Цель разогревающего массажа - сделать мышцы лица и шеи «тёплыми» и послушными.




ТЕМА: «СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ»

Ход занятия:

Раскрытие понятия «Сценическая речь».-5 мин.

Разогревающий массаж, дыхание.-15 мин.

Артикуляционная гимнастика. Упражнения для языка, губ, челюсти.-15 мин.

Упражнения на логику речи.-15 мин.

Игры со скороговорками.-15 мин.

Дикция и особенности звучания.-15 мин.

Выводы.- 5мин.

1. Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата, невыразительность и монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Работая над «раскрепощением» ребёнка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих чёткую дикцию и подвижность голоса. Различные упражнения и игры должны помочь детям сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию), научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также развить воображение, умение представить то, о чём говорится, расширить словарный запас, сделать их речь ярче и образнее. Каждое занятие по речи делится на несколько этапов: разогревающий массаж; дыхание; артикуляция; масочный звук; посыл; логика речи.

Разогревающий массаж

Цель разогревающего массажа - сделать мышцы лица и шеи «тёплыми» и послушными.

Массирование (1- 1,5 минуты). Разогревающий массаж начинают с массирования лба от переносицы к вискам. Перед началом потереть ладони
друг о друга, чтобы они стали тёплыми, а затем с лёгким усилием провести подушечками пальцев от переносицы к вискам. Делать это достаточно
быстро и энергично. Показатель того, что делается правильно, - лбу стало тепло. После этого следует перейти к массированию нижнечелюстных мышц от носа к уху. Время и методика массирования те же. Не давать остывать лбу, время от времени возвращаться к началу. Совершенно аналогично проводится массирование верхнечелюстных мышц от носа к уху и массирование носовых пазух от начала бровей до верхней губы.

Постукивание (1— 1,5 минуты). Постукивание проводится по тем же местам, что и массирование, с той же интенсивностью и энергичностью.
Постукивают одновременно обеими руками. Работают попеременно по три пальца на каждой руке: указательный, средний и безымянный. Постукивают для разогрева ещё и губы. Это постукивание проводится одной рукой, теми же тремя пальцами и со звуком «з-з-з».

Дыхание. Правильное дыхание должно быть беззвучным, внешне незаметным, длинным. Для установки правильного дыхания нужно встать прямо, расправить плечи, положить руки себе на рёбра и попытаться раздвинуть рёбрами собственные руки. Трудность этого упражнения в том, что человек обычно дышит грудью, а здесь надо опустить воздух на уровень диафрагмы. Замечательный педагог по сценической речи Е. Ласкавая, показывая, как, правильно набирать дыхание, кладёт ребят на пол и предлагает им потолкать животом пол.После того как правильное дыхание установлено, можно переходить к следующим упражнениям на дыхание: беззвучные упражнения; упражнения
с одним звуком; упражнения с одним словом; упражнения с одной или несколькими фразами.

«Свечка» Участники ставят палец перед ртом. Набирается и устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.

«Погреем ручки » (из упражнений Е. Ласкавой). Участники ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на ладошку.

«Разброс» (из упражнений М. Гансовской). На вдохе прыжком широко расставляются ноги и в разные стороны раскидываются руки. На счет 4, 8 и 12 выдыхается воздух и занимается исходное положение.

«Снайпер» То же, что и «свечка», но воздух выдыхается одномоментно и за максимально короткое время.

«Упрямая свечка» То же, что и «снайпер», но воздух выдыхается в несколько приёмов без дополнительного добора дыхания.

«Комарик» Руки в стороны. Перед носом у каждого вьётся со звуком «з-з-з-з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.

«Счёт» Распределить выдох на заранее заданное количество счётов: четыре, двенадцать, шестнадцать. Количество счетов обычно дается кратным четырем, трём. Это упражнение обычно сопровождают движением руки. Пока рука движется в одну сторону, произносится одна цифра (один раз непрерывным звуком), пошла рука в другую сторону - следующая цифра (и тоже один раз непрерывным звуком).

«Егорки» В завершение этой части занятия обычно дают такую чистоговорку: «Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка...» и т.д. Перед началом счёта Егорок подбирается дыхание. Это упражнение хорошо тем, что наглядно показывает, насколько ученики смогли продвинуться по сравнению с прошлым разом.Очень важно помнить, что время выполнения каждым учеником каждого дыхательного упражнения индивидуально и определяется тем, насколько хватит дыхания у конкретного ребёнка. Нельзя поощрять у детей стремление быть в этих упражнениях первыми, так как это плохо отражается на связках.

Артикуляция

Занятия по артикуляции состоят из двух частей: артикуляционной гимнастики и «чистоговорения». Артикуляционная гимнастика направлена на то, чтобы разогреть мышцы, отвечающие за чистоту произнесения звуков. Это, прежде всего мышцы нижней челюсти, мышцы языка. Очень важно, чтобы положение языка точно соответствовало его положению при произнесении того или иного звука. На втором этапе начинают произносить звуки, слова, фразы. Упражнения выполняются в следующем порядке: упражнения на мимику; упражнения на подвижность языка; «треугольник»; парные гласные; соединение гласной и согласной; труднопроизносимые сочетания согласных.

Виды артикуляционных упражнений:

Упражнения для губ.

1) Углы рта слегка оттянуты, видны передние зубы, объём движения, как при артикуляции звука И

2) Губы нейтральны, как при произношении звука А.
3) Губы округлены, как при - О и У.
4) Чередование движений от звука А к И, от А к У и обратно.
5) Плавный переход от звука И к А, от А к О, от О к У и обратно.
Упражнения для языка.

1) Кончик языка упереть в нижние резцы при оттянутых углах рта. Спинка языка, выгнута в направлении к верхним резцам.
2) Кончик и передняя часть спинки языка подняты к альвеолам («язык ложечкой»). Упражнение предназначено для произнесения звуков, при артикуляции, которой средняя часть спинки языка
прогибается, а передняя часть и корень языка слегка подняты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: