Стал дружным и сплоченным?




Тема 3. Командообразование как ключевая задача лидеров-руководителей

План:

1. Факторы, влияющие на групповую сплоченность.

2. Причины снижения групповой сплоченности.

3. Что необходимо руководителю, чтобы его коллектив стал дружным и сплоченным.

4. Сплоченность группы и эффективность ее работы.

 

Групповая сплоченность – это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой.

Психологическое единство в группе возникает на основании общности человеческих ценностей, близости представлений членов коллектива о том, какое трудовое поведение приемлемо, а какое нет, каковы должны быть отношения в группе, стиль и методы работы и о других важных сторонах ее жизнедеятельности.

Эта согласованность касается не только взаимных мнений людей, но и их отношений, на значимые для коллектива и его членов события делового или личного характера. То, что у одних вызывает бурную реакцию не должно другими восприниматься равнодушно, иначе это неизбежно вызовет взаимное непонимание.

Другим необходимым компонентом сплоченности является согласованность взаимных действий людей, их поведения, но уже не в рамках конкретного труда и трудовых действий, а на фоне разнообразного взаимодействия. Особенно ярко эта сторона сплоченности коллектива проявляется в его организованности - способности к самоорганизации, слаженности, согласованному преодолению возникающих сложных ситуаций, присущих моментов во взаимодействии, иначе говоря, к совместной эффективной деятельности и к совместному решению проблем. Сплоченность коллектива, называют ведущей коллективистской направленностью.

 

Факторы, влияющие на групповую сплоченность

· Совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников группы.

· Атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия.

· Активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников.

· Наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении.

· Присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участников (как показывает печальный опыт повседневной жизни, люди особенно быстро сплачиваются не в борьбе за что-то, а в борьбе против кого-то).

Причины снижения групповой сплоченности

· Возникновение в группе мелких подгрупп (это особенно вероятно в группах, превышающих 15 человек; впрочем, иногда своеобразная соревновательность, появляющаяся между подгруппами, ускоряет групповую динамику и способствует оптимизации взаимодействия).

· Знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы – это ведет к сокрытию от остальных членов группы какой-то частной информации, к стремлению защитить друг друга и не вступать в полемику, к отчуждению от осталбных.

· Неумелое руководство, которое может привести к излишнему напряжению, конфликтам и развалу группы.

· Отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников, и совместной деятельности.

· Вялая групповая динамика.

· Негативные и позитивные факторы, оказывающие влияние на уровень групповой сплоченности, обобщенно отражены на рисунке 1.

Рис. Отрицательные и положительные факторы, влияющие на групповую сплоченность


Что необходимо руководителю, чтобы его коллектив

стал дружным и сплоченным?

1. Понимание – это именно то, что отвечает на любимый вопрос мудрого руководителя «А зачем?». Зачем нужно, чтобы коллектив вместо работы занимался дружбой? Это верно, дружеские отношения не должны подменять саму работу. А вот стать хорошим мотивационным фоном могут. И понимание того, что в обстановке сотрудничества и поддержки работать и легче, и эффективнее, помогает руководителю вести такую стратегию.

2. Желание. Поскольку руководитель зачастую является непросто номинальной управленческой единицей, а лидером, за которым двигаются сотрудники и с которого берут пример, то желание работать в сплоченном коллективе должно исходить, в первую очередь от него. Это не значит, что руководитель обязательно сам должен этим заниматься. Это значит, что люди видят и чувствуют, что он хочет таких отношений, что он поддерживает дружескую атмосферу в коллективе и сам готов на сотрудничество. А дальше вопрос стоит в выборе и реализации стратегии формирования корпоративной сплоченности. Какие мероприятия могут стать основой тактических действий?

3. Миссия – это некая сверх цель организации, которую она красной нитью проносит сквозь свою деятельность и декларирует в различных корпоративных документах.В контексте формирования корпоративной сплоченности отдельным параграфом помимо «для клиентов или для партнеров» может идти речь о миссии для персонала. Здесь речь идет об отношении организации к тем людям, которые в ней работают. Возможность профессионального и личностного развития, забота о физическом и душевном здоровье, внимательность, уважение к личности каждого независимо от должности – вот принципы, лежащие в основе таких отношений. Естественно, если это не просто декларация.

4. Корпоративные стандарты. «У нас так принято», – говорит опытный сотрудник новичку, делая определенные действия. Стандарты внутрифирменного поведения носят и дисциплинарный, и мотивационный характер. Они дают человеку ощущение, что так делают все. Самое главное здесь – действовать по «принципу тропинок». То есть асфальтировать не там, где хочется, а там, где уже есть тропинка... Прислушайтесь, присмотритесь к сотрудникам, они сами Вам подскажут, какие стандарты им помогают, а какие будут мешать. Самое лучшее – это на основе их опыта и вместе с ними эти стандарты и составить. Как представляться по телефону, как обращаться друг к другу, где хранить важные документы, что делать в тех или иных случаях, кто решает конфликты и так далее. Однажды составив костяк таких стандартов, Вам не придется до каждого новичка их доносить. Система донесет. Если новичка это не стеснит – это Ваш человек.

5. Традиции и ритуалы. Есть ритуалы помогающие, есть мешающие. Например, пить чай всем отделом каждый час скорее мешает, а вот с утра совместить чаепитие с разбором вчерашних проблем может стать очень полезным и к тому же, объединяющим ритуалом. Понаблюдайте, какие традиции и ритуалы уже есть в коллективе. Наверное, не нужно их запрещать, зато заменять на что-то более конструктивное стоит. Опять же, тонко и без давления.

6. Корпоративные праздники. Одна из самых больших традиций почти всех коллективов. Корпоративный праздник – то, что касается всех. День рождения компании, профессиональный праздник, Новый год поистине являются корпоративными. Попробуйте каждый праздник сделать необычным и содержательным. Пусть весь коллектив принимает участие в подготовке и проведении праздника. Различные конкурсы, карнавалы, соревнования, концерты самодеятельности запомнятся гораздо больше, чем традиционные банкетные посиделки у тазиков с салатами. А еще сотрудники обычно долго помнят и очень гордятся, если руководство не отсиживалось в сторонке красным президиумом, а активно участвовало вместе с ними. Вместе и в праздники и в будни.

7. Корпоративный отдых. Когда группа людей переживает вместе приятные эмоции, это ее сильно сплачивает. А если отдых являлся проявлением заботы о здоровье, настроении и тем более семейного счастья людей – это еще лучше. Очень хороши поездки на природу, оздоровительные мероприятия, интересные экскурсии, походы и поездки, курортный и профилакторный отдых. Совместный отдых хорошо совмещается с работой. Например, вместо обычного совещания в скучном конференц-зале провести его в загородном пансионате. Здесь самое главное – хорошая организация.

8. Тренинги командообразования. Отличная форма совмещения и отдыха, и праздника, и очень полезной учебы для сотрудников. Да, корпоративной сплоченности и умению работать в команде научить можно. Организацией и проведением могут заняться как сторонние тренера и консультанты, так и сам руководитель.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: