Краткие теоретические и учебно-методические материалы
Жизнь с её сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от людей, и прежде всего от молодёжи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, широкого кругозора и мудрости. Люди должны ещё глубже постичь тайны природы, социальной реальности, познать соотношение человека с миром, отношение человека к Богу: эта проблема стала вновь остроактуальной.
Философия – это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества.
Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире. И это знание о мире как о целом, об отношении человека к миру, о познании, о нравственности даёт философия. Она нацелена на то, чтобы понять внутреннюю сущность и единство явлений мира. Философия существует и развивается не только в виде специальных философских сочинений, но и в виде творений писателей, когда они через художественные образы, через образную ткань искусства выражают порой гениальные собственно философские воззрения. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения. Философия как наука возникла в 7—6 веках до нашей эры в Древней Греции.
Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:
1.1. Наука о познании - это
А) онтология
В) гносеология
С) антропология
D) аксиология
1.2. Наука о развитии и всеобщей связи явлений мира называется:
А) диалектикой
В) метафизикой
С) онтологией
D) методологией
1.3. К функциям философии относится:
А) прикладная
|
В) прогностическая
С) идеологическая
D)теоретико-познавательная
1.4.Гносеология-это
А) греческая богиня
В) синоним истины
С) философская идея
D) раздел философии
1.5. Наука, которая изучает наиболее общие законы развития природы, общества и познания, называется:
А) политология
В) социология
С) политэкономия
D) философия
1.6. Воспитание в духе любви и уважения к человеку - это функция
А) интегративная
В) коммуникативная
С) методологическая
D) гуманистическая
1.7. Идея первична, материя вторична, это точка зрения:
А) материалиста
В) идеалиста
С) агностика
D) рационалиста
1.8.Историческим типом мировоззрения, в основе которого лежит рациональное отношение к действительности…
А) мифология
В) искусство
С) религия
D) философия
1.9. Обобщение накопленных конкретными науками знаний в целостную картину мира реализует________ функция философии
А) интегрирующая
В) эвристическая
С) гуманистическая
D) методологическая
Примечание: в тестовых заданиях возможен только один правильный ответ.
2.Некоторые считают, что «Люди, для того, чтобы быть людьми, должны философствовать». Значит ли это, что если Вы не философствуете, значит, Вы не человек?
3.В чём сходство, а в чём отличие философии от других наук?
4.Назовите функц ии философии. Какие из них являются специфическими функциями, т.е. присущими только философии?
Задания для практического занятия №1:
1.Нужна ли современному человеку, живущему в век информационных технологий, философия? Обосновать свою точку зрения аргументами и фактами;
2.Подготовить аргументы «за» или «против» утверждения английского учёного-физика Кельвина: «От незнания логики погибло больше кораблей, чем от незнания навигации»;
|
3.Какие вопросы ставит перед собой философия? Можно ли утверждать, что в них в принципе не может быть ответов? Подготовить аргументы и факты для обоснования своего мнения.
4.Существует множество определений философии. Какой вывод можно сделать из этого факта? Какое определение вам кажется наиболее приемлемым? Подготовить аргументы для обоснования своего мнения.
Инструкция по выполнению заданий практического занятия:
1. Внимательно прочитайте вопросы для дискуссии.
2. Ознакомьтесь с кратким теоретическим материалом.
3. Подготовьте аргументы и факты к дискуссии «Философия: ее место и роль в жизни общества и человека».
4. Для более чёткого осмысления и правильного понимания данных проблем ознакомьтесь с философской литературой:
- Крапивенский С. Э.Общий курс философии/С.Э.Крапивенский- Волгоград.: «ЛИБРИС»,стр12-29.
- Гусев Д.А. Введение в философию/Д.А.Гусев-М.: «Просвещение», стр.3-12.
- Спиркин А.Г.Философия/А.Г.Гусев-М.: «Гардарики», стр.3-22.
- Губин В.Д.Основы философии/В.Д.Губин-М.:ТОН, стр.3-6.
5. Обдумайте и сформулируйте свое видение данной проблемы, опираясь не только на полученные теоретические знания, но и на свой жизненный опыт,
6. Выводы и аргументы запишите в рабочей тетради по основам философии.
Ими можно будет воспользоваться во время семинара.
Форма контроля выполнения заданий практического занятия:
Выполненная работа представляется преподавателю в тетради по дисциплине «Основы философии» виде записей выводов и аргументов.