Специальные движения для мышц лица, губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба.




1) Мимикой показать весёлого и грустного человека пробующего лимон, варенье, боль, радость,
гнев, удивление и т.д.
2) По мере выполнения включать упражнения по звукоподражанию (А! О! АХ! АИ! ОХ! УХ! У!...).
3) Артикуляционные упражнения можно сочетать с физическими движениями (руки в стороны, приседания, прыжки и т.д.)

Все артикуляционные упражнения выполняются под счёт или ритмичную музыку

Цыплёнок на цыпочках Крался за кошкой А кошка на цыпочках Шла за Антошкой. На пятках за кошкой Плетётся Антошка. За бедным цыплёнком— Усатая кошка. Цыплёнок от страха Забрался в корзину. Сердитая кошка Выгнула спину.

Артикуляционная гимнастика:

- сжать губы в трубочку и раздвинуть в улыбку;

- «трубочкой» попытаться достать до носа, а потом опустить к подбородку;

- круговые движения «трубочкой» в одну сторону, потом в другую;

- почесать зубами верхнюю губу, потом резко поднять её вверх;

- почесать зубами нижнюю губу, потом резко опустить её вниз.

Каждое упражнение делается по 5 - 8 раз, после чего следует пауза, во время которой губы расслабляются.

«Весёлый пятачок»

а) на счёт «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперёд, как пятачок у поросёнка; на счёт «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

в) пятачок делает круговые движения в одну сторону, потом в другую.

По окончании упражнения детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

«Хомячок» Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось всё лицо. Начиная со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются по парам и мимически изображают друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

«Рожицы» Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать
нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Только лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает
добычу» или «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и опустить её. Проделать то же самое с нижней губой. В конце этого упражнения дать задание скорчить рожицу («кто смешнее» или «кто страшнее»).

 

Упражнения для языка:

«Уколы» Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и левую щеки. Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты.

«Змея» Высовываем язык вперед и, как змея, делаем быстрые уколы.

«Чаша» Широко открыв рот, выдвигаем вперед язык, приподнимая его кончик таким образом, чтобы язык приобрёл форму чаши, и в таком виде убираем его в рот.

«Коктейль » Представляем, что наш язык - это трубочка, через которую мы пьём вкусный коктейль. Упражнение выполняется на вдохе.

«Львенок и варенье» Представляем себя львёнком, который весь, от кончиков усов до кончика хвоста, перепачкан вареньем, и нам нужно слизать это варенье огромным длинным языком. Мы «облизываемся», начиная с подушечек пальцев рук и заканчивая пальцами стоп.

«Треугольник» С предельно точной артикуляцией и даже нарочито педалируя каждое положение губ произносятся гласные в следующем порядке: «а-о-у-э-ы-и». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно дальше.

«Соединение гласной и согласной» В этом упражнении важно чёткое и одновременно быстрое произнесение однотипных слогов. Сначала кодной согласной присоединяются все гласные «треугольника», потом к другой и т.д. Цепочка буквосочетаний такова: «ба-ба-ба-ба-бо-бо-бо-бо-бу-бу-бу-бу-бэ-бэ-бэ-бэ-бы-бы-бы-бы»; буквосочетание с «и» произносится один раз и длинно.

«Парные» согласные» Довольно часто невнятность речи возникает из-за недостаточно чёткого произнесения парных согласных. Так, вместо «т» звучит «д», вместо «г» - «к» и т.д. Одно из наиболее интересных упражнений приводится ниже. Ребята в полукруге хором попарно произносят пары согласных. Вот эти пары: д - т, г - к, - п, в - ф, ж - ш, з - с.

Масочный звук и посыл — один из важнейших разделов сценической речи. Именно они делают речь громкой, членораздельной и логически связанной. Основой масочного звука является дыхание. Все начальные упражнения производятся на нонсерном звуке «м». Нужно попросить ребят помычать так, чтобы дрожали ноздри, а губам было бы щекотно. При этом звук должен направляться в затылок. «Баня» (из упражнений Е. Ласкавой). Это упражнение выполняется в двух позициях. Первая позиция - дети сидят на полу и похлопывают себя по ступням, потом по икрам, потом по коленям, потом по голеням, потом по бёдрам. Похлопывание производится поочередно сначала по одной стороне, потом по другой. Одновременно с похлопыванием произносится нонсерный звук «м» на удобной ноте. Вторая позиция - стоя, и при этом тело согнуто в пояснице. Постепенно тело выпрямляется до вертикального состояния, а в положении стоя похлопывание переходит на живот, спину, грудь.

4. Логика речи Часто бывает непонятно, что говорят юные актёры на сцене не, потому что говорят они тихо и невнятно, а потому что они сами не понимают, что говорят, т.е. не были расставлены логические акценты. От детей невероятно сложно бывает добиться точного логического ударения. Мало того, логическое ударение должно быть ещё и эмоционально окрашено. Говоря с детьми о логическом ударении, надо отметить, что под ним мы подразумеваем выделение отдельных слов во фразе, определяющих её смысл и выразительность. Например, предложив выученную скороговорку, произносить её, выделяя разные слова: «Гравёр Гаврила выгравировал гравюру», «Гравёр Гаврила выгравировал гравюру» и т.д. Когда дети поймут, что такое логическое ударение, работая над стихотворным текстом или сценарием будущего спектакля, надо обращать внимание на ключевые слова в отдельных фразах и предложениях, выделять их.

«Поговорили» Предлагается сделать этюд на тему фраз: «Не хотите ли чаю?» - «Спасибо, я уже пил». Первой фразой надо:

1. Пригласить на чай.

2. Прогнать из дома.

3. Обслужить в ресторане.

Партнёр в ответ на это должен соответственно:

1. Отказаться от чая.

2. Согласиться на чай.

3. Охарактеризовать качество чая.

Интересно делать такие этюды на логическое ударение на материале, который ставится.

Чистоговорки. В сценической речи используются именно ЧИСТОговорки. Это те же тексты, что и скороговорки, но внимание в них обращается не на скорость произнесения, а на чистоту проговаривания.

Скороговорки

Скороговорки помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. Скороговорки - это весёлая словесная игра, которую можно предлагать детям в различных вариантах. Разучивать скороговорки необходимо коллективно, начиная медленно, четко, активно произносить каждый слог, словно отбивая «мячик» от пола. Постепенно можно убыстрять темп. Полезно проговаривать скороговорки преувеличенно четко, на хорошей опоре громким шепотом, чтобы они могли быть услышаны на расстоянии. Активизирует речевой аппарат произнесение скороговорок беззвучно, энергично шевеля губами (как глухонемые).Скороговорки можно разучивать в движении, в различных позах, с мячом или со скакалкой. Разученные скороговорки, особенно диалогические, можно использовать в различных театральных играх, в работе над интонацией, в импровизациях, придумав сюжет и действующих лиц.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки суши кушать стали, мышки зубки поломали!

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Испугались медвежонка ёж с ежихой и ежонком.

Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

От топота копыт пыль по полю летит.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

На дворе - трава, на траве - дрова.

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

У калитки - маргаритки, подползли к ним три улитки.

Диалогические скороговорки

- Расскажите про покупки.

- Про какие про покупки?

- Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

Мышонку шепчет мышь:

«Ты всё шуршишь, не спишь!».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

6. Человек не рождается с умением говорить, тем более делать это правильно и четко. Если ребенок испытывает проблемы с произношением отдельных звуков, ему может помочь артикуляционная гимнастика. Это комплекс упражнений, направленный на коррекцию этих трудностей.

Наглядность. Чем больше анализаторов (зрение, слух, осязание) подключается при выполнении упражнений, тем гимнастика эффективнее. Как достичь наглядности? Можно использовать зеркало, в котором ребенок будет видеть свое отражение. Сам взрослый, сидя напротив малыша, может выступать как образец выполнения движений. Используйте картинки, видеоролики с другими детьми, делающими эту гимнастику. Узнайте опытным путем, что больше подходит вашему ребенку, что сильнее его мотивирует.

Удобство. Гимнастикой нужно заниматься в удобной позе: спина расслаблена, руки лежат спокойно, у головы есть опора. Ребенку должно быть комфортно.

Постепенное усложнение. Сначала пробуйте самые легкие упражнения, постепенно повышая трудность. Каждый раз вводите не больше одного нового упражнения, и только в том случае, если все предыдущие уже хорошо отработаны.

Целесообразность. Если ребенок очень легко справляется со всеми упражнениями, стоит подумать, нужна ли ему вообще эта гимнастика. Ведь основная задача этих упражнений — научиться делать то, что пока не очень хорошо получается.

7. Дикция и особенности звучания

Улучшить выраженность эмоций поможет правильно поставленное звучание голоса. Ребенок должен научиться - свободно регулировать тембр, диапазон звуков, интонацию и общую громкость. Чтобы улучшить звучание, следует выполнять следующие упражнения:

1. Часто читать прозу либо стихи, регулярно изменять громкость речи. Первая строчка должна проговориться тихо, вторая более громко.

2. Одну фразу следует произносить с одной интонацией, вторую постараться изменить с помощью простых слов, выразить свое эмоциональное состояние – счастье, удивление, страх, злость и так далее.

3. Также важно хорошо развивать фантазию. Можно придумать, каким голосом говорили бы животные, если бы могли это делать. Следует рассказать стих от лица собаки, кошки либо зайца.

4. Сценическая речь является полезной для каждого человека. Чтобы добиться хорошего результата, следует подготовить себя к тому, что придется регулярно тренироваться, совершенствовать себя и учить новые техники. Упорство и трудолюбие у ребенка помогут развить в нем ораторские способности.

Артикуляционная гимнастика отличается большим количеством плюсов: язык начнет работать четко и правильно; полностью пропадет чувство, что разговор проходит с набитым ртом; произношение звуков изменяется до более четкого произношения. Любой ребенок, который планирует посвятить свою жизнь актерскому мастерству, должен выполнять комплекс специальных упражнений. В процессе таких занятий ему будет нужно развить громкий голос, хорошую дикцию, научиться правильно расставлять акценты по тексту. Это поможет выразить основные эмоции и чувства, правильно обыграть поставленную задачу. Техника сценической речи не так легка, как может казаться на первый взгляд. Актер, стремящийся развить свои таланты, должен уметь передать настроение, показать внутренний мир, характер и другие отличительные черты своего персонажа. Если ребенок научится делать это правильно, то вскоре станет замечательным актером.

 


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: