Западноевропейская социологическая традиция




Функции социологии

Социология выполняет следующие функции: гносеологическую, прогностическую, социального проектирования, организационно- технологическую, управленческую, инструментальную.

Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция обращена к познанию проблем настоящего и будущего данного общества, направлена на получение нового социологического знания, создание и уточнение теорий, концепций, тенденций.

Прогностическая функция призвана осуществлять научное предвидение социального развития общества в целом, а также его отдельных структур и подсистем.

Принято выделять два типа социальных прогнозов: нормативный и поисковый. Поисковый прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социальных тенденций? В нормативном же определяются пути и сроки достижения желаемого состояния объекта.

Социальное проектирование состоит в разработке моделей конкретной организации объекта и определении перспективных параметров ее функционирования.

Организационно-технологическая функция обеспечивает создание и внедрение в практику социальных технологий, которые выступают составным элементом прикладной социологии.

Управленческая функция связана с проблемами управления социальной системой. Исходным материалом для разработки управленческих решений на различных уровнях выступают результаты социологических исследований, прогнозы и методики.

Инструментальная функция состоит в разработке собственно социологических методов познания, анализа социальной реальности.

Что изучает социология

Термин «социология», который впервые ввел О. Конт (около 1839 г.), буквально означал «науку об обществе, социальной жизни». В то время трудно было ожидать, что рождается наука, имеющая большое будущее. Нужно различать объект и предмет социологии.

Под объектом социологии понимают часть объективной действительности, изучаемую данной наукой. В этом смысле общим объектом социологии являетсяобщество. В понимании предмета социологии, который входит в ее определение как науки, существуют разные точки зрения.

«Марксистско-ленинская социология <...> занимается комплексным изучением различных социальных явлений и процессов в их взаимосвязи, устанавливая социальные закономерности». Эта социология устанавливает социальные закономерности, подобно тому как естествознание (наука) устанавливает закономерности природные. Закономерность представляет собой необходимую, повторяющуюся, устойчивую связь каких-то сторон. Марксистско-ленинская социология изучает связь между материальными, объективными общественными явлениями, например, производительными силами и производственными отношениями. Она строится так же, как науки о природе, что отчетливо проявляется в ее методологии.

Противоположное понимание предмета социологии дает феноменологическая социология. «Коренной недостаток позитивистской социологии, — пишет Д. Уолш, — заключается в ее неспособности понять смысловое строение социального мира, вследствие чего позитивизм выработал методологию, совершенно неадекватную природе исследуемого объекта». В отличие от позитивизма разных видов феноменологическая социология делает упор на анализ обыденного сознания в структуре действий (поведения) людей, считая его сущностью общественного бытия. Она разработала феноменологический метод анализа смысловой составляющей социальных фактов, из которых состоит общество. Эта социология изучает необходимые, повторяющиеся, устойчивые связи субъективных явлений.

Наиболее точно, на мой взгляд, социологию определил П. Сорокин — как науку, которая изучает поведение людей, живущих в среде себе подобных: «социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого взаимодействия, — с другой». Давая такое (реалистическое) определение социологии, мы подчеркиваем, с одной стороны, значение принципа индивидуализма (субъективизма), а с другой стороны, объективизма при определении предмета социологии. Объясняя общественное устройство (строй общества), мы обращаемся прежде всего к деятельности людей, ее мотивам, а также общественным результатам, независимым от индивидуальных усилий и действий.

Из данного определения социологии следует, что, во-первых, ее интересуют не индивиды, в отличие от психологии, а субъективная сторона (потребности, интересы, оценки и т. п.) поведения, коллективы людей в процессе их взаимодействия. Во-вторых, она исследует различные уровни социальной взаимосвязи (взаимосвязи поведения людей) в виде социальных общностей, институтов, организаций, сфер, систем, общественных строев, цивилизаций. В-третьих, социологию интересуют причины и механизмы развития социальных взаимосвязей, институтов, формаций, цивилизаций и т. п. Таким образом, социология изучает образ жизни людей, социальных классов, обществ, человечества.

Реалистическая социология изучает действия людей как единство субъективного и объективного, процесса и результата. Однако она отказывается видеть в закономерностях общественного развития нечто подобное закономерностям природы. Закономерностями общества с точки зрения реалистической социологии являются социальные институты и организации, в которых социальные связи приобретают необходимость, повторяемость, устойчивость, делающую их весьма отдаленно похожими на законы природы.

Социология как научная дисциплина представляет собой логическую конструкцию, которая: (а) претендует на определенную область исследований социальной действительности; (б) имеет общие и специфические методы исследования; (в) включает в себя систему специфических (в данном случае социологических) знаний, гипотез, понятий. В качестве социального института социология включает в себя: совокупность ученых-социологов, обладающих системой социологических знаний; библиотек, где собраны тексты, понятные социологам; научного общения между социологами.

Общество является предметом изучения истории, экономики, политологии, социальной психологии социальной философии и других наук, которые изучают его со своих сторон и в определенной мере различающимися методами. Эти науки используются в социологии для изучения ее предмета. Но социальная философия, социальная психология и другие общественные науки, в свою очередь, много получают от социологии, дающей глубокое понимание взаимосвязи людей, общественных отношений, культуры и прочих категорий как сознательных явлений.

Психология исследует человека, его бессознательное, сознание, характер, ментальность и т. п., дает знания, помогающие понять поведение людей в среде себе подобных. Социальная психология изучает закономерности поведения людей в социальных группах, обусловленные бессознательным (индивидуальным и коллективным), сознательным, социальными условиями. Социальную философию интересует общество с точки зрения соотношения, взаимосвязи в деятельности людей объективного (материального) и субъективного (сознательного). Экономика анализирует процесс (деятельность и отношения) производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Политология изучает процесс производства, распределения, обмена и использования государственной власти. Демография исследует процессы воспроизводства, плотности, миграции, длительности жизни людей, поколений, этносов.

Общество представляет собой совокупность общественных сфер (и систем), а также отношений между ними: демографической, экономической, политической, духовной. Каждая из них изучается комплексом наук: антропологией, экономикой, политологией, философией и др. Демография, экономика, политология, психология и философия тоже изучают поведение людей, их взаимосвязь и отношения. В результате возникает пересечение предметов исследования этих наук и связанная с этим проблема их размежевания. Данную проблему по-разному понимают и решают в разных социологических системах.

По мнению Т. Парсонса, социология, в отличие от других общественных наук, рассматривает социальные системы и общества «не как конкретную агрегацию взаимодействующих и проявляющих себя в поступках людей, а как получившую аналитическое определение подсистему всей совокупности социальных действий людей, абстрагированную на основе аналитического вычленения процессов взаимодействия между исполняющими свои роли людьми <...> В противоположность многим современным точкам зрения я не рассматриваю социологию как дисциплину, имеющую дело со всей социальной системой даже в этом аналитически абстрагированном смысле. Ведь это значило бы либо отказать экономической и политической наукам в праве называться социальными науками <...> либо превратить их во вспомогательные отрасли социологии. Поэтому, согласно моему представлению, социология занимается лишь одним, преимущественно функциональным, аспектом социальных систем, а именно изучает структуры и процессы, имеющие отношение к интеграции этих систем, включая, конечно, и случаи неудавшейся интеграции или препятствующие ей». В противоположность этой точке зрения в некоторых наших учебных пособиях в социологию включается основные вопросы почти всего общест- вознания: социальной философии, социологии, политологии, культурологии, — что растворяет предмет социологии в предметах других наук.

Анализ исторических вызовов социологии и в целом обществознанию, сделанный И. Валлерстайном, приводит его к выводу о необходимости преодолеть узкую специализацию обществоведческих дисциплин, воссоединить в культуре социологии гуманитарные, обществоведческие, естественные науки. Основой такого сближения разных типов научного знания он считает, с одной стороны, синергетику, с ее теорией неравновесности, стрелой времени и т. д., а с другой стороны, культурологию, отрицающую универсальные каноны и изучающую культурную систему общества, роль которой в условиях развития информационного общества возросла.

В целом социология представляет собой отрасль науки о человеческом поведении, целью которой является раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социального взаимодействия.

 

Предмет социологии

Целостность и конкретность той или иной науки раскрываются в ее предмете, то есть в понимании того, что она изучает. Для успеха познавательной деятельности необходима субъективная уверенность в том, что предмет науки есть та особая реальность, которая обладает специфической, конкретно-чувственной определенностью или качеством, которое указывает на ограниченность предмета и его отличие от других. «Нечто есть благодаря своему качеству и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» (Г. Гегель).

Таким образом, предмет есть то, что обусловливает существование самой науки, а также то, что отличает ее от других наук. В современной отечественной литературе сложилась традиция рассматривать вопрос о предмете науки в контексте характера отношений между понятиями «объект» и «предмет» науки. Определяя объект, указывают на него как на часть окружающего нас реального мира, подчеркивая независимость его существования от нашего сознания. Что же касается определения предмета, напротив, подчеркивают факт его существования только в сознании исследователя. Итоговым выводом такого подхода является положение о том, что в самом объекте не содержится никакого предмета исследования и что последний является лишь мысленной конструкцией человека. Такова точка зрения Г.П. Щедровиикого и некоторых других авторов.

Следует заметить, что данное положение в той же мерс, в какой оно оказалось распространенным, является неверным. Идея такой раздвоенности, как известно, разделялась в истории философии и логики представителями различных направлений. Особенно она подчеркивалась Кантом, которого Гегель подверг за это резкой критике, назвав отчаяние, приведшее к различению между тем, что представляют продукты нашего мышления (мысли, понятия), и тем, что веши представляют сами по себе, болезнью века.

По существу, в этой критике Гегель, хотя и на идеалистической основе, отстаивал важный принцип научного познания — принцип тождества бытия и мышления, мысли и предмета мысли. Принцип, который впоследствии получил свое подтверждение и развитие на материалистической основе, в частности, в философии Ф. Энгельса.

Предмет науки так же реален и объективен, как и ее объект. И это положение доказывается, как говорил Энгельс, не парой фокуснических фраз, а долгим и трудным развитием философии и естествознания.

Объект социологии

Истинное понимание особенности науки, ее системного качества раскрывается только в определении ее предмета. Объект же любой науки, как правило, присутствует в этом определении в своей данности как исходная предпосылка. Если речь идет об обще- ствознании, то для всех наук, входящих в его структуру, объектом является общество. Для всех естественных наук этим объектом будет природа. Другого в действительности просто не существует.

Что же касается конкретного научного исследования или каких- либо его отраслевых направлений, то независимо от того, в какой области оно проводится, «разведение» объекта и предмета исследования, их определение является обязательной процедурой, без которой сам исследовательский процесс просто не может начаться. Однако и здесь также следует признать факт их обоюдного объективного бытия.

Что же представляет собой предмет социологии как науки? Несмотря на то, что он исторически постоянно развивался, углублялось его содержание, уточнялись границы, это не меняло, однако, его истинной природы — быть объективной реальностью, выраженной в виде теоретической конструкции. Конг, например, этим предметом считал научное познание общества вообще. Дюркгейм в качестве такового выделял понятие «социального факта», являющегося продуктом коллективного сознания, истинно указывающего на социальное качество. Вебер предмет социологии видел в понятии социального действия, наделяя социальность свойством сознательности. Сорокин расширил трактовку предмета до понятия «социального взаимодействия» и вытекающих отсюда следствий и т.д. Таким образом, понимание предмета науки складывалось постепенно, в ходе его эволюции. Он и сегодня активно обсуждается и уточняется.

Суммируя многообразие взглядов по этому вопросу, можно сделать вывод, что предметом социологии является научное изучение социальных отношении как совместных и сознательных форм жизнедеятельности людей во всем их многообразии и развитии.

Категория «социальное» в этом определении является субстанциональной, раскрывающей существенное содержание и глубину самого предмета социологии. Включение в определение признака «научное изучение» освобождает от необходимости «перегружать» его какой-либо подробной номенклатурой. Научное изучение обязательно в соответствии со статусом науки, се целями и задачами, выработанными в ходе исторического развития; оно требует рассматривать свой предмет во всех проявлениях, именно изучать факты, связи, процессы, структуры, причины, взаимодействия, закономерности, противоречия и т.д. и т.п. Это означает необходимость исследования социальности во всех формах материального и духовного бытия, в любом контексте историческою пространства, времени и масштаба. Такова всеобщая логика любого познавательного процесса, любого научного знания, в том числе и социологического.

Поскольку общество является не простой механической конструкцией, а сложной системой человеческих отношений, то постижение всего их богатства и разнообразия невозможно в рамках какой-либо одной науки. Именно поэтому общество изучается целой совокупностью общественных наук, каждая из которых выделяет в этом объекте (обществе) свою область, свою специфику, свое качество, другими словами, свой предмет, сосредоточиваясь и специализируясь на нем. Экономические отношения, например, изучаются политической экономией, политические — политологией, правовые — целым рядом юридических дисциплин и т.д. Для каждой из этих наук предмет исследования существует объективно, реально, а не только в сознании исследователя. Однако эти отношения, при всем их многообразии и специфике, во-первых, находятся в постоянной взаимосвязи друг с другом, а во-вторых, и это самое главное, все они по сути являются отношениями социальными, то есть различными формами и видами совместной и сознательной жизнедеятельности людей. Таким образом, социология, изучая их, является интегральной наукой, методологией и теорией общество- знания, так как изучает то общее, что выражает их единство, — их системное (социальное) качество.

При всем многообразии проблем, которые решает теоретическая социология, на наш взгляд, особо следует отметить проблему общественно-исторического прогресса. Она красной нитью проходит через всю историю социологии. В каждом социологическом учении или направлении она по-разному трактуется, но неизменно присутствует. Однако впервые в мировой социологии она была конкретно сформулирована социологами П.Лавровым и М. Ковалевским. Без идеи прогресса нет и не может быть социологии, подчеркивал М. Ковалевский. Если социология не указывает направления движения общества к прогрессу, не формулирует общественные идеалы и национальную идею, то она превращается в пустую болтовню, констатирует Лавров.

 

 

Западноевропейская социологическая традиция

В истории общественной мысли О. Конт (1792-1757) известен как создатель нового направления в философии - позитивизма, как “отец-основатель” социологии. Социология или социальная физика, как он ее первоначально называл, согласно О. Конту опирается на методологию естественных наук, опытные данные, наблюдения, эксперимент.

Идейной основой социологической концепции О. Конта явился “закон трех стадий”, согласно которому каждое общество в своем духовном развитии проходит три этапа: теологический, когда в обществе господствуют религиозные представления, метафизические, означающие ведущую роль философии в духовной жизни, и, наконец, позитивный. На третьем этапе главенствующую роль в жизни общества начинают играть позитивные, т. е. научные знание, которые применительно к решению общественных проблем служат основой социальной политики.

Французский ученый наметил программу и методы развития новой науки об обществе, дал ей имя - “социология”. Конт полагал, что социология должна быть отделена от философии и от любой другой науки, не базирующейся на опытном знании.

В классификации наук социология у Конта занимает почетное первое место, она опирается на биологию и призвана открывать и описывать единые универсальные законы развития и функционирование общества, которые неотделимы от законов природы. Конт выделяет следующие методы социологического исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический, генетический метод.

Конт считал, что необходимо разграничивать социальную динамику и социальную статику. Первая - изучает законы общественного развития в тесном сотрудничестве с историческими дисциплинами. Вторая - исследует социальную структуру общества, механизмы его интеграции и стабилизации (социальный консенсус).

Другим основателем социологии явился английский ученый Г. Спенсер (1820-1903) - самый авторитетный и популярный мыслитель второй половины 19 в. Он известен как родоначальник “органисцистской школы” в социологии, яркий пропагандист идей социальной эволюции. Спенсер полагал, что “невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии”. Опираясь на эту идею, Спенсер пытался методологически обосновать социальный организм, т. е. такой подход к анализу общественной жизни, который базируется на аналогии общества с биологическим организмом. По его мнению, существует ряд фундаментальных черт, позволяющих уподоблять общество биологическому организму. Во-первых, общество и организм в отличие от неорганической материи растут и развиваются. Во-вторых, процессы роста общества и организма сопровождаются увеличением сложности их органов и частей. В-третьих, в общественных и живых системах прогрессивная дифференциация структуры сопровождается усложнением и дифференциацией их функций. В-четвертых, как в обществе, так и в организме в ходе эволюции происходит специализация составляющих их структур. В-пятых, в случае расстройства жизнедеятельности общества или организма, отдельные их части могут определенное время продолжать существовать.

В отличие от многих своих последователей, Г. Спенсер указывал на различия общества с организмом. Так для общества характерна меньшая зависимость части (индивида) от общества. В организме часть существует ради целого, а в обществе наоборот - оно существует для блага своих членов. Аналогия общества с организмом позволила Г. Спенсеру выделить внутри общества три различных подсистемы: поддерживающую, обеспечивающую производство источников питания (экономика), распределительную, определяющую взаимосвязь между отдельными частями общества и покоящуюся на разделении труда, и регулирующую, обеспечивающую отдельных частей целому (государственная власть). Социология в понимании Спенсера - это исторически ориентированная наука - “генетическая социология”. Спенсер ввел в научный оборот термины: социальная система, социальный институт, социальный контроль, структура и функции.

К. Маркс (1818-1883) занимает особое место в истории общественной мысли 19 в. Он стремился использовать естественнонаучные методологии, но отличался от них сознательной ориентацией на философский метод Гегеля. Несмотря на философскую и идеологическую ориентацию марксовой теории общества, она содержит немало ценных идей. Наиболее существенные моменты социологической теории Маркса заключаются в следующем:

Маркс стремился нарисовать объективную теорию, основывающуюся на конкретных фактах общественного развития, в противоположность ее абстрактным и спекулятивным концепциям.

В объяснении законов общественного развития и изменения Маркс отводил решающую роль экономической сфере (способ производства, производственные отношения).

Развитие общества представлялось в виде последовательной смены формации с присущим им способом производства. Эта концепция сыграла важную роль в анализе генезиса капитализма. В этом смысле Маркс наряду с Сен-Симоном, Спенсером и Вебером является творцом теории индустриального общества.

В марксовой методологии переплетаются две модели общества - организмическая и механистическая. Первая используется для описания процессов социальной эволюции (развития общества как естественного исторического процесса). Вторая применяется при анализе двух основных компонентов формации - базиса и надстройки, отношения между которыми трактуются механистически.

Маркс является одним из первых авторов теории социальной стратификации. Выделив в качестве главного фактора социальной дифференциации собственность на средства производства, он представил социальную структуру общества как отношение между экономическими классами.

Детерминистский подход к анализу общества позволил Марксу высказать догадку о необходимости изучения личности как носителя общественных отношений, заложив тем самым основы ее социологического анализа.

К недостаткам марксовой теории относится присущий ей экономический детерминизм, который привел к игнорированию важнейшей роли культурных и духовных факторов в жизни общества. Марксовой теории социальной стратификации присуща одномерность, поскольку в ней недооценивались другие существенные факторы социальной дифференциации - власть, престиж и др. Преувеличение роли классовой борьбы в истории помешало увидеть Марксу и его сторонникам механизмы социальной интеграции, которым современная социологическая теория уделяет первостепенное внимание.

Ф. Тенниса (1855-1936) принято относить к родоначальникам формально-аналитической школе социологии. Ее представители (Г. Зимелль, Л. фон Визе) видели главную задачу в конструировании абстрактно-аналитических схем, предназначенных для анализа любых явлений прошлого и настоящего.

Основу теоретической социологии Тенниса образуют два ключевых понятия - “община” и “общество”, которые строятся как парные дихотомические термины, обладающие противоположным содержанием. Отношениям типа “общины” присущи такие черты, как интимность и доверительность отношений между людьми, привязанность, взаимная симпатия и др. Межличностные отношения типа “общества” характеризуются противоположными свойствами - формально рациональными отношениями между людьми, расчетливостью, ориентацией на получение выгоды и коммерческого успеха.

Источником этих двух противоположных типов социальных связей выступает, согласно Теннису, воля человека. В “общине” господствует “естественная” воля, в “обществе” - рациональная. Отношения между людьми в “общине” отличаются естественностью, гармонией и целостностью. Эти особенности “общины” наглядно проявляются в трех основных ее разновидностях: семейно-родственных отношениях, соседских отношениях и дружеских связях, нормативная регуляция поведения людей в “общине” осуществляется в рамках родственных групп, посредством обычаев, традиций, религии

Отношения типа “общества” проявляются в таких действиях, как обменные сделки, коммерческие отношения и т. п. Это отношения между различными группами и организациями, которые осуществляются государственными учреждениями, законодательством и общественным мнением. Если общинная жизнь протекает, как правило, в сельской местности и небольших поселениях, то отношения типа “общества” преобладает в городе и стране в целом.

Французского социолога Э. Дюркгейма (1858-1917) нередко называют истинным основателем социологии, ибо современная социология в значительной мере опирается на его классическое наследие. Э. Дюркгейм считал, что социология должна ориентироваться на методы естественных наук, главная ее цель - открытие и формулировка причинных закономерностей, которые должны быть дополнены изучением функциональных связей. По его мнению, предметом изучения социологии выступают “социальные факты”, которые следует “изучать как вещи”. К социальным фактам он относил прежде всего “коллективные представления”, т. е. различные явления моральной жизни - традиции, обряды, социальные обычаи, правила поведения человека. Указанные явления общественной жизни существуют объективно и независимо от индивида, подобно природным фактам они принудительно воздействуют на него, заставляя его вести себя определенным образом. Объективное существование социальных фактов позволяет изучать их как “вещи” - через наблюдение, сравнение, опытную проверку гипотез и др.

Выступая против популярного в те годы натурализма, сводившего общественные явления к природным, и психологизма, сводившего социальное к психологическому, Э. Дюркгейм полагал, что общество есть реальность особого рода, не сводимая к природно-биологическим основам или психике индивида. Признавая общество в качестве субстанции особого рода, Дюркгейм ссылается на специфику группового сознания и группового видения. “Группа думает, чувствует, действует совершенно иначе, чем сделали бы его члены, если бы они были разъединены”. Этот постулат Дюркгейм переносит на общество в целом.

Ядро социологической теории Дюркгейма образует теория “социальной солидарности”. Французский социолог считал, что главной задачей социологии является определение природы социальных связей и механизмов, обеспечивающие социальную интеграцию. Анализируя эволюцию общества, Дюркгейм выделяет два основных типа социальных связей, которым соответствует общество с “механистической солидарностью” и общество с “органической солидарностью”. Прототипом первого является архаическое общество, в котором действия и поступки людей однородны, подобны поведению молекулы в механическом агрегате, такое общество стремится целиком подчинить себе индивида, полностью детерминирует его сознание и поведение. Общественная солидарность обеспечивается высокой степенью интенсивности общественного сознания, пронизанного религиозными верованиями, обычаями, традициями, жестко регулирующими поведение индивида. В современном обществе с органической солидарностью социальная сплоченность обеспечивается общественным разделением труда и экономическими взаимосвязями индивидов. Интегративная роль общественного сознания здесь значительно слабее, так как религиозные верования и обряды не играют прежней роли. В этом обществе индивид существует в значительной степени независимо от общества, что обеспечивает ему свободу и автономию. В то же время современное общество менее стабильно, чем архаическое, оно находится в состоянии аномии, под которой он понимал состояние, характеризующееся ослаблением моральной регуляции поведения, неэффективной деятельностью основных социальных институтов, социальными конфликтами. Поэтому, с точки зрения Дюркгейма, свойственные капитализму 19 в противоречия могут быть преодолены на более зрелой ступени его развития, когда будут ликвидированы негативные последствия общественного разделения труда и социальная аномия.

Конкретным выражением эффективности разработанной Дюркгеймом методологии явилось социологическое исследование самоубийства. Опираясь на большой фактический материал, Дюркгейм обосновывает мысль о том, что чем выше уровень и интеграция общества, тем ниже уровень самоубийств, и наоборот.

В истории социологии Г. Зиммель (1868-1918) известен как один из видных представителей аналитической школы, предвосхитивший многие существенные положения современной теоретической социологии. Заслугой Зиммель явилось то, что он начал рассматривать общество как процесс социального взаимодействия и попытался выработать адекватный метод познания - изучение “чистых” форм социальности, т. е. относительно стабильных образований, структур социального взаимодействия, придающих социальному процессу целостность и устойчивость. Главный метод социологии для Зиммеля - историко-сравнительный, так как он позволяет определить устойчивые формы социального взаимодействия людей, проявляющиеся в различные исторические эпохи. В своих работах Зиммель описал и проанализировал множество “чистых” форм социальности, касающихся различных сторон социальных процессов (господство, подчинение, соревнование, мода, конфликт и т. п.), социальных типов личности (“циник”, “аристократ”, “бедняк”, “кокотка” и т. п.).

Г. Зиммель считал метод понимания средством социально-исторического исследования, позволяющим постигнуть значение и смысл человеческих действий. Стремясь избежать присущего этому методу субъективизма, он утверждал, что адекватное понимание социального действия возможно лишь в том случае, когда возможна рациональная реконструкция связи действия с мотивами и переживаниями человека. Использование метода понимания должно было служить Зиммелю вспомогательным средством для построения чистых форм социальности, так как он позволял проникнуть в субъективную сторону социального процесса.

Зиммель известен своими оригинальными исследованиями социального конфликта, феномена моды, городской жизни, культуры и др. Анализ феномена моды приводит социолога к выводу, что ее огромная популярность в социальном обществе обусловлена тем, что она дает возможность людям самоутвердиться, быть не только похожим на других, но и проявлять свою индивидуальность. Распространение моды в современном обществе, по мысли Зиммеля, есть результат более широкого социального процесса освобождения людей от стереотипов и норм традиционного доиндустриального общества, ограничивающего возможность развития личности. Г. Зиммель заложил основы социологического изучения городского образа жизни, он обратил внимание на интеллектуальный и рациональный характер общины людей в городе.

М. Вебер (1864-1920) по праву считается самым видным западным социологом. Социологическая теория Вебера возникла на волне антипозитивистской реакции, представители которой отстаивали специфику социального познания, которые они усматривали в необходимости “понимания человеческих действий”, использовании идеографического метода и отнесения к ценности (Виндельбанд, Г. Риккерт).

По мнению Вебера, социология обязана учитывать субъективные аспекты социально-исторических явлений, т. е. интересы, потребности и цели человеческой деятельности, но в то же время она не может игнорировать присущие научной методологии требования объективности и эмпирической проверяемости. Главная задача социологии по Веберу заключается в том, чтобы понять смысл и значение человеческих действий, и с учетом их раскрывать причинные законы развития общества. В силу того, что Вебер уделял большое внимание методу понимания, интерпретации человеческих действий, его социологию нередко называют понимающей или “интерпретативной”.

Признавая специфику социального познания, немецкий социолог стремился выработать адекватную ему методологию и логику формирования понятия, что нашло свое выражение в разработанном им методе идеальных типов. Согласно Веберу, идеальный тип - есть продукт творческого воображения, который создается путем идеализации и мысленного синтеза наиболее значительных аспектов изучаемого явления. Идеальный тип не является отображением действительности, он противостоит ей как утопическая конструкция, давая возможность ученому понять эмпирическую реальность путем соотнесения, сравнения ее с идеальным типом. Вебер выделял две разновидности идеальных типов: исторические, используемые для анализа уникальных исторических конфигураций (феодализм, христианство, конфуцианство и т. п.) и социологические, куда он включал разработанные им типы социального действия.

Вебер полагал, что все социальные явления, в конечном счете, складываются из различных сочетаний индивидуальных действий, и любая попытка рассматривать общие понятия (государство, экономическая формация и др.) в качестве реальных исторических сущностей является ошибочной. Поэтому понимание смысла и знания человеческих действий есть исходная предпосылка социологического исследования. Действие считается социальным тогда, если имеется мотивация действия и ориентированность на других людей, на их ожидания. Вебер выделяет четыре основных типа социальных действий:

1) целерациональное, в котором имеет место соответствие целей и средств действия;

2) ценностно-рациональное, в котором действие совершается ради какой-то ценности (религиозной, моральной и др.);

3) аффективное, базирующееся на эмоциональных реакциях людей;

4) традиционное, происходящее в соответствии с традициями и обычаями.

Вебер считал, что в процессе развития европейской цивилизации имеет место усиление рационалистических начал в жизни общества, особенно в таких областях, как экономика, наука, политика и даже искусство. Изучение рациональности как ведущей тенденции западноевропейского капитализма явилось главной темой его знаменитой работы “Протестантская этика и дух капитализма”. В ней Вебер показал, что возникновение капитализма в Европе имело не только социально-экономические предпосылки, как считал Маркс, но и духовные истоки, среди которых важнейшая роль принадлежит протестантской религиозной этике, внушавшей человеку ценность бережливого и рачительного труда, явившихся важнейшей предпосылкой капиталистического предпри



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: