Научный руководитель: к.э.н., доцент Дмитриенко Ю.Н.




Основы организации и руководства самостоятельной работы студентов при изучении экономических дисциплин

Студентки группы Б-11

Курса

Экономического факультета

Османова Л.С.

РВУЗ «Крымский инженерно-педагогический университет»

Научный руководитель: к.э.н., доцент Дмитриенко Ю.Н.

 

В современных условиях обучения самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой. В исследованиях, посвященных планированию и организации самостоятельной работы рассматриваются общедидактические, психологические, организационно-деятельностные, методические, логические и другие аспекты этой деятельности, раскрыты многие стороны исследуемой проблемы, особенно в традиционном дидактическом плане. Однако особого внимания требуют вопросы мотивационного, процессуального, технологического обеспечения самостоятельной аудиторной и внеаудиторной познавательной деятельности студентов - целостная педагогическая система, учитывающая индивидуальные интересы, способности и склонности обучающихся. И в этом ряду исследуемых проблем немаловажное место занимают контроль и оценивание знаний учащихся.

Обязательным компонентом образовательного процесса является контроль результатов деятельности обучаемого и педагога. Контроль представляет собой совокупность действий, позволяющих выявить качественно-количественные характеристики результатов обучения. Каждый образовательный курс имеет стандарт, где сформулированы требования к уровню подготовки студентов данного учреждения.

Степень усвоения студентами учебного материала отражает оценка. Способы выражения оценки различны – это устные суждения преподавателя, письменные качественные характеристики. Оценки и отметки являются неотъемлемой составной частью учебного процесса. Без оценки каждый процесс усвоения невозможен. [9]

Оценки в обучении выполняют следующие функции:

-обучающая - эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний;

-воспитательная - формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;

-ориентирующая - воздействие на умственную работу студентов с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний;

-стимулирующая - воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;

-диагностическая - непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;

-формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования;

-мощный мотив учебной деятельности учащихся;

-изменения межличностных отношений в коллективе, содействие в повышении статуса учащихся. [9]

С учетом вышеописанных критериев в традиционной системе оценки определяют четыре уровня:

1) владеет в полной мере учебным программным материалом и применяет на репродуктивном и продуктивном уровнях;

2) достаточно полное знание учебного программного материала и применение на репродуктивном уровне;

3) недостаточное знание основного учебно-программного материала и ошибки в применении;

4) отсутствие знаний по значительной части основного учебно-программного материала. [9]

Преподаватель обязан разъяснить обучаемому критерии оценки и обучить навыкам самооценки. Несомненно, оценивание играет большую роль в самостоятельной работе при изучении экономических дисциплин. И это обуславливает актуальность выбранной темы.

Цель исследования: изучение методов и форм оценивания самостоятельной работы при изучении экономики.

Предмет исследования: методы и формы самостоятельного оценивания самостоятельной работы при изучении экономики.

Объектом является оценивание самостоятельной работы при изучении экономики.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

1. Рассмотрение основ организации и руководства самостоятельной работы при изучении экономических дисциплин;

2. Исследование аспекта оценивания при изучении экономических дисциплин.

Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Происходящая в настоящее время реформа высшего образования связана по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

Оценка это определение и выражение в балах (отметка), а также в оценочных ситуациях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой. Оценка имеет большое значение для управления как учебной деятельностью преподавателя, она должна служить также цели совершенствования самого учебного процесса и всестороннего, в том числе и нравственного воспитания учащихся.

К сожалению, в настоящее время вследствие ряда неправильных приемов пользования оценкой и престиж значительно снизился.

Оценка есть определение качества достигнутых учащимся результатов обучения. На современном этапе развития образования определяются следующие параметры оценочной деятельности преподавателя: - качество усвоения предметных знаний умений навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта образования; - уровень развития познавательной активности, интересов и отношения к учебной деятельности; степень прилежания и старания. Под оценкой учащегося подразумевают систему определенных показателей, которые отражают объективные знания и умения учащегося.

В Педагогической энциклопедии оценка рассматривается как определение степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним образовательными программами.

Таким образом, оценка учитывает объем, уровень и качество овладения учащимся знаниями, умениями и навыками.

Разнообразные формы и методы оценивания играют большую роль в самостоятельной работе при изучении экономики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: