В общей педагогике гражданское воспитание является одним из основных направлений и задач педагогической деятельности. В пенитенциарной педагогике оно становится целью целостного и комплексного перевоспитания. Выделяют следующие основные направления воспитательной работы в ИУ:
1. Правовое воспитание осужденных[28]. Это процесс формирования правосознания, включающего знание принципов и норм права и убеждение в необходимости следовать им, а также организацию правомерного, ответственного и социально активного поведения. Это направление занимает особое место в условиях ИУ. Его задача заключается в том, чтобы максимально добиваться усвоения осужденными знаний основных законов государства, и на этой основе способствовать формированию у них высокого правосознания. Такой подход позволяет в определенной степени возвращать в общество законопослушных людей.
2. Нравственное воспитание осужденных[29]. Оно предусматривает целенаправленную деятельность на преодоление у осужденных чуждых обществу моральных качеств и убеждений. Итогом воспитательной работы должно быть формирование нравственных чувств, сознания и нравственного поведения.
3. Трудовое воспитание осужденных[30]. Его цель – закрепление у осужденных трудовых умений и навыков, психологической готовности к труду, нравственного отношения к нему, осознанной потребности трудиться. Это направление является исключительно важным, так как труд, трудовая деятельность – одно из основных средств исправления и перевоспитания осужденных.
4. Физическое и санитарно-гигиеническое воспитание осужденных[31]. Сама обстановка ИУ предусматривает важное значение этого направления в работе с осужденными. Оно позволяет не допустить деградации личности осужденного, сохранять его человеческое достоинство. Оно направлено на развитие физических способностей, укрепление здоровья, формирование морально-волевых качеств.
|
5. Важное значение имеет активизация самовоспитания осужденных[32]. Это направление является ведущим во всей системе воспитательной деятельности с осужденными. Главным его назначением является включение заключенного в самовоспитательную деятельность, осознание им необходимости преодоления каких-либо негативных качеств личности. Оно направлено на превращение объекта воспитания в субъект самовоспитания. В этом суть всей воспитательной деятельности в условиях ИУ.
Существуют различные средства исправления и перевоспитания осужденных. Следует различать средства педагогического процесса и средства педагогической деятельности.
Средства педагогического процесса – те, которые являются составной частью перевоспитания и обеспечивают его функционирование в интересах исправления осужденных. К ним относятся: труд, режим, культурно-досуговая деятельность, общественная работа и др[33].
Средства педагогической деятельности – те, что использует воспитатель для воздействия на воспитуемых в процессе воспитательной деятельности. К ним относятся: слово, действия, пример, книга, технические средства и пр[34].
Основные средства педагогического процесса[35]:
Труд как основа перевоспитания осужденных[36]. Главное назначение – придать ему воспитательный характер. Для этого необходимо:
|
- обеспечить общественно полезный характер труда;
- использовать труд для удовлетворения потребностей индивида как средство развития личных потребностей;
- способствовать физическому и нравственному развитию человека в процессе трудовой деятельности. Общественный характер труда способствует нравственному воспитанию;
- обеспечить высокий уровень организации и культуры труда;
- способствовать состязательности в процессе труда, сплочению людей в интересах общего результата.
Режим как средство перевоспитания осужденных[37].
Собственно режим организует в основном внешнее поведения личности. Он представляет комплекс требований, правил, ограничений, запретов, охватывающих всю жизнь осужденных, их труд, быт, отношения с администрацией, внешним миром, трудовыми коллективами. Ограничения распространяются на сферу труда, быта, питания, пользование предметами культурного назначения, общение с родственниками и знакомыми, свободу передвижения и т.д. Вводимые ограничения и особый порядок жизнедеятельности обусловлены необходимостью, с одной стороны, оказания карательного воздействия, а с другой – потребностями специально организуемого воспитательного процесса.
Воспитывающее влияние режима предусматривает[38]:
- разрушение старых установок, позиций, переориентацию интересов, на которых были основаны отрицательные взгляды, цели, привычки, приведшие человека к преступлению;
- разрушение старого стереотипа поведения и общения;
- формирование привычек и навыков нравственного поведения, компенсирующих недостатки личности.
|
В то же время излишне строгая регламентация жизни и деятельности человека может привести и к формированию таких качеств, как иждивенчество, безынициативность, приспособленчество[39].
В воспитательных целях предусматривается снижение режимных требований по мере исправления человека.
Общеобразовательное обучение осужденных как средство перевоспитания осужденных[40].
Практика убедительно доказала действенность обучения осужденных как средства их исправления. Учащиеся-осужденные значительно реже нарушают режим отбывания наказания, в их среде более здоровый морально-психологический климат, они лучше работают.
Характерно, что каждый школьный урок предоставляет учителям дополнительную возможность для воспитательного воздействия на обучаемых-осужденных. В настоящее время число лиц с низким уровнем образования среди осужденных растет, поэтому потребность в обучении естественно возрастает[41].
Профессиональное образование осужденных как средство воспитания осужденных[42].
Данное средство помогает осужденным овладеть профессией либо повысить профессиональную квалификацию. Этот факт положительно отражается на процессе перевоспитания человека в период отбывания наказания, а также оказывает ему помощь впоследствии, после возвращения из мест лишения свободы, в трудоустройстве и самореализации.
Кулътурно-досуговая деятельность также выступает средством перевоспитания. Использование свободного времени для организованного досуга, общественной работы обладает большим нравственным потенциалом в воспитательной деятельности с осужденными[43].
Для этого вводятся элементы самоуправления, кружки самодеятельности, народного творчества, чтение и обсуждение книг, просмотры телепередач, кинофильмов и пр.