I модуль. Предмет и методы психогенетики




Е. В. Воробьёва

 

ПСИХОГЕНЕТИКА

 

Допущено Советом по психологии УМО по классическому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

 

 

Ростов-на-Дону

Издательство Южного федерального университета

 
УДК159.91

ББК 88.23

В75

Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета

 

 

Рецензенты:

заведующая кафедрой психологии Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доктор психологических наук, профессор Щербакова Т. Н.;

заведующий лабораторией когнитивной психофизиологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, доктор биологических наук, профессор Бабенко В. В.

 

 

Воробьёва Е. В.

В 75 Психогенетика: учебник / Е. В. Воробьёва; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. – 284 с.

ISBN 978-5-9275-1406-9

 

 

В учебнике рассматривается основное содержание, предусмотренное к изучению по курсу «Психогенетика». Отражено современное состояние исследований в рамках различных направлений психогенетики.

Учебник адресован студентам психологических специальностей, а также аспирантам и преподавателям высших учебных заведений и научным работникам. Учебник подготовлен в рамках гранта Южного федерального университета № 213.01-24/2013-185 от 30.04.2013 г. (приказ № 219-ОД от 06.06.2013).

 

Публикуется в авторской редакции.

 

ISBN 978-5-9275-1406-9 УДК159.91

ББК 88.23

 

© Южный федеральный университет, 2014

© Воробьёва Е. В., 2014


Содержание

Введение  
I модуль. Предмет и методы психогенетики  
Тема 1. Предмет и основные проблемы психогенетики  
1.1. Предмет и основные исторические этапы развития психогенетики  
1.2. Основной понятийный аппарат психогенетики  
1.3. Фазы клеточного цикла. Митоз. Мейоз  
Литература к теме 1  
Тема 2. Методы психогенетики  
2.1. Метод анализа родословных (генеалогический метод)  
2.2. Близнецовый метод и его разновидности  
2.3. Метод исследования приемных детей  
2.4. Популяционно-генетический метод  
2.5. Дерматоглифический метод  
2.6. Иммуногенетический метод  
2.7. Цитогенетический, биохимический и молекулярно-генетический методы  
2.8. Основное уравнение психогенетики. Генотип-средовые эффекты  
Литература к теме 2  
Тема 3. Особенности развития близнецов  
3.1. Особенности пренатального развития близнецов  
3.2. Особенности постнатального развития близнецов  
3.3. Рекомендации родителям близнецов  
Литература к теме 3  
Задания для самоконтроля к I модулю  
Задания для самостоятельной работы студентов к I модулю  
Список литературы для самостоятельного изучения к I модулю  
II модуль. Психогенетические исследования психологических и психофизиологических признаков  
Тема 4. Взаимодействие нервной и эндокринной систем в регуляции генетических процессов  
4.1. Нейроэндокринная регуляция взаимосвязи генетических процессов на уровне целостного организма  
4.2. Стресс и активность генома. Базовые системы защиты организма при стрессе  
Литература к теме 4  
Тема 5. Исследования психофизиологических признаков в психогенетике  
5.1. Формирование пола  
5.2. Психогенетические исследования биоэлектрической активности мозга человека  
5.3. Психофизиологические предикторы интеллекта: исследования методами психогенетики  
5.4. Генотип и среда как факторы межиндивидуальной изменчивости кожно-гальванической реакции человека  
5.5. Психогенетические исследования деятельности сердечно-сосудистой системы  
5.6. Психогенетические исследования движений  
Литература к теме 5  
Тема 6. Генетический контроль восприятия  
6.1. Генетический контроль развития зрительной сенсорной системы  
6.2. Генетический контроль развития слуховой сенсорной системы  
6.3. Генетический контроль вкусовой чувствительности  
6.4. Генетический контроль восприятия запахов  
6.5. Генетический контроль кожной и болевой чувствительности  
Литература к теме 6  
Тема 7. Генетический контроль свойств нервной системы  
Литература к теме 7  
Тема 8. Исследования психологических признаков  
8.1. Психогенетические исследования интеллекта  
8.2. Природа межиндивидуальной изменчивости темперамента и личности  
Литература к теме 8  
Тема 9. Возрастная психогенетика  
Литература к теме  
Задания для самоконтроля к II модулю  
Задания для самостоятельной работы студентов к II модулю  
Список литературы для самостоятельного изучения к II модулю  
III модуль. Соотношение факторов генотипа и среды в возникновении наследственных болезней и проблем психического дизонтогенеза  
Тема 10. Хромосомные болезни и медико-генетическое консультирование  
Литература к теме 10  
Тема 11. Наследуемость психических и неврологических заболеваний  
Литература к теме 11  
Тема 12. Генетика расстройств самоконтроля  
Литература к теме 12  
Тема 13. Преступность и наследственность  
Литература к теме 13  
Тема 14. Генетика аддиктивного поведения  
Литература к теме 14  
Тема 15. Психогенетические исследования психического дизонтогенеза  
Литература к теме 15  
Задания для самоконтроля к III модулю  
Задания для самостоятельной работы студентов к III модулю  
Список литературы для самостоятельного изучения к III модулю  
Список литературы по всем разделам учебника  

Введение

Психогенетика или «генетика поведения» - динамично развивающаяся наука, изучающая вклад наследственных и средовых факторов в межиндивидуальные различия по психологическим и психофизиологическим признакам. Свое начало это направление исследований берет от работ английского ученого 19 века Ф. Гальтона, которым были предложены как основные методы психогенетики, так и основные теоретические постулаты, лежащие в основе психогенетических исследований. Особую актуальность психогенетические исследования приобретают сегодня, с наличием многообразия методического аппарата современной психогенетики, мощных статистических методов, а также ведущимся продуктивным поиском так называемых «генов-кандидатов», лежащих в основе индивидуальных различий.

В настоящее время существует Ассоциация генетики поведения (Behavior Genetics Association (BGA)), целями которой являются дальнейшее развитие исследований взаимосвязи генетических механизмов и поведения, популяризация научных знаний в этой области, помощь в обучении методам психогенетического исследования. Ассоциация генетики поведения издает журнал «Behavior Genetics», проводит регулярные съезды, на которых проводится обсуждение последних достижений в области генетики поведения.

Международное общество исследований близнецов (The International Society for Twin Studies (ISTS)) основано в 1974 году, его деятельность связана с применением близнецового метода исследований, обществом издается высокорейтинговый журнал «Journal of the Society, Twin Research and Human Genetics», проводятся регулярные научные конгрессы.

В учебнике, который предлагается Вашему вниманию, собрана основная информация по тем разделам психогенетики, изучение которых предусмотрено образовательным стандартом для подготовки психологов. Учебник разработан на модульной основе, соответствует учебно-тематическому плану, утвержденному кафедрой психофизиологии и клинической психологии Южного федерального университета. Каждый из трех модулей содержит комплексную цель, задания рубежного контроля, задания для самостоятельной работы студентов, а также список литературы и список литературы для самостоятельного изучения.

Учебник носит междисциплинарный характер и может быть рекомендован для изучения студентами специальностей (направлений подготовки) «Психология», «Клиническая психология», «Психология служебной деятельности», «Психология и педагогика девиантного поведения».

При подготовке учебника использовались современные отечественные и зарубежные источники.

I модуль. Предмет и методы психогенетики

Комплексная цель модуля – сформировать представления о предмете, основных этапах становления и развития психогенетики, ее понятийном аппарате, основных методах и особенностях их применения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: