не точно соответствовал образцу. После обучения ребёнок не справлялся с заданиями, предназначенными для его возраста, но выполнял самостоятельно и с помощью взрослого серию заданий, составленных для детей более младшего возраста. Наряду с поисковыми способами ориентировки отмечались действия силой и перебор вариантов. При этом ошибочные варианты действий ребёнок не отбрасывал, а повторял снова. Как правило, не была определена ведущая рука, отсутствовала согласованность действий обеих рук.

4. Значительное отставание от возрастной нормы:

В контакт не вступал, было отмечено безразличие к содержанию заданий, ребёнок вообще не понимал, что ему предъявляются задания. Из всех заданий улавливал лишь форму активности, которая от него требовалась. После обучения ребёнок не справлялся с заданиями, рассчитанными на его возраст, а так же с заданиями для детей более младшего возраста. Не использовал поисковые способы ориентировки, а действовал силой

.

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: