Древнерусская книга и ее создатели.




Мы уже знаем, что:

Печатные книги возникли не сразу

Писец переписывал каждую фразу,

Глаза уставали, дрожала рука,

И так продолжалось века и века.

Из курса истории России учащиеся знают, что древнейшие рукописные книги у нас в стране появились в ХI веке.

Можно спросить их, о каких книгах идёт речь.

Они назовут «Изборник Святослава» (1073 г.), «Остромирово евангелие» (1057 г.).

Красочно исполненные обложки этих бесценных изданий представлены на иллюстрациях школьных учебников по истории России. Целесообразно также спроецировать изображения изданий крупным планом на экран.

Остромирово Евангелие было создано в Киеве по заказу новгородского посадника Остромира. Оно было роскошно оформлено, а написано прямыми тщательно выписанными буквами – уставом. (Кроме устава существовали скоропись, вязь). Материалом для письма служил пергамент. Красочность шрифту придавали орнамент, инициалы, миниатюры. Чтобы краска лучше держалась, поверхность пергамента грунтовалась смесью рыбьего клея и мела. Книга украшена изображением на золотом фоне трех евангелистов, а четвертый лист оказался чистым. На нем предполагалось изображение Матфея.

Поражает изысканность вкуса и совершенство мастерства средневекового художника.

«Остромирово Евангелие» буквально завораживает красочностью и художественностью оформления.

«Изборник Святослава» несколько проигрывает в этом отношении, поскольку, по мнению ученых, оформлен художником–любителем. Между тем, именно на миниатюре Изборника помещено изображение семейства князя Святослава Ярославича, что уже само по себе представляет историческую ценность. Достаточно точно переданы характерные черты одежды, обуви, головных уборов, украшений и другие детали, несмотря на вынужденную кучность расположения членов семейства.

Вариантом раскрытия данного пункта плана может быть заслушивание одного – двух сообщений или докладов учащихся об истории создания и содержании указанных произведении древнерусской культуры.

Вопросы к учащимся:

Где в нашем городе можно увидеть древние московские рукописные книги?

Почему рукописные книги стоили очень дорого? На что и как влияло это обстоятельство?

Какие идеи, нравственные ценности они содержали в себе?

Далее можно организовать обсуждение пословиц, записанных на доске, или спроецированных на экран.

3. Монастыри – очаги грамотности на Руси.

Одним из вариантов перехода к очередному пункту плана может служить следующее стихотворение Е. Винокурова:

Позабыв про игры и веселье,

Лишь пред бездной ощущая страх,

Он сидит в своей убогой келье,

С миром распростившийся монах.

 

И пока не позовут к вечере,

Пишет, не жалеючи чернил,

Он про этот мир, погрязший в скверне,

Но который почему-то мил.

 

Свечка перед ним горит, мерцая,

Аскетично сжат упрямо рот…

Где-то там проходит жизнь земная,

Полная смятенья и забот.

Горбится спина его устало…

Мыслью же все заняты одной:

Истины небесной все же мало

Без вот этой истины земной.

 

Вопрос к учащимся:

О какой функции монастырей вы могли бы сказать на основании содержания данного стихотворения?

Можно дополнить ответы учащихся определением иных функций монастырей. Они являлись хранителями православной веры, крепостями, форпостами на пограничных рубежах.

Так, обороной русского Севера ведал Соловецкий монастырь – Монастырь – Государь, как его называли. У монастыря были исключительные льготы: народ не только снабжал его порохом, пищалями, ядрами, но и жертвовала в монастырь деньги, церковные ценности, иконы, книги.

Полезно спросить учащихся об известных им монастырях – крепостях, расположенных вокруг Москвы, какой из монастырей расположен ближе всего к данной школе, заслушать рассказ о впечатлениях от посещения одного из них и порекомендовать совершить поездку или пешеходную экскурсию в монастырь во внеурочное время.

В контексте содержания классного часа для нас важно отметить огромную роль монастырей в качестве средоточия грамотного населения, распространения грамотности через создание школ при них, распространение рукописных книг православного содержания.

Вариант – сообщение учащегося.

Оно может быть примерно следующим:

«В ХV – ХVI вв. на Руси появляется большое количество монастырей. Монастырские хозяйства обрастают поселениями крестьян. Мирное хозяйственное освоение русских земель сопровождалось многообразной просветительской деятельностью. Каким образом? При монастырях создавались мастерские по переписке книг, иконописные школы, школы фресковой живописи.

А сколько писателей, зодчих, резчиков, создавших шедевры средневековой российской культуры, начинали свою деятельность, творчество и оттачивали мастерство именно при монастырях!

Еще одна функция монастырей – это их собирательная, музейная функция. Монастыри как хранилища уникальных средневековых рукописных книг, библиотек, коллекций редких вещей, сдаваемых их владельцами «на помин души», или в благодарность за какие-то светлые события в своей жизни; а от князей и царей – в благодарность за победы, удачи в политических событиях прошлого и будущего.

Когда на территории монастыря хоронили богатых и знатных людей, а делали это по завещанию еще при жизни самих усопших, а передаче монастырю не только денег за землю, где будет покоиться прах усопшего, но и личные вещи усопшего. В монастырях хранились сокровища, произведения искусства, ценные вещи, например, фамильные иконы в дорогих окладах, образки, панагии, кресты, церковная посуда. Обычно местом хранения сокровищ были ризницы».

4. «Рождение чуда».

«Рождение чуда», так характеризуют появление книгопечатания. Поскольку этот материал достаточно подробно изучался в курсе истории России, целесообразно провести беседу с учащимися.

Вопросы для беседы могут следующими:

1. Какими потребностями в развитии страны была вызвана необходимость перехода от рукописного создания книг к печатному?

2. Как вы понимаете смысл слов, которые были девизом нашего земляка Ивана Федорова: «Духовные семена…по свету рассеивать»?

3. Следующие характеристики относятся к Ивану Федорову: мастер создания рукописных книг, первопечатник, «русский Гутенберг», «друкарь книг перед тем невиданных». Объясните по выбору одну из характеристик.

4. Почему государственная печатня была расположена рядом с Красной площадью?

5. С какой книгой в руках изображён Иван Федоров на памятнике? Как она выглядела?

При осуждении исторического значения перехода к книгопечатанию учащимся предлагается для анализа следующий факт.

В XVI в. в Московском государстве было издано 17 печатных книг по 1000 экземпляров каждой книги.

В XVII в. – вышло уже 700 наименований печатных книг.

 

Литература для учащихся.

 

Вверх. Познавательный журнал фонда поддержки развития общества «Наши дети». – М., 2010.

День с молитвой. Удобный детский молитвослов с пояснениями. Сост священник Александр Шантаев. – М., Артос Медиа. 2007.

Как спасти душу от вечной погибели. Сборник духовно – нравственных статей. Составитель священник Николай Успенский. По благословению епископа Курганского и Шадринского Михаила. «Артос – Медиа». – М., 2007

Кастрючин В. Небесный колокольчик. По благословению Высокопреосвященнейшего Филарета Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего экзарха всея Белоруси – Минск: Изд. Белорусского Экзархата, 2008.

Лихачев В.В. Единственный крест: роман. – М.: Сибирская Благозвонница, 2009.

Першина О. Под звездным небом. По благословению Архиепископа Брюссельского и Бельгийского Симона. Сатисъ Держава. – С.-П. 2006.

Светлый гость. Пасхальные рассказы. По благословению епископа Южно – Сахалинского и Курильского Даниила. Издательство православного сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского. – М.,2006

Святые Василий Великий и Григорий Богослов. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. – Издание Сретенского монастыря. 1999.

Святитель Филипп и преподобномученик Корнилий. По благословению Святейшего Патриарха Московского и вусея Руси Алексия. – Издание Сретенского монастыря. 1999.

Сто рассказов из евангельской истории. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. – Издательство Сретенского монастыря. 2000.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: