по теме практического занятия




Практическое занятие №2

 

«Основные этапы в развитии философской мысли».

 

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Учебно-методическая литература:

Губин В.Д. Философия/В.Д.Губин, Т.Ю. Сидорина, В.П. Филатов-М.: ТОН- Остожье,2009.-704 с.

Гуревич П.С. Основы философии/П.С. Гуревич-М.:Гардарики,2008.-439 с.

Спиркин А.Г. Философия /А.Г.Спиркин –М.: Гардарики, 2010.

https://filosof.historic.ru/books/c0005_1.shtml

2.Справочная литература:

Алексеев П.В.Хрестоматия по философии/П.В.Алексеев-М.: Проспект,2008.-576 с.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы

по теме практического занятия

Характерным для античной философии является наличие чётко выраженной материалистической линии. Все придерживающиеся этой линии мыслители исходили из признания единой материальной первоосновы мира. Конкретно эта первооснова могла выглядеть по-разному – вода у Фалеса; воздух у Анаксимена; огонь у Гераклита; вода, воздух, земля и огонь у Эмпедокла; неопределённая по форме первоматерия «апейрон» у Анаксимандра.

Философами был поставлен вопрос: «Из чего всё?» Ответы у них разные, но именно они положили начало философскому подходу к вопросу происхождения сущего, т.е. к первооснове.

Первым идеалистом был Пифагор, который считал, что «Всё есть число».

Философ Демокрит выдвинул гипотезу, что мир сложен из пустоты и мельчайших неделимых частиц – атомов. Цель жизни Демокрит видел в стремлении к подъёму, возвышении духовных сил.

По словам философа Сократа, философия должна заниматься рассмотрением не природы, а человека, его нравственных качеств и сущности этики. Использовал метод диалектического спора. Создал учение о добродетели, которое познаётся через знание.

Сущность античного идеализма можно проследить в творчестве Платона. По его мнению, существуют два мира: мир идей, который он называл действительным, истинным, настоящим и мир вещей, - ложный и зависимый от первого. Платоновский идеализм является объективным. Создал учение об идеальном государстве.

С критикой «мира идей» Платона и его модели идеального государства выступил его ученик Аристотель. Ему удалось освоить основную массу знаний своего времени: логику, математику, физику, астрономию, естествознание, поэтику. Разработал вопросы логики и создал учение о познании.

В эпоху средневековья господствующей формой общественного сознания была религия, а в философии – схоластика-служанка богословия. В учениях Августина Блаженного и Фомы Аквинского проблема Бога и его отношение к миру выступает как центральная. Бог – первопричина любого существования и всех изменений в мире.

Важнейшее учение эпохи Возрождения – гуманизм, т.е. прославление человека, его огромного потенциала, его предназначения на Земле. Философ Никколо Макиавелли обосновал концепцию буржуазного государства, подчёркивал независимость политической деятельности от нравственных норм.

В эпоху Нового времени сложились новые представления о правах и свободах человека, о правовом государстве. Установился приоритет научного знания. Ф.Бэкон выступил против схоластики и выдвинул в качестве идеала «естественную философию», которая основывается на опытном знании. В отличие от Ф. Бэкона Декарт обращался не к опыту, а к разуму, уделял большое внимание изучению человеческой природы. Особенностью его философии является дуализм.

В центре внимания философов эпохи Просвещения были проблемы наилучшего общественного устройства, программы общественных преобразований, максимально соответствующих человеческой природе.

Грандиозный поворот в развитии философии был совершён представителями немецкой классической философии (И. Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах). В ней произошло смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории.

Кант разработал проблему нравственности. Гегель развил диалектический метод познания и понимания мира. Л.Фейербах - непримиримый критик идей Гегеля. Был материалистом и критиком христианства.

Ответьте на вопросы для размышления.

 

1. Определите, что является центральной проблемой философии Сократа. Согласны ли Вы с его утверждением, что добродетель – это знание? Обоснуйте свою точку зрения аргументами.

2. Почему философа Платона называют основоположником объективного идеализма? Обоснуйте свою точку зрения аргументами.

3. Раскройте философское учение Аристотеля. В чём он был не согласен со своим учителем Платоном?

4. Определите, что является центральной проблемой средневековой философии?

5. Раскройте учение Н. Макиавелли о государстве, политике и морали.

 

6. Философ Антисфен, критикуя платоновскую теорию идей, как-то сказал её создателю: «Я видел огромное количество лошадей, Платон, но я никогда не видел идею лошади, о которой ты так настойчиво говоришь». Платон ответил ему: «У тебя, Антисфен, есть глаза, чтобы увидеть каждую конкретную лошадь, но, видимо, у тебя нет разума, с помощью которого ты мог бы усмотреть идею лошади».

Прокомментируйте эти платоновские слова. Каким образом в них выражена основная мысль его учения?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: