1.Сущность, типология, структура и функции социальных институтов
Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для всех членов общества. Базисным элементом регулирования общественной жизни являются социальные институты.
Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющая социально-значимые функции.
В своем функционировании социальные институты проявляют существенные признаки, отличающие их от социальных организаций. Наиболее существенные из них сводятся к следующему.
Во-первых, как это установил еще М. Вебер, деятельность индивидов и их групп в рамках социального института рационально упорядочена принятыми в нем правилами, на которые и ориентированы все поступки индивидов, совпадающие с их обязанностями. Если же между поступками и обязанностями возникают расхождения и отдельные индивиды не желают повиноваться существующим правилам, в действие вступает аппарат принуждения.
Во-вторых, социальный институт представляет собой относительно устойчивый и долговременно действующий тип взаимодействия и поведения людей, что отличает его от многих организаций, исчезающих вместе со своими основателями и вдохновителями. Скажем, церковь как социальный институт существует на протяжении столетий и даже тысячелетий, а тайные организации декабристов в России существовали всего лишь на протяжении 10–15 лет.
В-третьих, социальный институт – это крупномасштабная общность людей, которая в отличие от организации имеет широко разветвленную и сложноиерархизированную структуру, включающую в себя, как правило, систему организаций местного, регионального и общенационального уровней. Такова, например, структура государства как сложного социального института.
В-четвертых, социальный институт интегрирован в социально-политическую, экономическую, социокультурную и ценностную структуру общества, что, с одной стороны, обеспечивает формально-правовую основу деятельности института, а с другой – позволяет ему осуществлять контроль над институциональными типами деятельности.
В-пятых, социальный институт располагает необходимыми кадрами, материальными ресурсами и условиями, обеспечивающими успешное выполнение нормативных установлений и предписаний, а также эффективное осуществление социального контроля.
В-шестых, социальный институт располагает целостной системой стандартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях, обязательных для всех включенных в его состав индивидов и групп в целях успешного осуществления функций данного института.
Типологию социальных институтов можно составить исходя из представления о том, что каждый институт удовлетворяет ту или иную фундаментальную социальную потребность. Пяти фундаментальным социальным потребностям (в воспроизводстве рода; в безопасности и социальном прядке; в добывании средств существования; в социализации подрастающего поколения; в решении духовных проблем) соответствуют пять основных социальных институтов: институт семьи, политический институт (государство), экономический институт (производство), образование, религия.
В структуру социальных институтов, как правило, включают следующие элементы:
• цель, т.е. круг общественных потребностей, которые удовлетворяет институт;
• определенная сфера деятельности института;
• люди, находящиеся внутри того или иного института;
• соответствующие институту учреждения;
• материальные средства, необходимые для функционирования института;
• нормы, которыми регулируется деятельность института;
• санкции, стимулирующие людей соблюдать нормы;
• функции, которые тот или иной институт исполняет в регулировании общественных отношений.
Функции социальных институтов сводятся к следующему:
1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый социальный институт создается в ответ на возникновение определенной общественной потребности с целью выработки определенных стандартов поведения у своих членов.
2. Адаптационная функция заключается в том, что функционирование социальных институтов в обществе обеспечивает приспособляемость, адаптируемость общества к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды – как природной, так и социальной.
3. Интегративная функция состоит в том, что существующие в обществе социальные институты своими действиями, нормами, предписаниями обеспечивают взаимозависимость, взаимоответственность, солидарность и сплоченность входящих в их состав индивидов и/или всех членов данного общества.
4. Коммуникативная функция заключается в том, что информация (научная, художественная, политическая и др.), произведенная в одном социальном институте, распространяется как внутри данного института, так и за его пределами, во взаимодействии между институтами и организациями, действующими в обществе.
5. Социализирующая функция проявляется в том, что социальные институты играют решающую роль в формировании и развитии личности, в усвоении ею социальных ценностей, норм и ролей, в ориентации и реализации ею своего социального статуса.
6. Регулирующая функция воплощается в том, что социальные институты в процессе своего функционирования обеспечивают регулирование взаимодействий между индивидами и социальными общностями посредством выработки определенных норм и стандартов поведения, системы поощрений за наиболее эффективные действия, соответствующие нормам, ценностям, ожиданиям общества или общности, и санкций (наказаний) за действия, отклоняющиеся от этих ценностей и норм.
|
|
|
2.Социальные организации: сущность, типология
Мы уже отмечали, что каждый человек одновременно является членом нескольких социальных групп. Но каждый из нас от рождения связан и с определенными социальными организациями: рождается в родильном доме, учится в школе или университете, служит в армии, работает в банке или на заводе и т.д. Все это – и родильный дом, и школа, и университет, и банк – различные организации.
Социальная организация – общность людей, складывающаяся в систему отношений и деятельности для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил взаимодействия.
Основной причиной, по которой люди объединяются в организации, является достижение некой определенной цели сообща.
Различают неформальные и формальные организации. Социология приоритетное внимание уделяет именно социальным организациям формального типа. К существенным признакам формальной организации относят:
1. Наличие определенной цели (целей) действия организации.
2. Совокупность функциональных положений, занимаемых членами данной организации, воплощаемых в свойственных им социальных статусах и ролях.
3. Конкретное воплощение соотношения этих статусов (позиций) через распределение отношений власти и подчинения.
4. Совокупность правил и норм, регулирующих отношение между людьми, занимающими определенные статусы в данной организации и выполняющими определенные роли в ней.
5. Формализация значительной части целей данной организации и нормативная регуляция поведения и отношений между членами данной организации.
Характерными чертами формальной организации являются:
1. Рациональность. В основе формирования и деятельности организации находится принцип целесообразности, сознательного движения к определенной цели.
2. Безличность. Социальная организация безразлична к индивидуальным личностным особенностям своих членов, поскольку рассчитана на их взаимоотношения, устанавливаемые по составленной программе (например, отношения между рядовыми служащими и офицерами в армии; между директором, инженерами, бухгалтерами, рабочими на заводе и т. п.).
3. Регулирование только служебных отношений.
4. Подчинение деятельности своих членов функциональным целям.
5. Наличие (в большинстве случаев) административного персонала, ответственного за поддержание устойчивости организации, координацию взаимодействий ее членов и эффективность ее деятельности как социального целого.
Огромное разнообразие организаций, существующих в обществе, можно определенным образом типологизировать. Одним из широко распространенных типов организаций являются добровольные ассоциации, например, ассоциация предпринимателей, Белорусская социологическая ассоциация, ассоциация адвокатов и др.
Второй тип социальных организаций составляют производственно-хозяйственные объединения, т.е. организации, специализирующиеся на производстве товаров и услуг – заводы, фабрики, сельскохозяйственные кооперативы, торговые фирмы, комбинаты бытового обслуживания и т.п.
Третий тип организаций образуют кредитно-финансовые организации – банки, страховые компании и др.
Четвертый тип организаций включает в себя научно-исследовательские и учебные заведения, ставящие своей целью производство и распространение новых научных знаний, их реализацию; обучение подрастающих поколений – исследовательские институты, техникумы, вузы, школы и т.п.
Пятый тип организаций составляют учреждения здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры и спорта, ставящие своей целью охрану и укрепление здоровья людей, рекреацию (восстановление) сил человека, израсходованных в процессе труда.
Шестой тип организаций составляют учреждения культуры и досугового обслуживания населения (театры, музеи, библиотеки, филармонии, кинотеатры и т.п.).
Седьмой тип организаций включает в себя учреждения правоохранительных органов – суды, прокуратура, милиция (полиция), органы государственной безопасности и др.
Восьмой тип составляют административно-управленческие организации, к которым относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней (от республиканского до областных и районных), органы местного самоуправления.
Американские социологи Э. Гоффман, Н. Смелсер и др. выделяют еще один, специфический тип организаций, так называемые организации тотального типа. К ним обычно относят: а) больницы, дома престарелых, богодельни и др., предназначенные для людей, которые не в состоянии сами о себе позаботиться; б) тюрьмы, предназначенные для людей, считающихся опасными для общества; в) военные казармы, морские суда, закрытие учебные заведения, трудовые лагеря и другие учреждения, созданные для специальных целей; г) мужские и женские монастыри и другие убежища, куда люди уходят от окружающего мира, обычно по религиозным мотивам.
Необходимо принять во внимание, что существует объективно действующий закон организаций, согласно которому, социальная организация становится реальностью только тогда, когда люди, являющиеся создателями организаций, начинают взаимодействовать друг с другом во имя достижения вполне определенных целей. Но люди объединяются в ради того, чтобы сделать свою деятельность более эффективной. Для этого необходима координация и согласование их действий во времени и пространстве, что невозможно осуществить без управления организацией, без административных аспектов ее деятельности. Эти административные аспекты деятельности социальной организации выдающийся немецкий социолог М. Вебер обозначил термином «бюрократия». Чаще всего под этим термином подразумевается волокита и малая эффективность, однако в западной социологии этот термин не несет в себе отрицательных нравственных моментов, а употребляется в нейтральном значении.
Чтобы вычленить основные принципы деятельности эффективно управляемой организации, М. Вебер сконструировал идеальный тип бюрократии, ее теоретическую модель. Такой идеальный тип в социальной реальности практически не встречается, но он служит моделью, сверяясь с которой, можно повысить эффективность деятельности управления в организации. Основные характерные черты бюрократически организованной деятельности организации, согласно М.Веберу, сводятся к следующим семи пунктам.
1. Задачи организации распределяются среди различных позиций в ней как официальные обязанности.
2. Позиции или должности организованы в иерархическую структуру власти. Обычно такая иерархия имеет форму пирамиды, в которой каждое должностное лицо ответственно перед вышестоящим как за свои собственные решения и действия, так и за решения и действия своих подчиненных, и в которой каждое должностное лицо располагает властью над теми, кто находится ниже его (система вертикальной зависимости).
3. Решения и действия должностных лиц управляются формально установленной системой правил и инструкций, обеспечивающих единообразие деятельности и вместе со структурой власти дающих возможность координировать ее различные виды.
4. Формальная организация располагает специальным административным штатом, в задачу которого входит обеспечение ее функционирования, в особенности функционирования ее каналов коммуникаций.
5. Должностные лица в своих контактах с клиентами и другими должностными лицами обязаны руководствоваться безличностной ориентацией. Безличность и беспристрастность призваны предохранить рациональность суждений сотрудников при выполнении ими своих обязанностей от влияния личных чувств и настроений.
6. Наем организацией сотрудника предусматривает его продвижение по службе. Типичное должностное лицо – это сотрудник, занятый в данной организации полный рабочий день и на всю жизнь связывающий свои надежды на продвижение сданным учреждением. Наем служащих основывается на производственных качествах кандидатов. Обычно эти качества устанавливаются либо специальной проверкой, либо по соответствующим документам, подтверждающим уровень подготовки и образования кандидатов.
7. Формальная организация призвана развивать «корпоративный дух» среди служащих, формировать у них высокую степень лояльности к организации, стремление неуклонно следовать установленным правилам и нормам. Происходит «отождествление» служащих с организацией, что стимулирует их интенсивную деятельность в интересах организации.
3 Специфика деятельности социальных институтов в современном обществе
Как уже говорилось, в зависимости от содержания и направленности деятельности социальные институты подразделяются на политические, экономические, религиозные, образовательные и семейные. Рассмотрим некоторые особенности их функционирования в современном обществе.
Политические институты создаются в целях завоевания, удержания и укрепления власти, ее осуществления и распределения. В состав этих институтов входят: политические партии и система права, но главным элементом является государство. Следствием изменения политической ситуации в современном мире стало появление двух противоположных теорий государства:
• теория перегрузки государства;
• теории кризиса легитимности.
Одним из наиболее важных аспектов в развитии современного государства является его связь с институтом демократии, призванным на практике реализовать идею социальной солидарности. Однако начиная с 1990-х широкая волна демократических преобразований на Западе сменилась периодом всеобщего «спада», граждане перестали ходить на выборы, упал уровень политической информированности и политических интересов. По мнению американского теоретика Дж. Александера, наличие в современном обществе таких антигражданских сил, как религиозная нетерпимость, гендерное неравенство, политическая олигархия, высокомерие экспертного знания, расовая и этническая ненависть несет прямую угрозу демократическим преобразованиям и построению гражданского общества.
Еще одним важным политическим институтом современного общества является институт гражданства. Британский социолог Т. Маршалл выделил три типа прав, связанных с развитием понятия гражданства: гражданские права, политические права и социальные права. Расширение в современном обществе последней категории прав служит основой формирования так называемого социально-ориентированного государства, которое прочно утвердилось в Западной Европе после Второй мировой войны.
Экономический институт представляет собой систему объединений и учреждений (организаций), обеспечивающих относительно устойчивую экономическую деятельность, экономические отношения людей, связанных с производством, обменом, распределением товаров, с их отношением к собственности, к экономическим механизмам хозяйственного взаимодействия. В эту систему входят предприятия, банки, фирмы, учреждения торговли и сферы услуг, союзы предпринимателей, производственные и финансовые корпорации, институт собственности.
Современная рыночная экономика представляет собой сложную, многокомпонентную систему, для которой очень существенной характерной чертой является действие принципа «невидимой руки». Но, как подчеркивает выдающийся американский экономист П. Самуэльсон, в реальном мире ни одна экономика в действительности не соответствует тому идеальному миру, в котором всеми действиями руководит «невидимая рука». Несовершенство рынка приводит к неэффективному производству с его вполне возможными кризисами и к столь же неэффективному потреблению. Кроме того, несовершенство рыночной экономики порождает безработицу и появление в обществе полюсов богатства и бедности. Для того чтобы разрешить эти и другие негативные проблемы, рождаемые экономическим развитием, государство должно с помощью налогов, расходов и непосредственных законов установить контроль над экономической деятельностью. Основным рычагом государственного регулирования экономики, согласно П. Самуэльсону, является система законов и правил, устанавливаемых государством для осуществления контроля над деятельностью предприятий.
Самоорганизация, характерная для устойчивого развивающихся рыночных систем, дает серьезные сбои в условиях переходных социально-экономических процессов, которые развиваются в последнем десятилетии XX и в начале XXI века на обширном постсоветском пространстве. В этих условиях регулирующая роль государства в развертывании трансформационных социально-экономических процессов резко возрастает.
Институт образования представляет собой систему объединений людей и учреждений, ориентированных на овладение знаниями, умениями и навыками, в том числе и в сфере профессиональной деятельности, на повышение компетентности людей во всех сферах деятельности. Отметим основные тенденции развития образования в современном обществе:
• рост социальной значимости образования;
• гуманитаризация образования, призванная помочь личности стать духовно богатой, свободной и творчески активной;
• компьютеризация образования – обеспечение доступа всех учащихся к современным информационным технологиям;
• непрерывность образования в течение всей жизни;
• индивидуализация образования, когда педагог имеет дело не с массой учащихся, а с каждым из них в отдельности;
• акцент на самостоятельности учащихся, стимулирование их самореализации.
Институт религии – совокупность социальных объединений (религиозных групп, общин, сект и т.д.), а также учреждений и организаций (церковь, монастырь, семинария, духовная академия и т.п.), ориентированных на поддержание, распространение и укрепление религиозной веры, на усиление ее роли в жизни отдельных личностей и их общностей, а также общества в целом. Несмотря на процесс секуляризации, охвативший современное общество, религия продолжает сохранять свои позиции. Для характеристики функционирования института религии на постсоветском пространстве используется термин «религиозный бум», суть которого можно обозначить как процесс оживления религиозной жизни.
Институт семьи представляет собой ценностно-нормативный комплекс взаимодействий и отношений, посредством которого регулируется поведение членов семьи – родителей и детей, братьев и сестер, мужей и жен; определяются присущие им социальные статусы и роли. В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях. Изменение традиционных семейных ролей мужчин и женщин повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.
Социальный статус
Человек так или иначе ведет себя (совершает действие), находясь в социальной связи, взаимодействуя с разными социальными группами: семейной, уличной, учебной, трудовой, армейской и т. п. Для характеристики степени включения индивида в различные социальные связи и группы, а также положения, которое он занимает в них, его функциональных обязанностей в этих группах используется понятие социального статуса.
Социальный статус— это обязанности и права человека в системе социальных связей, групп, систем. Он включает в себя обязанности (роли-функции), которые человек должен выполнять в данной социальной общности (учебной группе), связи (учебном процессе), системе (вузе). Права - это те обязанности, которые должны выполнять по отношению к человеку другие люди, социальная связь, социальная система. Например, правами студента в вузе (и одновременно обязанностями по отношению к нему администрации вуза) являются: наличие высококвалифицированных преподавателей, учебной литературы, теплых и светлых учебных помещений и т. п. А правами администрации вуза (и одновременно обязанностями студента) являются требования к студенту посещать занятия, изучать учебную литературу, сдавать экзамены и т. п.
В разных группах один и тог же индивид имеет разный социальный статус. Например, талантливый шахматист в шахматном клубе имеет высокий статус, а в армии может иметь низкий. Это — потенциальная причина фрустраций и межличностных конфликтов. Характеристиками социального статуса являются престиж и авторитет, представляющие признание окружающими заслуг индивида.
Предписанными (естественными) называются статусы и роли, навязанные обществом индивиду вне зависимости от его усилий и заслуг. Такие статусы определяются этническим, семейным, территориальным и т. п. происхождением индивида: полом, национальностью, возрастом, местом жительства и т. п. Предписанные статусы оказывают громадное влияние на социальный статус и образ жизни людей.
Приобретенными (достигнутыми) являются статус и роль, достигнутые усилиями самого человека. Таковыми являются статусы профессора, писателя, космонавта и др. Среди приобретенных статусов выделяют профессионально -должностной, который фиксирует в себе профессиональное, экономическое, культурное и т. п. положение индивида. Чаще всего один ведущий социальный статус определяет положение человека в обществе, такой статус называют интегральным. Довольно часто он обусловлен должностью, богатством, образованностью, спортивными успехами и т. п.
Человек характеризуется совокупностью статусов и ролей. Например: мужчина, женатый, профессор и т. п. статусы образуют статусный набор данного индивида. Такой набор зависит как от естественных статусов и ролей, так и от приобретенных. Среди множества статусов человека на каждом этапе его жизни можно выделить главный: например, статус школьника, студента, офицера, мужа и т. и. У взрослого человека статус обычно связан с профессией.
В классовом обществе статусный набор носит классовый характер, зависит от социального класса данного человека. Сравните, например, статусный набор «новых» русских буржуа и рабочих. Эти статусы (и роли) у представителей каждого социального класса образуют иерархию по степени ценности. Между статусами и ролями возникает межстатусная и межролевая дистанция. Она также характерна для статусов и ролей с точки зрения их общественной значимости.
В процессе жизни происходит изменение статусного набора и ролей человека. Оно происходит в результате как развития потребностей и интересов индивида, так и вызовов социальной среды. В первом случае человек активен, а во втором — реактивен, проявляет рефлекторную реакцию на воздействие среды. Например, молодой человек выбирает в какой вуз поступить, а оказавшись в армии, вынужден приспосабливаться к ней, считая дни до демобилизации. Человеку присуща способность к повышению и усложнению статусного и ролевого набора.
Некоторые философы видят смысл индивидуальной жизни в самореализации своих способностей и потребностей, возвышении статусного и ролевого набора. (Из этого исходит, в частности, вышеприведенная система потребностей по Маслоу.) В чем причина данного явления? Оно обусловлено тем, что, с одной стороны, самореализация заложена в «фундаменте» человека — в его свободе, амбициях, соревновательности. С другой стороны, внешние обстоятельства часто возвышают или понижают людей в статусном наборе. В результате люди, способные мобилизовать свои способности и волю, продвигаются в течение жизни от одного статусного уровня к другому, перехоля из одной социальной страты в другую, более высокую. Например, школьник — студент — молодой специалист — бизнесмен — президент компании — пенсионер. Последний этап статусного набора, связанный со старостью, обычно ставит точку в процессе сохранения статусного набора.
Адаптация человека к своему возрасту и меняющемуся социальному статусу — важная и сложная проблема. Для нашего общества характерна слабая социализация к старости (и пенсии). Многие оказываются неподготовленными к старости, поражению в борьбе с возрастом и болезнями. В результате выход на пенсию, уход из трудового коллектива в семью, считавшуюся второстепенной социальной группой, обычно сопровождался сильнейшим стрессом, ролевыми конфликтами, болезнями и преждевременной смертью.
Социальное поведение — форма и способ проявления социальными акторами ϲʙᴏих предпочтений и установок, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии.