Социо-логия -- наука многоуровневая, представляющая единство абстракт-ных и конкретных форм





4) Возникновение социологии. Социологический проект О.Конта

Построение различных теоретических моделей общества с целью поиска наилучшего общественного устройства началось одновременно с возникновением философии. Уже Платон в своих диалогах «Государство» описывает принципы построения наилучшего государства. Эту традицию продолжает и Аристотель. Общей особенностью античной социальной философии было отождествление понятий общество и государство, а так же теоретическое обоснование рабовладения, как соответствующего природе человека.
Средневековая социальная философия сохранила тенденцию к отождествлению общества и государства, однако основной упор в ней был сделан на изучении взаимоотношений между «градом земным» и «градом небесным» (эти термины введены Блаженным Августином в книге «О граде Божьем»). Однако, социальная философия находилась на периферии исследовательских интересов.

С началом эпохи Возрождения и распространением гуманизма интерес к изучению природы человека и человеческого общества значительно возрос. В результате этого появились работы, в которых описывалось реальное и идеальное общественное устройство с точки зрения современных взглядов. Однако это были скорее не научные, а скорее литературные произведения, содержащие либо поучения, либо описания чего-то идеального.

В следующую эпоху, называемую Новое Время, основной упор был сделан на разработку научной методологии. В этом направлении можно выделить два основных подхода. Первый это эмпиризм - стремящийся к опоре, прежде всего, на факты и наблюдения, и рационализм - исходящий из предпосылки о человеческом разуме, как основополагающем источнике знаний.
Именно в эту эпоху знание научное - стало синонимом понятия истины.

!!!
В эпоху просвещения появились первые предпосылки для возникновения социологии. Этими предпосылками были с одной стороны новые науки – политическая экономия, историография и статистика, а с другой прежде всего, индустриализм.

 

Первые научные представления о сущности общества и закономерностях его функционирования были высказаны на заре человеческой цивилизации. Зачатки социологических идей можно обнаружить в древних преданиях и мифах, трудах великих мыслителей эпохи античности, средневековья и нового времени.
Социология как самостоятельная наука начинает формироваться в I четверти 19века.
Предпосылки возникновения социологии.
1. Европейское общество начало переход от феодального общества к индустриальному. Появилась возможность наблюдать перемены общества, а значит осмысливать. Появились новые социальные группы: буржуазия, пролетариат. У нового правящего класса - у буржуазии - появляется социальный заказ. Она хочет понять, куда стремится общество. Осуществляются промышленные революции. Урбанизация.
2. Теоретическая предпосылка. Развитие естествознания, учение о клетке, развивается философия, учение Дарвина.
Объективные причины, вызвавшие в XIX в. появление социологии:
1) усложнение человеческих отношений, развитие и все большая дифференциация сфер общественной жизни, создание сложных организаций, вызвавшие потребность их изучения и научного управления ими;
2) возрастающая степень упорядоченности, повторяемости, закономерности в поступках людей, создавшая объективную возможность для их научного анализа и систематизации.
Субъективные причины:
1) осознание того факта, что нельзя волевым порядком изменять общество(эффективное влияние на общественные процессы возможно только при наличии научного понимания внутренних механизмов его эволюции, присущих ему социальных законов);
2) осознание общественной потребности в поиске социальных законов, управляющих поведением и деятельностью людей, групп, общностей и организаций.
Во время возникновения социологии (середина XIX в.) в Европе вспыхивали войны, социальные конфликты перерастали в революции, бурное развитие капитализма сопровождалось обнищанием масс и провоцировало народные восстания.

Одним из первых пришел к идее о создании социологии французский философ Огюст Конт. В 1842 г. в работе "Курс позитивной философии" он обосновал свое мнение о необходимости появления новой науки об обществе, которую назвал "социология". О.Конт считается основоположником социологии.
Конт ставил задачу создать новую науку и назвал ее "позитивная философия". Философия, изучая общество, должна давать конкретные знания об обществе, основанные на наблюдении, экспериментах, - знания, которые можно использовать на практике. Конт считал создание философского позитивизма и социального позитивизма.

Позитивизм – это ориентация на знания, полученные из эмпирического опыта. Идеалом является – естествознание.
Второе название, которое он предложил – это социальная физика. Эта наука должна быть конкретной, как физика, но изучать общество.
Замысел Конта реализовался, потому что он стал одним из создателей науки об обществе.

5) Основные этапы в развитии социологии. Классические социологические теории: Г.Спенсер, Э.Дюркгейм, М.Вебер.

I этап- пред история социологии (4 век до н. э. Аристотель, 18 век Посвящения)
II этап - формирование социологии в 20-30 гг. 19 века. (Заявление о своем предмете, критика философии как умозаключительного знания, заявляет, что в качестве идеала в исследовании выбирает естественные науки. В качестве методов выбирает методы, характерные для естествознания.)
III этап - вторая половина 19 века – I четверть 20 века. (Социология развивается как наука, Возникновение основных социальных концепций, которые положили начало основным социальным течениям и школам. Поэтому этот период называется классическим.)
IV - современный этап 20-30 гг. 20 века по настоящее время. Центром является США, там зародилась позитивистская социология. Появляются социологические теории среднего уровня.
Классические социологические теории: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Зиммель, Ф. Тённис.
Г. Спенсер рассматривал общество по аналогии с биологическими функциями по тем же законам. Считается родоначальником органической школы или социального дарвинизма
М. Вебер внёс большой вклад общую социологию, политическую социологию, социологию права, социологию религии, экономическую социологию. Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией» и не стремился строить ее по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам. Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие.
Вебер выделяет четыре типа социального действия:
1. Целее рациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей;
2. Ценностно рациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха;
3. аффективное — определяется эмоциями;
4. традиционное — определяется традицией или привычкой
Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка.
Г. Зиммель рассматривал общество как процесс социального взаимодействия и попытался выработать метод познания. Главный метод социологии –историко-сравнительный. Он позволяет определить устойчивые формы социального взаимодействия людей в различные исторические эпохи. Зиммеля относят к основоположникам конфликтологии.
Ф. Теннис - родоначальник формально-аналитической школы социологии. Основу теоретической социологии Тенниса образуют два понятия – община и общество. Источником этих двух противоположных типов является воля человека
Э. Дюркгейм - родоначальник французской социологической школы - считал, что социология должна ориентироваться на методы естественных наук. Предметом изучения социологии доложены быть социальные факты: традиции, обряды. Они воздействуют на индивида и заставляют его вести себя определенным образом.

6) Развитие социологии в России (19 - н. 20 в.)

Социология в России начала развиваться приблизительно в то же время, что и на Западе. Однако в нашей стране эта наука приобрела некоторое своеобразие, состоящее в следующем:
1) большинство теорий, созданных русскими исследователями, имели явную идеологическую направленность – они служили теоретическим обоснованием тех или иных политических идеологий;
2) их создатели стремились осмыслить и теоретически обосновать социокультурное своеобразие России.
Основное направление - позитивизм (Контизм).
С конца XIX по 20-е годы XX - период формирования различных социологичских направлений и школ.

Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина основывается на идее свободы личности как ее естественного состояния, которое не должно нарушаться никакими общественными институтами. М. Бакунин полагал, что свобода имеет социальный характер – она может быть осуществлена только через общество при самом строгом равенстве и солидарности каждого со всеми.

(Продолжить)

П. Кропоткин разработал теорию "анархического коммунизма", который, по его мнению, мог возникнуть на основе личной и коллективной свободы трудящихся, общества равных между собой людей, целиком основанного на самоуправлении.

Социология народничества П. Лаврова и Н. Михайловского, которые полагали, что важнейшей задачей социологии является изучение мотивов деятельности людей и их нравственных идеалов. Их исследования основывались на субъективном методе, суть которого сводится к изучению "критической мысли в человечестве", а также субъективной позиции самого социолога.

Плюралистическая социология М. Ковалевского
М. Ковалевский разработал "Теорию общественного прогресса", согласно которой основным законом социологии является закон прогресса, а задача социолога состоит в выявлении причин, которыми обусловлен прогресс и сущности перемен, им вызываемых. По мнению исследователя, участие всех народов планеты в мировом прогрессе в конце концов приведет их к объединению в "мировое солидарное общество".

Социологический неопозитивизм П. Сорокина основывается на следующих основополагающих принципах:
1) социология как наука должна строиться по образцу естественных наук;
2) социология должна изучать мир таким, каков он есть (субъективизм в науке недопустим);
3) социология должна изучать только такие взаимодействия людей, которые доступны для объективного измерения;
4) социологическое исследование не допускает умозрительных, не доказанных наукой построений; 5) социологический плюрализм (любое социальное явление или процесс детерминируются не каким-либо одним, а многими факторами).

П. Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую. Значительный вклад в современную социологию внесли разработанные П. Сорокиным теории социальной стратификации и социальной мобильности.

7) Развитие социологии в России в послеоктябрьский период. Современные социологические исследования.

Октябрьская революция 1917 года привела к победе марксистской социологии, значит и марксистского направления России.
Однако с 1917-20 гг. продолжались дискуссии между социологами.
Большевики побеждают, в 1922 году создается "список неугодных ученых", ученых, которые не придерживаются марксистского направления.

В начале 20 гг. немарксистская социология перестала существовать.
Осталась только марксистская.
Ее возглавлял тогда Н. Бухарин.
После ареста и расстрела Бухарина было принято решение, что марксистской философии вполне достаточно.

 

8) Современный этап мировой социологии. Основные направления.

На протяжении ХХ столетия социология Запада перетерпела весьма существенные изменения и ныне представляет собой чрезвычайно сложную систему идей, гипотез, концепций, теорий, методов исследования и способов описания разнообразных социальных реалий. При этом практически все лидеры и представители современной западной социологии довольно активно использовали и используют идеи и концепции социологов классического периода. Интеллектуальное содержание классики социологии используются по преимуществу двояким образом: как определенный банк идей, обладающий самостоятельной ценностью, и как идеи, которые включаются в качестве активного элемента в различные разновидности современной западной социологии.
Современная социология - это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология - это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом социологии есть общество или определенные общественные явления. Однако, здесь можно возразить. Общественные явления изучаются не только социологией, но и рядом других наук -теорией права, политической экономией, историей, психологией, философией и др. Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные специальные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из них. Политэкономия изучает только хозяйственную деятельность общества. Правовые отрасли знаний исследуют только право. Теория искусства -только искусство и т.п. Ни одна из наук не изучает те общие свойства, которые имеются в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных явлениях и т. п. А ввиду того, что они есть частными видами общественной деятельности, то у всех должны быть общие родовые черты и в жизни должны проявляться общие всем социальным явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной социальной наукой, и есть ближайший объект социологии.

К концу ХХ века социология превратилась в сложно структурированную науку. В качестве основных структур в ней выделяют:

· макросоциологию и микросоциологию

· общую и прикладную социологию (первая занимается разработкой фундаментальных основ социологии, вторая - исследованием конкретных актуальных социальных проблем);

· теоретическую и эмпирическую социологию, которые решают вопросы либо теоретического свойства, либо комплекс методологических и методических проблем организации и проведения конкретных социологических исследований;

· отрасли социологии (социология личности, феминосоциология, социология образования, политическая социология, экономическая социология и т.д. и т.п.
Число отраслей социологии велико и постоянно растет);

· направления и школы социологии, т.е. союзы социологов-единомышленников, исповедующих одинаковые парадигмы, близкие теории, единые методологические и методические ориентировки. Если такой союз имеет четкие пространственно-временные границы, признанного лидера (или нескольких лидеров), более или менее выраженную формализованность, то его называют школой. Направление социологии - более аморфное, как правило, интернациональное объединение единомышленников.

Социология - наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм.

9, 10) Социологическое исследование: понятие, этапы, методы.

Социологическое исследование - исследование социальных объектов, отношений, процессов, направленное на получение новой информации и выявление закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.
Виды исследований:
1) разведывательное (пилотажное) – предварительное обследование определенного процесса или явления, охватывающее небольшую совокупность и упрощенное по используемому инструментарию;
2) описательное – более сложный вид исследования, позволяющий составить относительно целостное представление о социальном явлении или процессе и использующий, как правило, несколько методов сбора данных;
3) аналитическое – самый сложный вид исследования, предполагающий не только изучение самого явления, но и его причины.

Этапы проведения социологического исследования:
1. Вычленение актуальной социальной проблемы, требующей, по мнению ученого, первоочередного социологического исследования (внимание исследователей привлекает самый широкий круг проблем, охватывающих практически все многообразные проявления социальной жизни людей; мы для примера возьмем проблему безбилетного проезда в городском муниципальном транспорте).
2. Определение объекта (того, на что направлено внимание исследователя; в нашем случае – это пассажиры автобусов, троллейбусов и трамваев) и предмета исследования (свойств, характеристик объекта, подвергающихся непосредственному исследованию, например, материального положения и психологических особенностей пассажиров).
3. Постановка задач исследования: а) теоретических – изучение теории и методологии проблемы; б) прикладных – определение совокупности обстоятельств, проявлений, причин возникновения и развития данной проблемы (в нашем примере одной из задач исследования может быть выяснение того, почему люди не склонны уплачивать за проезд в городском транспорте).
4. Определение целей исследования, ориентированных на практическое разрешение данной проблемы (целью нашего исследования могла бы быть выработка мероприятий,побуждающих людей уплачивать за проезд в автобусах и троллейбусах).
5. Формулирование рабочей гипотезы – научного предположения, выдвинутого для объяснения сущности данной проблемы, которое должно либо подтвердиться, либо быть опровергнуто в результате исследования (предположим, что пассажиры не уплачивают за проезд, потому что у них, не бывает карманных денег).
6. Выработка инструментария – совокупности методов, которые предполагается использовать в данном исследовании (выбор методов обычно определяется не только особенностями объекта исследования, но и научно-организационными, материальными возможностями социолога) (для изучения нашей проблемы можно провести анкетные опросы и интервью, организовать наблюдение, изучить статистические данные).
7. Сбор первичной информации с использованием соответствующего инструментария (проведение анкетирования, интервьюирования, наблюдения и т.д.).
8. Обработка полученного материала, как правило, с помощью соответствующих компьютерных программ и иных аналитических технологий.
9. Анализ обработанной информации. Если результаты исследования подтверждают первоначальную гипотезу, на ее основе формулируется соответствующая теория, если – нет, выдвигаются новые гипотезы и проводится повторное исследование с использованием другого инструментария, других методов обработки информации ит.д.

Таким образом, исследователь рано или поздно познает социальную реальность, присущие ей причинно-следственные связи, на основе которых развивает социологическую теорию, формулирует социальные законы, дает практические рекомендации по решению конкретных социальных проблем.

Для достижения высокой степени научности полученного результата он должен руководствоваться следующими методологическими (то есть определяющими общую направленность исследования) принципами:
1) объективности – научного, непредвзятого отношения к исследуемому объекту;
2) историзма – рассмотрения объекта исследования в неразрывной связи с предшествующими и современными моменту исследования фактами, событиями и процессами;
3) сравнительного анализа – поиска и сравнения предмета исследования данного объекта с аналогичными объектами и предметами, выявление общего и особенного в них;
4) системного анализа – изучения объекта как системы.


11) Соц. опрос и соц. наблюдение.

Метод опроса имеет две разновидности: интервьюирование и анкетирование.

Интервьюирование – беседа исследователя (интервьюера) с представителем исследуемой совокупности (респондентом) по заранее намеченному плану (на основе заранее подготовленного вопросника). Виды интервьюирования:
1) свободное интервью – беседа, как правило, без плана и заранее сформулированных вопросов (применяется на начальной стадии исследования);
2) глубинное интервью – применяется для изучения мнения общественности по определенному кругу вопросов;
3) фокусированное (направленное) интервью – изучение общественного мнения по конкретному факту (явлению или процессу).

Анкетирование – изучение общественного мнения с помощью специального вопросника(анкеты), на которую респондент отвечает без участия интервьюера. Важнейшим преимуществом анкетирования перед интервьюированием является возможность широкого охвата исследуемой аудитории (анкеты распространяются по почте, публикуются в печати, размещаются в Internet).
При проведении анкетирования большое значение имеет качественная подготовка анкеты. Она должно соответствовать ряду требований:
1) содержать перечень вопросов, для ответа на которые требуется не более 40минут (утомляясь, респондент утрачивает интерес к исследованию и дает менее полные ответы);
2) включать сравнительно простые вопросы, понятные всем респондентам;
3) формулировать и располагать в анкете вопросы таким образом, чтобы респонденту было интересно на них отвечать

Типы вопросов анкеты:
1) открытые (с вариантами ответов)
2) закрытые (без вариантов ответов)

Выборка: основные понятия
Существует две причины, по которым проводятся выборочные исследования:
1. в основе идеи выборки лежит накопленный человеческий опыт; человек в повседневной жизни убедился, что судить о целом по его части возможно!
2. выборочные исследования обладают рядом преимуществ перед сплошными они экономнее
Выборка употребляется в двух смыслах:
1. выборка – это отобранная для исследования часть объекта, т.е. выборочная совокупность;
2. выборка – это методы и процедуры отбора единиц изучаемого объекта, которые подлежат исследованию (от которых собирается информация), т.е. методика отбора;
Основа выборки – это описание (перечень) всех единиц наблюдения исходной совокупности, который используется для отбора единиц отбора и наблюдения. Чаще всего понятие применяется к ед. наблюдения.

12) Общество как социальная система. Соц. отношения. Соц. сферы. Соц. институты.

Общество как социальная система изучается на макро уровне. Общее понятие общества дается философами, где общество изучается или определяется как социальное бытие. О.Конт рассматривал общество как функциональную систему, элементами структуры которой является семья, классы и государство и которая основана на разделении труда и солидарности.

Общество как социальная система - совокупность социальных явлений и процессов, которые образуют устойчивую целостность и которая включает в себя все виды социальных взаимодействий и социальных подсистем.
Подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни:
1) экономическая (являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения);
2) социальная (состоит из классов, социальных слоев, нации);
3) политическая (включает в себя политику, государство, право);
4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые в реальной жизни общества образуют явление духовной культуры).
Каждая социальная сфера состоит из определенного типа социального отношения, связей, взаимодействий.
Основные признаки, характеризующие общество:
1. население
2. территория
3. способность производить и воспроизводить высокую интенсивность связей и отношений
4. автономность и высокий уровень саморегуляции
5. большая интегрирующая сила, которая способствует социализации новых поколений людей.
Социа́льное взаимоде́йствие — «способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. В ходе взаимодействия имеет местостановление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества и т. п.»[1] Социальное взаимодействие родственно понятию"социальное действие".

Социальное взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей. Социальное взаимодействие - это любое поведение личности или группы лиц, именющее значение для других людей. Оно определяется социальными статусами и ролями личности и социальных групп. Социальное взаимодействие – любое поведение человека или социальной группы, имеющее значение для других людей в данный момент и в будущем. Оно включает передачу информации, получение, реакция на неё её переработка и возврат её, а так же реакция на новую информацию первого лица.

13) Истороические типы соц. систем. Современное индустриальное общество.

Социальная система, как и любая другая характеризуется устойчивостью и целостностью. Но поскольку социальная система живая, то она находится в динамике. Социальная динамика введена Контом. Социальное развитие это направленное изменение в социальной системе. Понятие социального развития уточняется через прогресс. Общество развивается от простого к сложному. Противникам были те кто считал общество развивающимся не вверх, а вниз. Таким представителем был Ж-Ж Руссо. Большинство ученых считают, что общество развивается по пути прогресса. Очень активно разрабатываются теории эволюции – Спенсер, Марк и др. Наличие регресса тоже признается.
Цивилизационый подход. Этот подход стал более активно использоваться в современной науке. Данилевский говорит, что общество меняется, но меняющийся цикл проходит в своем развитии моменты прогресса, достигается высокого периода развития. Этим Данилевский называет цивилизацию. Период цивилизации является пиком прогресса и началом регресса.

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО— современная ступень, или эпоха, в развитии человечества.
В наиболее развитых западноевропейских странах переход к И.о. начался примерно в 15 в. и завершился в 18 в. Для И.о. характерны следующие черты: резкий рост промышленного и сельскохозяйственного производства, невообразимый в предшествующие эпохи; бурное развитие науки и техники, средств коммуникации, изобретение газет, радио и телевидения; резкое расширение возможностей пропаганды; резкий рост населения, увеличение продолжительности его жизни; значительное повышение уровня жизни в сравнении с предыдущими эпохами; резкое повышение мобильности населения; сложное разделение труда не только в рамках отдельных стран, но и в международном масштабе; централизованное гос-во; сглаживание горизонтальной дифференциации населения (деление его на касты, сословия, классы).
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО — одно из основных понятий политологии и социологии, характеризующее природу развитых, модернизированных государств. Термин был введен К. А. Сен-Симоном в начале 19 в. Различные варианты истолкования индустриального общества встречались в работах классиков западной социологии — О. Конта, Э. Дюркгейма и др. Однако широкое распространение понятие получило лишь в 50-е гг. 20 в. в связи с активной экспансией в социальных науках теории модернизации. Модернизация тех или иных сообществ в 50—60-х гг. однозначно связывалась с процессами урбанизации, индустриализации, бюрократизации и рационализации управления, с распространением массового образования, обеспечением надежных транспортных коммуникаций и т. д.
Тип общества, в котором преобладающей отраслью народного хозяйства является промышленность.

Индустриальная система, при всей ее вещественной наглядности, есть феномен сложный, противоречивый и плохо изученный.
Сегодня предметом «индустриального» научного исследования чаще становятся второстепенные черты промышленной системы, а не ее культурно-организационные основы и не ее исходный «первообраз». Современных исследователей индустриализма мало интересует культурно-историческое происхождение современности. С тем, что современное общество есть продукт зрелой индустриальной цивилизации, заведомо согласны все специалисты, изучающие социальное устройство передовых, среднеразвитых или отсталых стран. Но каков социально-мировоззренческий фундамент этого индустриализма? Сохраняет ли нынешняя технологическая система традиционные свойства «промышленного капитализма» или сейчас возникла новая, невиданная ранее форма технократической цивилизации? Вот те драматические вопросы, которые не имеют пока обоснованного и развернутого ответа.
Большинство новых теоретических конструкций, якобы раскрывающих смысл современного индустриализма, относится не к сфере академической науки, а к области политической публицистики и массовой научно-популярной литературы. По этой причине они не нуждаются в какой-либо развернутой, фундаментальной критике. Ведь даже при беглом анализе современного социально-экономического строя становится ясно, что индустриальная система к началу XXI века не только не исчезла, но наоборот расширила и укрепила позиции.
Особенностями современности, отличающими ее от «классической» эпохи, являются господство информационных технологий, запредельные скорости транспорта, распространение компьютеров и робототехники, доминирование идеи безграничного материального потребления и линейного экономического роста, триумф массовой прессы, телевидения и кино.

 


14) Соц. процесс и соц. изменения. Эволюция и революция в обществе.

Социальное изменение - происходящий с течением времени переход социальных явлений, элементов, структур, связей из одного состояния в другое. Социальные изменения могут происходить на макроуровне (международные системы, нации, государства),на мезоуровне (корпорации, социальные институты, ассоциации), на микроуровне(семья, сообщество, группа, индивид). Социологи выделяют 4 типа социальных изменений:
* Структурные - изменения, касающиеся структур различных социальных образований(государства, корпораций, социально-классовых образований и т.д.)
* Процессуальные - изменения, затрагивающие социальные процессы, отражающие отношения солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности между различными субъектами социальных взаимодействий
* Функциональные - изменения, касающиеся функций различных социальных систем, структур, институтов, организаций и т.д.
* Мотивационные - изменения, происходящие в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности

По своему характеру и степени влияния на общество социальные изменения подразделяются на эволюционные и революционные.

Под эволюционными понимают постепенные, плавные, частичные изменения общества, они могут охватывать различные сферы жизнедеятельности общества -
экономическую, политическую, правовую, социальную, культурную. Эволюционные изменения чаще всего принимают форму социальных реформ, которые предполагают проведение различных мероприятий по преобразованию тех или иных сторон общественной жизни. Социальные реформы, как правило, не затрагивают основ социальной системы общества, а изменяют лишь отдельные ее части и структурные элементы.

Под революционными понимаются относительно быстрые, всесторонние, коренные изменения общества. Революционные изменения носят скачкообразный характер и представляют собой переход общества от одного качественного состояния в другое. Большинство ученых видят в социальной революции аномалию, отклонение от естественного хода истории.
Прогресс и регресс в общественном развитии - противоположные формы развития общества в целом или отдельных его сторон, означающие либо развитие общества по восходящей линии, его расцвет, либо возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградацию. Критерием общественного прогресса служит степень развития производительных сил, экономического строя. Примером общественного регресса, обусловленного политическими факторами, может служить история стран, где господствовали (или господствуют) фашистские диктаторские режимы (фашизм).

15) Развитие общества и мировая система. Процессы глобализации и модернизации.

Мировая соц. система – охватывает все страны и регионы, существующих сейчас на планете, со всеми их связями и взаимодействиями.

Валлерстайн – Т. мировой системы

До 90-х гг. 20в. 2 системы:

- мир-бурж. Система (США)

- мир-социалист. (СССР)

- третьего мира (Марокко¸ Алжир)

С 1990-хгг. – новая мировая соц. система, НО внутри своя ИЕРАРХИЯ

- АВАНГАРД, первый отряд, «ядро» (В) МСС:

· высокоразвитые страны – страны «золотого миллиарда» 35-40 тыс. долларов в год

· демократия (кроме Сингапура)

- страны ВТОРОГО ЭШЕЛОНА – «полупериферия» (В):

· индустр. страны давно

· молодая демократия (Россия, Бразилия)

- новые ИНДУСТР. СТРАНЫ– динамично развивающ. страны

· повыш. темпы развития (Китай, Индия) – 1000 долларов в год

- AUSIDERS – отсталые, очень бедные:

· развиваются медленно

· живут в рамках аграрн. техн. (Конго, Алжир, Нигерия, Чад)

богатый север <----> бедный юг

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ – мировой процесс, кот. хар-ся основанием (формированием)

миропорядка, где усиливается влияние транснациональных и международных организаций.

 

Главный признак начала глобализации- капитал перестает быть национальным и становится транснац-ым – 20в.

Признаки глобализации:

1. усиление взаимозависимости м/у странами.

2. формирование транснац-ых корпораций.

3. формирование мирового финансового рынка.

4. формирование мировой экономики с одинаковым уровнем цен.

5. формирование глобальной паутины - интернет.

6. мировые национальные организации – ВВФ, ООН, НАТО.

7. возникают мировые стандарты потребления, стандарты моды, кот. идут в мир культуры.

Активно: после распада СССР

МОДЕРНИЗАЦИЯ – процесс перехода от традиц. общ-ва к индустр. и постиндустр.

Россия осуществляет модернизацию от индустр. к постиндустр. общ-ву -

с кон. 1980-х гг.

1. Петровская модернизация (нач. 18в.)

Цель:

- сделать Россию страной современно типа;

- ввести Россию в круг европейских стран;

- создание военной промышленности.

Результат:

Элита России действительно стала европейской.

2. Модернизация 2-ой пол. 19в. (Александр II)

- отмена крепостного права;

- судебная реформа;

- появление заводов, поэтому массовая миграция в город.

НО: не было радикальных изменений (крестьяне – 80%)

 

Эта модернизация была прервана русско-японской войной, гражданской войной, первой мировой войной, революцией.

3. Модернизация социалистического типа

Цель:

Сделать Россию индустр. – развитой страной на базе социалист. собст-ти.

Результат:

- тяжелая индустрия создана;

- количество крестьян понизилось до 60%, количество рабочих возросло.

Кризис социализма, поэтому объявлена перестройка.

4. Социалистическая перестройка

Цель: преобразовать промышленность.

Результат: фиаско, СССр распался.

5. Капиталистическая модернизация (восст-ся институт частной собственности; приватизация ч/з ваучеры)

Цель:

- создать гос-во с демократич. основами;

- создать многопартийность;

- создать конкурентноспосо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: