Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции




В соответствии со статьей 4 федерального закона «О полиции» полиция является составной частью единой централизованной системы МВД России. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции»[8].

В состав полиции входят подразделения, организации и службы, на которые возлагаются:

1) прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях;

2) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами;

3) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки;

5) обеспечение безопасности дорожного движения;

6) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством Российской Федерации к подведомственности полиции;

7) осуществление оперативно-разыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;

8) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности;

9) обеспечение собственной безопасности;

10) осуществление лицензионно-разрешительной работы;

11) осуществление экспертно-криминалистической деятельности;

12) государственная охрана объектов, а также охрана имущества граждан и организаций;

13) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц;

14) сбор, анализ и хранение оперативно-разыскной информации;

15) содержание, охрана и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации;

16) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы;

16) подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников полиции;

17) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств – членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола.

Подразделениями полиции территориальных органов МВД России являются:

1) подразделения по оперативному управлению силами и средствами органов внутренних дел, в том числе дежурные части;

2) подразделения уголовного розыска, в том числе оперативно-сыскные подразделения;

3) оперативно-поисковые подразделения;

4) подразделения специальных технических мероприятий;

5) подразделения оперативно-разыскной информации;

6) подразделения собственной безопасности;

7) подразделения по противодействию экстремизму;

8) подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции;

9) подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;

10) подразделения специального назначения и авиации;

11) экспертно-криминалистические подразделения;

12) подразделения по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств – членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола;

13) подразделения участковых уполномоченных полиции;

14) подразделения патрульно-постовой службы;

15) подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения;

16) подразделения по исполнению административного законодательства;

17) подразделения по содержанию лиц, подвергнутых административному аресту;

18) подразделения по охране объектов органов внутренних дел;

19) подразделения по делам несовершеннолетних, в том числе для временного содержания несовершеннолетних правонарушителей;

20) подразделения дознания;

21) подразделения охраны и конвоирования подозреваемых
и обвиняемых;

22) подразделения по содержанию подозреваемых и обвиняемых;

23) подразделения лицензионно-разрешительной работы;

24) подразделения по охране дипломатических представительств
и консульств иностранных государств;

25) подразделения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников полиции[9].

Перечень подразделений и служб полиции утверждается в центральном аппарате МВД России – Президентом Российской Федерации, а в территориальных органах МВД России – Министром внутренних дел Российской Федерации.

Подразделения и службы полиции создаются, реорганизуются и ликвидируются:

а) в центральном аппарате МВД России, территориальных органах Министерства на окружном и межрегиональном уровнях – Министром внутренних дел Российской Федерации;

б) в территориальных органах МВД России на региональном и районном уровнях – руководителями соответствующих территориальных органов Министерства на региональном уровне на основе типовых структур и в пределах нормативов штатной численности этих органов, утверждаемых Министром внутренних дел Российской Федерации;

в) в линейных отделах МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте – начальниками соответствующих управлений на транспорте МВД России по федеральным округам на основе типовых структур и в пределах нормативов штатной численности этих отделов, утверждаемых Министром внутренних дел Российской Федерации.


Заключение

Органы внутренних дел создаются и функционируют в качестве государственных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в сфере внутренних дел. Эти органы образуются Президентом России, органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и другими уполномоченными на то органами государственной власти, им подотчетны и подконтрольны.

Место органов внутренних дел в системе органов исполнительной власти (органов управления) и их специфика определяются установленной законодательством компетенцией, которая характеризуется совокупностью возложенных на них задач и функций управления, а также объемом конкретных обязанностей и прав того или иного органа внутренних дел. Компетенция определяется общими, типовыми и индивидуальными положениями о том или ином органе внутренних дел, а также специальными законодательными и иными нормативными актами, которые определяют обязанности и права ряда органов, действующих в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В своей деятельности все органы внутренних дел руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными и иными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства России, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами МВД России и других министерств и ведомств, положениями о соответствующих службах и органах внутренних дел, а также международными договорами Российской Федерации.

Система органов внутренних дел характеризуется следующими положениями:

- наличием элементов (подсистем); субординационными и координационными связями элементов;

- целостностью, качественным своеобразием и относительной самостоятельностью.

Вместе с тем она представляет собой сложную подсистему системы органов исполнительной власти. При выполнении своих функций система органов внутренних дел и ее звенья (элементы) вступают в управленческие и иные отношения (внутрисистемные и внешние, т.е. внесистемные) с различными государственными органами, общественными организациями, коллективами и отдельными гражданами. Эти отношения могут быть отношениями власти-подчинения, т.е. вертикальными, и сотрудничества-согласования, т.е. горизонтальными.

Система органов внутренних дел построена по территориально-объектовому принципу. Основная часть системных подразделений органов внутренних дел обслуживает территории страны в соответствии с административно-территориальным делением с сохранением вертикальной подчиненности каждого нижестоящего органа вышестоящему. Территориальным администрациям субъектов Российской Федерации (правительствам) органы внутренних дел не подчинены, но подконтрольны в пределах их компетенции. При осуществлении контрольных функций органы государственной власти не вправе вмешиваться в уголовно-процессуальную, оперативно-разыскную деятельность и в производство по делам об административных правонарушениях.

Система органов внутренних дел построена также с учетом особенностей их функций, характера и объема задач, поскольку объект управления - сфера внутренних дел, обусловливает не только содержание и формы ее проявления, но требует определенной системы органов, осуществляющих управление в сфере внутренних дел государства.

Система рассматриваемых органов проявляет себя в двух ролях: как управляющий субъект и как управляемый объект. Любые звенья их являются одновременно управляющей и управляемой системой. Например, территориальный орган внутренних дел по отношению к управлению внутренних дел края (области) является объектом управления, но он одновременно выступает в качестве субъекта управления, руководя подчиненными звеньями (службами, подразделениями, территориальными отделениями полиции и т.п.). Между субъектом и объектом управления существуют постоянные прямые и обратные связи. Прямая связь исходит от субъекта управления в виде команд, управленческих решений. Обратная связь поступает от объекта управления в виде информации о выполнении команд.

В основе взаимоотношений вышестоящих и нижестоящих органов внутренних дел лежит принцип сочетания централизации и децентрализации. Первые направляют и контролируют деятельность нижестоящих органов, их решения обязательны для нижестоящих. Вместе с тем этот принцип сочетает единое централизованное руководство с инициативой и творческой активностью органов на местах, с ответственностью каждого органа за порученное дело. Предоставление нижестоящим органам широких прав в решении оперативных, текущих вопросов охраны общественного порядка и безопасности способствует развитию инициативы. Однако это не снижает ответственности вышестоящих органов за деятельность подчиненных органов. Деятельность всех органов внутренних дел носит творческий организующий характер, содействует реализации задач государства, упрочению правопорядка и законности.

Система органов внутренних дел динамична, она постоянно развивается и совершенствуется. Ее динамизм связан с социально-экономическими изменениями, происходящими в стране. Комплексный подход к решению социальных проблем требует строго учитывать при построении системы органов внутренних дел все системообразующие и влияющие на систему факторы. Государство уделяет постоянное внимание улучшению деятельности органов внутренних дел, причем важнейшее место занимают меры по дальнейшему совершенствованию их организационных структур.


[1] Собрание законодательства Российской Федерации, 07.03.2011, № 10, ст. 1334.

[2] Собрание законодательства Российской Федерации, 11.06.2001, № 24, ст. 2416.

[3] Собрание законодательства Российской Федерации, 07.03.2011, № 10, ст. 1335.

[4] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 28, 11.07.2011.

[5] Согласно перечню субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой плотностью населения, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. № 707-р // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 23, ст. 2318.

[6] Согласно данным Федеральной службы государственной статистики.

[7] Согласно Перечню, утверждаемому нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

[8] Российская газета, № 43, 02.03.2011.

[9] Данный перечень подразделений полиции в территориальных органах МВД России определен Приложением № 1 приказа МВД России от 30.04.2011 № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: