Анализ хозяйственных операций.




Тема 3: Хозяйственные ситуации и операции как объект бухгалтерской деятельности.

Понятие и типы хозяйственных операций. Анализ хозяйственных операций.

Виды хозяйственных ситуаций. Документальное обеспечение.

Бухгалтерская документация.

 

ПОНЯТИЕ И ТИПЫХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

Факты хозяйственной жизни – основной объект бухгалтерского наблюдения. Хозяйственные процессы следует рассматривать как совокупность составляющих их элементов – фактов хозяйственной жизни. В результате совершения отдельных фактов хозяйственной жизни финансовое положение хозяйствующего субъекта остается неизменным, но основная масса хозяйственных фактов оказывает влияние на финансовое положение организации. Такие факты хозяйственной жизни именуются хозяйственными операциями.

Хозяйственная операция характеризует отдельные хозяйственные факты, вызывающие изменения в составе, размещении имущества и источниках его образования.

В процессе осуществления уставной деятельности в организации постоянно происходят экономические события, рассматриваемые как хозяйственные операции. Они оказывают постоянное влияние на валюту баланса.

Возникающие в процессе деятельности предприятия хозяйственные операции не нарушают равенства итогов актива и пассива баланса, в то время как суммы статей, а также валюта баланса, могут меняться. При этом хозяйствен­ные операции могут затрагивать только имущество предприятия (актив баланса) или только источники его образования (пассив), или одновременно и имущество, и источники его формирования (и актив, и пассив баланса). При этом изменения могут быть как в сторону увеличения, так и уменьшения. Валюта баланса так­же изменяется. Существует четыре типа изменений относительно валюты баланса.

Операции первого типа изменяют состав имущества, т.е. затра­гивают только актив баланса. В этом случае валюта баланса не изменяется:

+А - А

Операции второго типа изменяют источники формирования имущества предприятия, т. е. затрагивают только пассив баланса. В этом случае валюта баланса не изменяется.

+П – П

Операции третьего типа изменяют одновременно величину иму­щества и источники его формирования, при этом изменения про­исходят в сторону увеличения. Причем валюта баланса по активу и пассиву возрастает на равную величину.

+А + П

Операции четвертого типа изменяют одновременно величину имущества и источники его формирования, при этом изменения происходят в сторону уменьшения. Причем валюта баланса по активу и пассиву уменьшается на равную величину.

-А – П

Анализ хозяйственных операций.

Хозяйственные операции относятся к основным объектам бухгалтерского дела, и не случайно многие зарубежные и отечественные ученые считают их главным объектом бухгалтерского наблюдения и учета. На уровне хозяйственных операций осуществляется их фиксация и отражение информации о хозяйственных процессах в первичных документах и их регистрация в учете.

Поэтому каждую ситуацию необходимо анализировать с точки зрения нормативно-правового регулирования, отражения в бухгалтерском и налоговом учете, влияния на конечный финансовый результат. Различают три основных вида хозяйственных процессов:

- процесс обеспечения;

- процесс производства;

- процесс продажи.

Процессы воспроизводства в нормально функционирующем экономическом субъекте носят непрерывный характер. В процессе производства потребляются средства труда и предметы труда, а поэтому непрерывность процесса воспроизводства зависит от постоянного возобновления этих производственных ресурсов, что в свою очередь связано с непрерывным и четким осуществлением процесса материально-технического снабжения (заготовления).

Вопросы измерения хозяйственных операций и анализа ситуаций требуют альтернативных решений. Специалист по бухгалтерскому делу (главный бухгалтер, бухгалтер-ревизор, бухгалтер-аудитор) обязан предотвращать нормативно-правовые нарушения и потерю ожидаемой прибыли, предложить порядок исправления обнаруженных ошибок.

В практической работе бухгалтер всегда отвечает на три вопроса:

- когда произошла хозяйственная операция?

- каково стоимостное выражение хозяйственной операции?

- каким образом должна быть классифицирована хозяйственная операция?

Следовательно, при анализе хозяйственных операций перед бухгалтером стоят три задачи, решение которых позволяет квалифицированно сформировать бухгалтерскую информационную систему:

- идентификация хозяйственных операций по времени;

- оценка хозяйственных операций;

- классификация хозяйственных операций в номенклатуре плана счетов, выбранного для хозяйствующего субъекта.

Проблема идентификации заключается в том, что необходимо определить, когда должна быть зарегистрирована хозяйственная операция. Традиционно бухгалтеры придерживаются правила, согласно которому хозяйственная операция должна быть зарегистрирована на момент перехода права собственности от продавца к покупателю и возникновения обязательства оплатить. Вместе с тем в небольших организациях хозяйственная операция регистрируется при получении счета или его оплате, поскольку именно эти действия означают передачу права собственности на предмет.

Заранее определенный момент времени, в который должна быть зарегистрирована хозяйственная операция, называется точкой идентификации. Обычно регистрация осуществляется в момент завершения проекта, когда клиенту выставляется счет. Однако при больших сроках разработки с клиентом может быть достигнута договоренность о том, что счета выставляются по мере завершения ключевых этапов.

Проблема оценки – самая противоречивая в бухгалтерском учете. Согласно общепринятым бухгалтерским принципам все активы отражаются по первоначальной стоимости, часто называемой фактической себестоимостью.

Стоимость – это цена хозяйственной операции в точке ее идентификации. Поэтому цель бухгалтерского учета состоит не в нахождении «стоимости», которая может меняться после совершения хозяйственной операции, а в определении стоимости на момент совершения хозяйственной операции. Такая практика называется принципом стоимости. В этом случае бухгалтер зарегистрирует новую хозяйственную операцию с новой ценой и будут выявлены прибыль или убыток.

Принцип стоимости отвечает стандарту проверяемости. Стоимость можно проверить, так как она является результатом действий независимых покупателей и продавцов, договаривающихся о цене. Она объективна, поскольку может быть подтверждена свидетельствами во время осуществления операции (первичные документы).

Классификация хозяйственных операций – это их запись в системе счетов. Для квалификации каждой хозяйственной операции необходимо распознать ее экономические и юридические характеристики:

 

Экономической характеристики хозяйственные операции подразделяются на действия и события. Действия относятся к активным проявлениям роли субъекта и выполняются под его целенаправленным воздействием. События возникают в результате случайных явлений без участия руководителей (хищения, потери от пожара и т. д.).

По отношению к хозяйственной единице хозяйственные операции делятся на внутренние (описают действия или события, протекающие в границах хозяйствующей единицы) и внешние – отражают связи, не ограничивающиеся контурами предприятия, затрагивающие совокупности других хозяйственных образований или физических лиц. По уровню обобщенности хозяйственных операций различают индивидуальные и агрегированные хозяйственные операции. Индивидуальные описываются показателем, характеризующим только объект учета. Агрегированные хозяйственные операции объединяют несколько индивидуальных связанных общностью объектов учета (суммарный расход материалов за период).

В зависимости от длительности совершения хозяйственные операции классифицируются на моментальные, длительные и абсолютные. Моментальные происходят в течение одного отчетного периода или цикла и чаще всего носят разовый характер (выдача зарплаты). Длительные – хозяйственные операции, осуществляющиеся в течение нескольких учетных периодов, например, распределение стоимости долгосрочных активов по периодам полезного функционирования. Абсолютные хозяйственные операции наступают вследствие истечения сроков исковой давности.

С юридической точки зрения хозяйственные операции подразделяются на правомерные и неправомерные. Для правомерных характерны сделки, поступки и административные акты.

Сделки осуществляются на основе договоров, соглашений. В отличие от сделок поступки не являются результатом целенаправленной деятельности субъекта управления (принятие к учету излишков ТМЦ, обнаруженных при инвентаризации). Административные акты – это следствие применения нормативно-регламентирующих и законодательных документов (начисление налогов).

Неправомерные – это те хозяйственные операции, которые имели место в результате нарушений действующего законодательства, моральных и этических норм. Сама классификация зависит не только от правильного анализа сущности каждой хозяйственной операции и ее воздействия на результаты работы организации в целом, но и от логической конструкции системы (рабочего плана счетов), применяемых в организации.

Имущество и обязательства – объекты бухгалтерского учета.

Имущество организации по составу и функциональной роли (характеру использования) подразделяется на 2 основные группы: внеоборотные активы (основной капитал) и оборотные активы (оборотный капитал).

 

Под внеоборотными понимаются активы организации, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета относятся к основным средствам, нематериальным активам, доходным вложениям в материальные ценности и другим активам, включая расходы, связанные с их строительством (незавершенное строительство) и приобретением.

Основными отличительными особенностями основных средств является то, что они эксплуатируются длительное время, не меняя своей натурально-вещественной формы, постепенно изнашиваются и частями переносят свою стоимость на произведенный продукт.

По назначению основные средства подразделяются:

- на производственные основные фонды, непосредственно принимающие участие в процессе производства продукции (производственные здания, сооружения, рабочие машины, транспорт и т. д.);

- на непроизводственные основные фонды, не принимающие прямого участия в производстве, но активно влияющие на процесс производства продукции (здания, дворцы и дома культуры, общежития, бани, столовые, прачечные и т. д.).

Нематериальные активы представляют собой права, вытекающие из авторских и иных договоров на произведения науки: торговые марки, торговые знаки; программы ЭВМ; базы данных; патенты на изобретение; промышленные образцы, лицензии и т. д. Здесь же учитывается деловая репутация фирмы и организационные расходы, связанные с образованием юридического лица. Нематериальные активы не имеют материально-вещественной формы, используются в хозяйственной деятельности длительное время и приносят доход.

Вложения во внеоборотные активы – обобщающее понятие, характеризующее вложения организации в долгосрочные (внеоборотные) активы – основные средства, материальные ценности, нематериальные активы и т. п. Другими словами – это совокупность затрат на осуществление долгосрочных инвестиций, связанных с новым строительством, приобретением новых объектов основных средств, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, буровые и т. д.).

Финансовые вложения – это стоимость имеющихся в распоряжении предприятия ценных бумаг, вклады в уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы. Капитальные вложения и финансовые вложения представляют собой инвестиции предприятия.

Оборотные активы участвуют в процессе производства один раз, меняют свою натурально-вещественную форму и полностью переносят свою стоимость на вновь созданный продукт. В оборотные средства включают следующие группы: производственные запасы, предметы обращения, средства обращения, финансовые активы предприятия и отвлеченные средства.

Производственные запасы – это предметы труда, на которые направлено действие человека в процессе создания продукта труда. К этой группе относят сырье, материалы, покупные полуфабрикаты, животных на выращивании и откорме, расходы будущих периодов и т. д.

Предметы обращения – временно свободные денежные средства, находящиеся в кассе, на расчетном, валютном и других счетах. Самостоятельную группу оборотных активов составляют финансовые активы предприятия, в которую входят: акции, облигации, сберегательные сертификаты и прочие денежные средства предприятия.

Отвлеченные средства возможны в случае получения предприятием прибыли как финансового результата работы. Это начисленные налоги и прочие платежи из прибыли в бюджет или прибыль, использованная на образование фондов экономического стимулирования и специального назначения. Таким образом, это средства, которые изъяты из оборота на длительный срок или безвозвратно.

Средства в расчетах – различные виды дебиторской задолженности различных организаций, юридических и физических лиц перед предприятием (например, покупателей и заказчиков за поставленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им в подотчет суммы и т. д.). Все виды хозяйственных активов предприятия составляют актив баланса.

Кроме хозяйственных средств объектами учета являются источники их формирования. Вне зависимости от организационно-правовых видов и форм собственности имущество по источникам образования подразделяется на две группы:

- источники собственных средств (обязательства перед собственниками);

- источники заемных средств (обязательства перед третьими лицами).

Собственные источники имущества (обязательства перед собственниками) образуют материальную базу организации в денежном выражении. Источники собственных средств включают в себя:

- уставный капитал – капитал, сформированный коммерческими организациями, образованными в форме общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества. Уставный капитал общества с ограниченной общественностью составляется из стоимости вкладов его участников, а уставный капитал акционерного общества – из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.

Уставный капитал определяет размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала общества не может быть менее суммы, определенной законом.

Добавочный капитал – часть капитала организации, не связанного с вкладами участников и приростом капитала за счет прибыли, накопленной за все время деятельности организации. Сумма дооценки основных средств, проводимой в установленном порядке, сумма, полученная сверх номинальной стоимости размещенных акций (эмиссионный доход акционерного общества), и другие аналогичные суммы учитываются как добавочный капитал и отражаются в бухгалтерском балансе отдельно.

Резервный капитал – часть собственного капитала организации, представляющая собой часть прибыли, полученной по результатам деятельности за отчетный период, зарезервированной для покрытия возможных убытков организации, а также для погашения облигаций организации и выкупа собственных акций (т.е. нераспределенная часть прибыли).

Нераспределенная прибыль – представляет собой конечный финансовый результат (сумма превышения доходов предприятия над расходами, полученных с начала года до конца отчетного периода) коммерческой и других видов деятельности предприятия. Прибыль используется на накопление и потребление (финансирование капитальных вложений, выплату дивидендов и т.п.); часть прибыли изымается государством в виде налогов и других платежей.

Целевое финансирование – это средства, полученные от других юридических лиц на выполнение определенных работ или поступившие из бюджета на проведение конкретных мероприятий. Данные средства не подлежат возврату, но должны быть использованы на те цели, на которые были получены.

Фонды накопления – фонды, образуемые за счет прибыли, остающейся после уплаты налогов, например, фонд накопления, который предназначен для расширения производства.

Амортизация – сумма износа, создаваемая за счет внутренних резервов путем ежемесячного погашения (распределения) первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов и переносимая на издержки производства (обращения) по нормам (выбранному способу начисления амортизации), определяемым организацией, исходя из установленного срока полезного использования.

Прочие доходы и резервы. Доходы будущих периодов – доходы полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам.

Резервы – виды пассивов, характеризующих будущие расходы. Выделяют следующие резервы:

- оценочные – создаваемые за счет прибыли организации для уточнения оценки отдельных объектов бухгалтерского учета (например, резервы под обесценение вложений в ценные бумаги, резервы по сомнительным долгам);

- регулирующие – образуемые в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу (например, суммы, зарезервированные на:

предстоящую оплату отпусков работникам организации;

производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;

ремонт основных средств и др.).

- по условным обязательствам – формируемые в связи с существующими на отчетную дату обязательствами организации, в отношении величины которых либо срока исполнения которых существует неопределенность (например, резервы по расходам на гарантийное обслуживание, по санкциям за невыполнение условий договоров).

Источники заемных средств – это средства, предоставляемые предприятию другими организациями и предприятиями или работниками, во временное пользование. Заемный капитал с учетом сроков привлечения рассматривается как долгосрочный и краткосрочный капитал. К заемным средствам относятся:

- кредиты банка – суммы полученных банковских ссуд (краткосрочные – на выплату заработной платы работникам, оплату оборотных средств; долгосрочные – финансирование вложений во внеоборотные активы, приобретение основных средств и т. д.);

- кредиторская задолженность – вид обязательств, характеризующих:

1). Сумму долгов, причитающихся к уплате организацией в пользу других юридических и физических лиц в результате хозяйственных взаимоотношений с ними;

2). Счета, причитающиеся к получению в связи с поставками в кредит или оплатой в рассрочку. Наиболее распространенный вид кредиторской задолженности – задолженность поставщикам и подрядчикам за поставленные ими товары, материалы, услуги, выполненные и неоплаченные в срок работы. Кредиторская задолженность отвлекает средства из оборота организации, ухудшает ее финансовое положение. Своевременное погашение кредиторской задолженности – важнейшая задача бухгалтерии организации. По истечении сроков исковой давности кредиторская задолженность подлежит списанию на финансовые результаты в составе внереализационных доходов.

- займы – это суммы, полученные в долг от юридических и физических лиц, как на территории страны, так и за рубежом, по наиболее выгодной процентной ставке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: