Это не воспитание музыканта,
Василий Сухомлинский
Ребенок дошкольного возраста с удовольствием познает мир. Любопытные, открытые к информации, маленькие дети, словно губка, поглощают все то, что мы в состоянии им дать.
Основная задача для нас, взрослых, щедро предоставить им все, к чему стремится детская душа, открыть им мир, познакомив с самым прекрасным искусством – музыкой.
Некоторые родители ошибочно полагают, что музыкальное развитие детей не имеет никакой пользы для ребёнка. Однако, музыка является важным пунктом в воспитании детей дошкольного возраста. Она благоприятно влияет на психическое и физическое развитие малыша, на его нервную систему.
Все исследования, проведенные за последние несколько лет, сходятся в одном — музыка активирует каждую известную область мозга и способствует ее развитию.
Одним из последних открытий нейровизуализации является то, что даже краткое прослушивание классической музыки приводит к увеличению кровотока в левой части мозга. Это, например, приводит к улучшению языковых способностей, когнитивных функций, включая слух, внимание и память, зрительно-пространственного восприятия, тем самым повышая интеллект ребёнка.
Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребёнка, формирует его моральные качества. Знакомя детей с произведениями различного эмоционально-образного содержания, мы побуждаем их к сопереживанию и обогащаем духовный мир детей. А совместная музыкальная деятельность (коллективное пение, танцы, игры, игра на музыкальных инструментах),
когда дети охвачены общими переживаниями, способствуют решению воспитательных задач.
Развивая ребёнка эстетически и умственно, необходимо поддерживать пусть ещё незначительные творческие проявления, которые активизируют восприятие и представление, будят фантазию и воображение. Когда взрослый ставит перед ребёнком творческое задании: в пении, игре на детских музыкальных инструментах – найти свой вариант мелодии, в музыкально-ритмических движениях – свой вариант танца, пляски, в игре – свои выразительные движения, мимику, слово и т.д., то на каждом этапе (слушание музыки, обсуждение, распределение ролей, затем действие) перед ребёнком возникают новые задачи, заставляющие мыслить, фантазировать, творить.
Первые шаги в мире музыке ребёнок делает в семье. В самом раннем возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. С раннего детства ребенок впитывает в себя мелодии и ритмы колыбельных, детских, народных песен.
Есть много способов, которыми родители и дети могут общаться посредством музыки. Вот несколько из них:
ü Пение в отношениях родителей и детей начинается с колыбельных. Родителям рекомендуется как можно чаще петь их своим маленьким детям.
Пение малышам не только развивает связь с ними, оно также жизненно важно для развития языковых способностей детей.
С детьми постарше можно уже петь вместе. Совместное пение увеличивает синхронизацию друг с другом. Это отличное занятие для поездок, посиделок у костра и семейных вечеров.
Ищите песни, которые нравятся вашим детям, пойте и танцуйте под них вместе. Пусть дети постарше научат вас танцевать под песни, которые нравятся им.
ü Танцы — это отличная замена прожиганию времени у телевизора.
Основы музыкального воспитания — это участие в веселых играх, моменты близкого личного общения, развитие семейных традиций и уважение. Музыкальный взаимообмен с детьми прекрасно сочетается как с играми, так и с повседневными семейными делами.
ü Слушать музыку вместе очень полезно. Познакомьте своих детей с прослушиванием классической музыки. На YouTube есть несколько фантастических видеороликов, которые знакомят детей всех возрастов с классикой.
Ходить на концерт вместе — это прекрасный способ по-особому провести время со своими детьми. Если в вашем городе проходят выступления симфонического оркестра, сходите туда с детьми. Учеными доказано, чем больше человек слушает классическую музыку, тем лучше он себя чувствует. Классика благотворно влияет как на физическое, так и на моральное состояние человека.
Участие родителей в обучении служит стимулом для детей.
Обучение музыке способствует улучшению когнитивных функций и развитию социальных навыков, причем это касается как детей, так и их родителей!
Значение музыки в воспитании детей сложно переоценить. Музыка создаёт в семье чувство общности, а общность — это безопасность и защищенность.
Детство является периодом, наиболее благоприятным, для приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки оказывает воздействие на формирование ценностного отношения к искусству и окружающей действительности, способствует личностному развитию.
Упущение этого периода невосполнимо.
Консультацию подготовила:
Гнездилова Т.П.