Тема 2.1. «Коммуникация»
Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Понятие «коммуникация» имеет много значений, которые отражают многоплановость подходов к этому феномену.
В общем плане коммуникацию можно представить как передачу того или иного содержания от одного сознания (массового или индивидуального) к другому.
КОММУНИКАЦИЯ — (латинское communicatio, от communico делаю общим, связываю, общаюсь) - 1) путь сообщения, связь одного места с другим.
2) Общение, передача информации от человека к человеку специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательного интереса.
Коммуникация — это процесс обмена информацией, пересылка сведений от точки передачи отправления к точке приема без изменения последовательности или структуры содержания.
Коммуникация - (от лат. communicatio - общение, сообщение, передача) - процесс, беседа как метод получения психологической информации, информационного взаимодействия между собой двух и более людей (животных), наличие чего-то общего, вокруг чего и происходит информационный обмен.
Коммуникацию рассматривают как форму деятельности, осуществляемую людьми, которая проявляется в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании партнеров. Она характеризует общение как двухстороннюю деятельность людей, предполагающую взаимосвязь между ними, сопереживание и обмен эмоциями.
В широком понимании - коммуникация – это передача сообщения, обмен мыслями, информацией, т.е. – общение.
Коммуникация может решать такие задачи как: обмен информацией, выражение отношения людей друг к другу, взаимное влияние, сострадание и взаимное понимание.
|
Элементарным условием общения является наличие индивидов (собеседников), которые оказываются в состоянии наладить между собой какой-то контакт. Каждый из них может быть объектом или субъектом общения.
Человек может одновременно выступать и в той и в другой роли, в таком случае фиксируются не личностные качества индивида и не характер его отношения к партнеру, а различие срезов в общении с точки зрения наблюдателя и исследователя этого процесса.
Как субъект индивид познает своего партнера и при этом сам является объектом познания для другого.
Основными элементами коммуникации являются:
- субъекты — коммуникатор и коммуникант;
- средства коммуникации — код, используемый для передачи информации, и канал передачи информации;
- предмет коммуникации и отображающее его сообщение;
- эффекты коммуникации.
Субъе́кт — человек или консолидированная группа лиц, индивид или общество индивидов, активно участвующих в общении и относящихся к другому участнику (или участникам) общения как к интересному и значимому, равноправному партнеру, а не средству удовлетворения своих потребностей и интересов.
Объектом общения для субъекта может быть другой реальный или воображаемый человек, природа, животный мир и предметно-вещная среда (природа в целом, лес, море, небо, поля и луга — неиссякаемый источник радости, эмоционального отношения, впечатлений и символической значимости для человека), т. е. все многообразие окружающего человека мира.
Предмет коммуникации — это та часть внутреннего или внешнего мира реципиента, на которую коммуникатор воздействует.
|
Так как коммуникативное сообщение
а) сначала воспринимается,
б) затем интерпретируется, осмысливается
в) и только после этого оно может быть принято или нет,
то предметом любого коммуникативного воздействия является, в первую очередь, духовно-психологическая сфера человека, а затем – его поведение, состояние или отношение.
Коммуникатор (отправитель, адресант) — создатель сообщения, инициатор коммуникации, осуществляет определенные, запланированные коммуникативные подходы.
Коммуникатор и источник информации не всегда одно и то же лицо, источником информации может быть любая организация, группа лиц или индивид.
Адресат (реципиент, коммуникант – от лат. - получающий) — лицо(субъект)/объект, получатель информации/сообщения, принимающий (воспринимающий), адресованное ему сообщение в процессе коммуникации, обладает коммуникативными ожиданиями.
Код — набор символов или знаков, переводящий сообщение на язык, понятный получателю;это язык, на котором производится высказывание.
- знаковые системы / коды, с помощью которых сообщение передается в том виде, в котором оно наиболее удобно для восприятия и понятно адресату.
В качестве кодов используются как вербальные (словесные), так и невербальные средства коммуникации.
Эффект коммуникации - это конечный результат осуществлённой коммуникации.
Сообщение (текст) – определенное содержание, имеющее смысловые значения, выраженное с помощью вербальных и невербальных средств, заключенное в определенную форму.
|
Тексты – это сообщения, которые передаются в процессе коммуникации. Тексты могут быть выражены иконически (визуально, изобразительно), графически, а также риторически (словом, фразой).
Коммуникативный акт – это процесс передачи сообщения от коммуникатора к реципиенту. Формальным критерием завершенности коммуникативного акта является наблюдаемый коммуникатором факт принятия реципиентом от него сообщения, т.е. наличие подтверждения с помощью обратной связи.
Канал передачи (коммуникационный канал) — это вид коммуникации, (письменный или устный,) средство, с помощью которого сообщение передается от коммуникатора к коммуниканту. Коммуникационные каналы обеспечивают движение не смыслов, а только материального воплощения сообщений.
Сообщение, подготовленное коммуникатором, представляет собой информационное предложение, которое воспринимается коммуникантом только в том случае, если у него имеется соответствующая потребность (информационная потребность).
Если же потребность в информации есть, а соответствующего информационного предложения нет, то коммуникатор начинает поиск источников интересующей его информации, посылая по известным ему каналам коммуникации информационный запрос.
Предложение рассматривается как специальным образом изложенная информация о новшестве, включая общие сведения о разработке, варианты делового сотрудничества для его внедрения, адреса источников дополнительной информации, необходимой для распространения новшества в профессиональном сообществе.
Информационная потребность - потребность в знании, обусловленная характером профессиональной деятельности специалиста и зависящая от его индивидуальных (личностных) характеристик; информационный запрос рассматривается как форма отражения информационной потребности.
Коммуникативная деятельность — источник, средство поддержания и использования социальной памяти, аккумулирующей культурный и исторический опыт социальных субъектов. В широком смысле понятием память обозначают систему, обеспечивающую запись (кодирование), хранение и передачу информации.
Барьеры коммуникации.
Существует ряд факторов, снижающих эффективность общения, которые получили название "барьеры межличностных коммуникаций". К ним относятся:
· барьеры восприятия;
· семантические барьеры;
· невербальные барьеры;
· барьеры, возникающие при плохом слушании;
· барьеры, возникающие при некачественной обратной связи.
Барьеры социально-культурных различии между партнерами по общению: социальные, политические, религиозные и профессиональные различия могут привести и приводят к различной интерпретации тех или иных понятий и идей в передаваемом сообщении.
Коммуникативный барьер — это психологическое препятствие на пути восприятия адекватной информации между партнерами по общению.
В процессе делового общения возможно возникновение трех коммуникативных барьеров, условно обозначаемых как барьеры «авторитета», «избегания» и «непонимания». Первые два обеспечивают защиту от источника информации, третий — защиту от самого сообщения.
Барьер «авторитета». Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые слабо прислушиваются к советам молодых.
Барьер «избегания».
Человек избегает неинтересных и тем более эмоционально негативных контактов с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора). Иногда избегают не только источников информации, но и определенных ситуаций (например, стремление закрыть глаза при просмотре «страшных мест» из фильмов ужасов).
Как же преодолеть этот барьер?
Чаще всего барьер «избегания» предстает в той или иной степени невнимания. Поэтому, только управляя вниманием собеседника, аудитории, можно преодолеть этот барьер. Главное при этом - разрешить две взаимосвязанные проблемы: привлечь внимание и удержать его. На внимание человека больше всего влияют следующие факторы: актуальность и важность информации, ее новизна, нестандартность подачи, неожиданность, интенсивность передачи информации, звучность голоса и его модуляция.
Барьер «непонимания».
Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем). Почему это происходит и как можно эти проблемы решить? Обычно выделяют четыре типа барьера «непонимания»:
• фонетический (фонема — звук);
• семантический (семантика — смысловое значение слов);
• стилистический (стилистика — характерный способ, форма изложения);
• логический (соответствие или несоответствие парадигме мышления партнера).
Фонетический барьер «непонимания».
В процессе общения зачастую возникает препятствие, создаваемое звуковыми особенностями (скороговорка, невнятность, неразборчивость, неправильные ударения и акценты) речи говорящего.
Фонетический барьер у слушающего возникает всякий раз, когда у партнера неразборчивая дикция, плохая артикуляция (например, когда при говорении плохо открывается рот, или стиснуты зубы, или человек шепелявит, картавит, присвистывает, пришептывает, причмокивает и пр.), множество слов-паразитов (например, слова «значит», «самое», «вот», «как бы», «в сущности» и др.), неречевых проявлений голоса (хихиканье, смешки, хныканье, шепот, крик, вздох, стон, рычание, икота, зевота и пр.) и негативных околоречевых звуков-разделителей (типа «хм-м-м-м», «э-э-э-э» и пр.).
Раздражают слух слушающего и культура речи, ошибки, допускаемые при ударениях, в словах, в их окончаниях и т. п.
В реальной практике взаимодействия не избегают таких ошибок многие политические лидеры и руководители. В последнее время подобные ошибки допускают даже дикторы телевидения и радио.
Барьеры непонимания включают в себя фонетический, стилистический, семантический и логический барьеры.
Семантический барьер непонимания связан с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Это более общая проблема, чем проблема жаргонов и сленгов. Очень часто непонимание возникает вследствие того, что одному и тому же слову придаются разные значения и возникают споры, которые не имеют объективного основания, а связаны с различным пониманием смысла.
Чтобы убедиться в этом, можно опросить нескольких человек, что такое идеалист. Одни скажут, что это человек с идеалами, а другие — что он сторонник идеализма. Будут правы и тс и другие. Слова многозначны, а тезаурусы у участников общения разные. Нужно постоянно уточнять, какое значение вкладывает собеседник в тот или иной термин.
Стилистический барьер непонимания может разрушить нормальную межличностную коммуникацию. Он возникает при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния партнера по общению.
Так, научный стиль речи неуместен в рабочей аудитории, официально деловой стиль речи — в ситуации доверительной беседы.
Логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, кажется неверной его партнеру по общению, противоречит присущей ему манере доказательств или слишком сложна для него. В психологическом плане можно говорить о существовании многих логик и логических систем доказательств.
Выделяют «мужскую» логику, в основном соответствующую формальной логике, начало которой заложил еще Аристотель, и «женскую» логику, которая с ней не совпадает, но по-своему логична. Исследования женской логики в психологии еще только начинаются. Для ее изучения можно обратиться к работе Д. В. Беклемишева «Заметки о женской логике».
Эмоциональные барьеры возникают тогда, когда, получив информацию от коммуникатора, человек более занят своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами.
Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, говорят даже об энергии слова. Они порождают ассоциации, вызывающие эмоциональную реакцию. Для преодоления этого барьера существует ряд психотехник, одна из которых представлена в работе Н. Козлова «Формула успеха» — «Спокойное присутствие» — взгляд на ситуацию, очищенный от эмоций, амбиций, пристрастий, когда человек видит то, что перед ним и слышит то, что говорится.
Нужно не только знать основные барьеры коммуникации, но и научиться успешно их преодолевать.