Бухгалтерская документация является частью системы управленческой документации организации в соответствии с Общероссийским классификатором управленческой документации (ОКУД).
Документы бухгалтерского учета можно разделить на три уровня:
1. Первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет, служат документы, фиксирующие факты совершения хозяйственной операции.
2. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
3. Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам (согласно ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденному приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н).
По составу принято разделять документы на:
- входящие;
- исходящие;
- внутренние.
Первая группа представляет собой документы, поступившие в организацию; во вторую группу входят официальные документы, предоставляемые организацией внешним респондентам, третья группа — это официальные документы, не выходящие за пределы подготовившей их организации.
Документ получает статус официального, если создан юридическим или физическим лицом, оформлен и удостоверен в установленном порядке.
По назначению документы подразделяются на:
Распорядительные — это такие документы, в которых содержатся распоряжения, указания о производстве, выполнении тех или иных хозяйственных операций. К ним относятся распоряжения руководителя предприятия иуполномоченных им лиц на совершение хозяйственных операций.
Исполнительные — это документы, удостоверяющие факт совершения хозяйственных операций (приходные ордера (акты приемки) материалов, акты приемки-выбытия основных средств, документы о приемке от рабочих выработанной продукции и т.п.). Такие документы подписывают лица, ответственные за выполнение хозяйственных операций и за правильность их оформления (например, начальники цехов, заведующие складами (кладовщики), мастера и т.п.).
Комбинированные — это такие документы, которые одновременно являются и распорядительными, и исполнительными. К ним относятся приходные и расходные кассовые ордера, расчетно-платежные ведомости на выдачу заработной платы работникам предприятия, авансовые отчеты подотчетных (командированных) лиц и др.
Документы бухгалтерского оформления составляются в том случае, если для записей хозяйственных операций нет других документов либо при обобщении и обработке исполнительных и распорядительных документов. Это справки, ведомости распределения, расчеты резервов, бухгалтерская отчетность и др.
Применяемые в бухгалтерском учете документы делятся также на разовые и накопительные.
Разовые первичные документы оформляют каждую хозяйственную операцию и составляются в один прием.
Накопительные документы составляются в течение определенного периода путем постепенного накапливания однородных хозяйственных операций. В конце периода в этих документах подсчитываются итоги по соответствующим показателям. Примерами накопительных документов являются двухнедельные, месячные наряды на работу, лимитные карты на отпуск материалов со складов предприятия и т.п. Накопительные документы являются элементом первого этапа систематизации и обобщения учетной информации.
В зависимости от содержания хозяйственной операции бухгалтерские документы подразделяются на:
- материальные;
- денежные;
- расчетные.
В качестве материальных документов выступают документы, касающиеся средств и предметов труда: сюда относятся акты приемки-передачи имущества, накладные на прием и отпуск материальных ценностей, счета-фактуры и т.д.
К денежным относятся документы, отражающие движение денежных средств, - чеки на получение денежных средств, выписки банка, приходные и расходные кассовые ордера и т.д.
В качестве расчетных документов выступают платежные требования, платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы и т.д.
Наконец, учетные документы делятся на первичные и сводные.
Первичные документы составляются на каждую операцию в момент ее совершения. К ним относятся документы о поступлении в организацию материалов и отпуске их со складов в цехи; об отгрузке продукции покупателям; о начислении заработной платы работникам за выработанную продукцию, выполненную работу или оказываемую услугу и т.п.
Сводные документы обобщают показатели путем соответствующей их группировки, систематизации из первичных документов (например, расчетно-платежная ведомость работникам цехов, предприятия в целом и т.п.). От накопительных сводные документы отличаются тем, что последние составляются на основании первичных документов и являются их сводкой, а накопительные документы — это документы первичные, составляемые постепенно. К сводным документам также относятся все учетные регистры бухгалтерского учета, а конечным сводным документом можно считать бухгалтерскую отчетность.
Основные требования к форме первичного документа:
1. Позволяет достоверно описать единичный факт хозяйственной жизни организации.
2. Структура документа остается постоянной в течение длительного времени, если условия деятельности организации относительно стабильны.
3. Исключается двусмысленность в толковании содержащейся в документе информации.
4. Сообщение закодировано для удобства обработки и обеспечения безопасности информации.
5. Измерители информации, содержащейся в документе (денежные и(или) натуральные), обеспечивают необходимую достоверность, точность и понятность сведений. Излишней детализации или уточнения данных следует избегать так же, как и недостаточной.
6. Документ дополняет другие, а не дублирует.
7. Документ содержит как можно меньше избыточной, обычно не используемой информации, которая включается в исходную форму «на всякий случай».
8. Форма документа удобна для обработки его в среде применяемой формы бухгалтерского учета.
9. Форма документа удобна для представления и обработки в
электронной среде.
10.Форма едина для всех однородных фактов хозяйственной
деятельности в различных подразделениях организации (включая
обособленные).
11.Составляется своевременно.