Конец Х1Х и ХХ в. — эпоха неклассической философии. Этот период дал замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру. Их философские идеи отразили достижения науки и иные стороны материального и духовного развития человечества. Западная философия данного периода — это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций, основные из которых:
- иррационализм (А. Шопенгауэр),
- марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс),
- философия жизни (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Бергсон),
- позитивизм и неопозитивизм (О. Конт, Б. Рассел, Л. Витгенштейн), философия прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи),
- феноменология (Э. Гуссерль),
- герменевтика' (Х. Гадамер),
- философская антропология' (М. Шелер, П. Тейяр де Шарден),
- экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр),
- структурализм (К. Леви-Строс),
- критический рационализм'(К. Поппер),
- психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг и др.).
Иррационализм
Наиболее ярким представителем иррационализма (от лат., неразумный, бессознательный) был Артур Шопенгауэр (1788 — 18б0), Его философия очень пессимистична. Шопенгауэр понимает жизнь как непрерывную борьбу между
| |||
Продолжателем философии Шопенгауэра является Ф. Ницше (1844 — 1900), представитель «философии жизни». С его точки зрения, жизнь — это единственная реальность, существующая для конкретного человека. Он выступил с философской программой «переоценки ценностей» и с откровенной критикой гуманизма. Цель философии Ницше — помочь человеку приспособиться к жизни и максимально реализовать свои возможности. В основе жизни лежит воля: воля к жизни, воля внутри самого человека, неуправляемая воля (страсть), воля к власти. Толпе Ницше противопоставляет сверхчеловека высшего биотипа. Волюнтаризм Ницше — это гимн. к воле, власти, которую сверхчеловек должен максимально развивать | |||
Марксизм
|
Карл Маркс | Фридрих Энгельс |
Наиболее влиятельным из вышедших из гегельянства философских течений стал марксизм. Основатели этого течения Карл Маркс (1818 — 1883) и Фридрих Энгельс (1820 — 1895) в начале 1840-х гг. примыкали к левому, радикальному крылу младогегельянцев. К середине 1840-х гг. они перешли на материалистические позиции.
В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но переработанная на основе материалистических принципов. Бытие определяет сознание. Сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя. Материя находится в постоянном движении и развитии. Бога нет, поскольку он является плодом фантазии. Материя. вечна и бесконечна и периодически принимает новые формы. Важнейшим фактором развития является практика. Развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания К. Марксом и Ф. Энгельсом впервые в истории философии диалектика-материалистическое понимание было распространено на общество. Большое внимание было уделено диалектике производительных сил и производственных отношений, единство которых образует способ производства.
|
Материалистическое понимание истории стало философским новаторством Маркса и Энгельса. Исторический материализм — это распространение материализма на общественную жизнь, социальный мир, историю В зависимости от уровня производительных сил и производственных отношений, типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации (рабовладельческая, феодализм и т. д.). Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и к смене общественно-экономической формации и общественно-политического строя.
На основе материалистического понимания истории марксизмом была разработана научная теория коммунизма, первой стадией развития которого в ХХ в. стал рассматриваться социализм. Марксистская философия рассматривала общество, основанное на принципах коллективного труда, т.е. социализм как общество, в котором науке, когда она превращается в непосредственную производительную силу, отводится важная роль одного из движителей общественного прогресса.
Характерные черты марксизма: