Посредством игровой деятельности».




Воспитатель: Уточкина Татьяна Александровна.

 

 

Тема самообразования

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста

посредством игровой деятельности».

Составила:

Мишланова Светлана Александровна

воспитатель

Работа по самообразованию

воспитателя Уточкиной Татьяны Александровны

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

Актуальность:

В современном мире возникает необходимость выделить в содержании работы с детьми младшего дошкольного возраста аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. Именно младший дошкольный возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в младшем дошкольном детстве трудно переоценить.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное развитие планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Цель работы по самообразованию:

1. систематизация знаний по методике сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, изучение учебной и научно – методической литературы, новых программ и педагогических технологий;

2. повышение педагогического уровня, профессионального мастерства;

Задачи работы по самообразованию:

1. расширить знания о сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста;

2. обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей);

3. педагогическое просвещение родителей по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»;

Объекты в работе по самообразованию:

ü Дети 2-4 лет;

ü Семьи детей посещающих детский сад;

ü Педагогический персонал детского сада;

Методы работы с детьми младшего дошкольного возраста:

ü Игровой метод (дидактические игры);

ü Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов);

ü Практический метод – показ способов действия с предметами;

Формы организации деятельности с детьми младшего дошкольного возраста:

ü групповая;

ü подгрупповая;

ü индивидуальная;

Ожидаемые результаты:

ü Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-4 лет средствами игровой деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;

ü Сформированные представления у детей младшего дошкольного возраста о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них;

ü Сотрудничество ДОО и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2-4 лет;

Этапы работы:

1. Информационно-педагогический блок


Формы работы Сроки Форма отчета  
Сбор, изучение и анализ информации, работа с методической и периодической литературой на тему «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста». Диагностика освоения детьми сенсорных эталонов на начальном этапе. Сентябрь 2017год (+ в течение года) Список использованной литературы 1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010. 2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988; 3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003; 4. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996. 5. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003. 6. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.
Выступление на педагогическом калейдоскопе по теме «Россыпи сенсорного мира» Сентябрь 2017 год Презентация «Россыпи сенсорного мира» Выступила на педагогическом калейдоскопе с темой «Россыпи сенсорного мира», где поделилась с педагогами своими наработками по данной теме и перспективой развития.
Создание предметно-развивающей среды окружающей детей младшего дошкольного возраста. В течение года Наличие игр по сенсорному развитию 1. «Чудесные мешочки» 2. «Определи на ощупь» 3. «Волшебные прищепки» 4. «Сенсорные дощечки» 5. Сенсорные бассейны. 6. «Волшебная клумба» и т.д.
Подготовка анкет к анкетированию родителей. Ноябрь 2017 год, май 2018 год Анкета (проработанные данные по теме анкетирования) По результатам анкетирования на начало года показало, что большинство родителей уверены, что сенсорные способности у их ребенка развиты на достаточном уровне, но не отрицают тот факт, что не мешало бы продолжить и разнообразить работу в данном направлении.
Консультация для педагогов «Дидактические игры на развитие сенсорики у детей». Февраль 2018год Консультация «Дидактические игры на развитие сенсорики у детей».  
Диагностика освоения детьми сенсорных эталонов на конечном этапе. Отчет по самообразованию Май 2018 год   Презентация.

2. Работа с детьми

Сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепки, элементарному конструированию. В течение года Работы детей В течении полугодия активно велась работа по сенсорному развитию детей, осуществляемое в процессе обучения детей лепке, рисованию, конструированию как на занятиях так и в индивидуальной и самостоятельной деятельности детей.
Дидактические игры: 1. «Чудесные мешочки» 2. «Определи на ощупь» 3. «Волшебные прищепки» 4. «Сенсорные дощечки» (оказывают помощь в изготовлении родители воспитанников). 5. Сенсорные бассейны. Октябрь – ноябрь 2017 год.   В течение года Изготовление картотеки дидактических игр для детей раннего дошкольного возраста. Были изготовлены различные игры при помощи, которых дети развивают мелкую мускулатуру рук, сенсорные эталоны и что способствует их гармонизации эмоциональной сферы через обогащение опыта тактильных ощущений.
Дидактические игры: 1. «Шнуровка» 2. «Тактильный набор» (изготовление, используя различные по текстуре материалы). 3. Удивительное рядом (наборы с замками, крышками, застежками, шнурками…) Декабрь - январь 2017 - 2018год     В течение года
Дидактические игры на развитие мелкой моторики. Февраль – март 2018 год
Закрепление пройденного материала с детьми   Апрель-май 2018год    

 

 

3. Работа с родителями

 

 

мероприятие срок продукт Результат
1. Проведение анкетирования на тему «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».   Октябрь 2017год Анкета (проработанные данные по теме анкетирования) По результатам анкетирования на начало года показало, что большинство родителей уверены, что сенсорные способности у их ребенка развиты на достаточном уровне, но не отрицают тот факт, что не мешало бы продолжить и разнообразить работу в данном направлении.
2. Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. В течение года Наличие игр по сенсорному развитию Родители приняли активное участие в изготовлении пособий, способствующих развитию мелкой моторики, тактильных ощущений и сенсорных эталонов. Ими были изготовлены «Сенсорные дорожки», «Волшебные мешочки», «сенсорные кубики с различной текстурой». Собраны «Сенсорные ванны» из крышек, крупы, яиц из под игрушек, мягкие шарики, разноцветные резинки и т. д.
3. Проведение индивидуальных консультаций и бесед с родителями на тему «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста». В течение года   С родителями неоднократно проводились консультации и беседы о пользе сенсорного развития детей данного возраста. Многие родители прислушивались к советам и использовали предложенные игры и пособия в домашних условиях.
4. Консультация (папка – передвижка) для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста». Ноябрь 2017год Консультация «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста». Для более подробного ознакомления родителей была предложена папка-передвижка на тему «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста». Родители могли в свободное время ознакомиться с предложенным материалом.
5. Размещение в группе в контакте и в приёмной группы фотоотчета «С интересом мы играем и сенсорику развиваем».     Январь 2018 год Фотоотчет «С интересом мы играем и сенсорику развиваем». В группе был выложен фотоотчет с детьми играющими материалами из уголка сенсорики. А так же смонтирован фильм по данным фото.
6. Круглый стол «Поиграем вместе с мамой». Февраль 2018год Фотоотчет.  
7. Консультация (папка – передвижка) «Дидактические игры – что это такое?» Апрель 2018 год Консультация «Дидактические игры – что это такое?»  
8. Проведение анкетирования на тему «Чему мы научились за год…»   Май 2018 год Анкета (проработанные данные по теме анкетирования)  

Вопросы:

1. Чьи методики по данной теме по дошкольному воспитанию изучены? книга Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка», статья Абдулаевой Е. А. «Сенсорно-двигательные игры для детей раннего и младшего дошкольного возраста», в журнале «Дошкольное воспитание», методическая литература Пилюгина В. А. «Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста».

2. Методика организации дидактических игр младшего дошкольного возраста. В чем разница между дидактической игрой и упражнением? Ребенок занимается с «рассыпухой» или на коврике – это дидактическая игра?

3. Автор диагностического инструментария и содержание диагностики? - За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В. (2004 г.).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: