Е. В. Воробьёва
ПСИХОГЕНЕТИКА
Допущено Советом по психологии УМО по классическому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений
Ростов-на-Дону
Издательство Южного федерального университета
ББК 88.23
В75
Печатается по решению редакционно-издательского совета Южного федерального университета
Рецензенты:
заведующая кафедрой психологии Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, доктор психологических наук, профессор Щербакова Т. Н.;
заведующий лабораторией когнитивной психофизиологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета, доктор биологических наук, профессор Бабенко В. В.
Воробьёва Е. В.
В 75 Психогенетика: учебник / Е. В. Воробьёва; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2014. – 284 с.
ISBN 978-5-9275-1406-9
В учебнике рассматривается основное содержание, предусмотренное к изучению по курсу «Психогенетика». Отражено современное состояние исследований в рамках различных направлений психогенетики.
Учебник адресован студентам психологических специальностей, а также аспирантам и преподавателям высших учебных заведений и научным работникам. Учебник подготовлен в рамках гранта Южного федерального университета № 213.01-24/2013-185 от 30.04.2013 г. (приказ № 219-ОД от 06.06.2013).
Публикуется в авторской редакции.
ISBN 978-5-9275-1406-9 УДК159.91
ББК 88.23
© Южный федеральный университет, 2014
© Воробьёва Е. В., 2014
Содержание
Введение | |
I модуль. Предмет и методы психогенетики | |
Тема 1. Предмет и основные проблемы психогенетики | |
1.1. Предмет и основные исторические этапы развития психогенетики | |
1.2. Основной понятийный аппарат психогенетики | |
1.3. Фазы клеточного цикла. Митоз. Мейоз | |
Литература к теме 1 | |
Тема 2. Методы психогенетики | |
2.1. Метод анализа родословных (генеалогический метод) | |
2.2. Близнецовый метод и его разновидности | |
2.3. Метод исследования приемных детей | |
2.4. Популяционно-генетический метод | |
2.5. Дерматоглифический метод | |
2.6. Иммуногенетический метод | |
2.7. Цитогенетический, биохимический и молекулярно-генетический методы | |
2.8. Основное уравнение психогенетики. Генотип-средовые эффекты | |
Литература к теме 2 | |
Тема 3. Особенности развития близнецов | |
3.1. Особенности пренатального развития близнецов | |
3.2. Особенности постнатального развития близнецов | |
3.3. Рекомендации родителям близнецов | |
Литература к теме 3 | |
Задания для самоконтроля к I модулю | |
Задания для самостоятельной работы студентов к I модулю | |
Список литературы для самостоятельного изучения к I модулю | |
II модуль. Психогенетические исследования психологических и психофизиологических признаков | |
Тема 4. Взаимодействие нервной и эндокринной систем в регуляции генетических процессов | |
4.1. Нейроэндокринная регуляция взаимосвязи генетических процессов на уровне целостного организма | |
4.2. Стресс и активность генома. Базовые системы защиты организма при стрессе | |
Литература к теме 4 | |
Тема 5. Исследования психофизиологических признаков в психогенетике | |
5.1. Формирование пола | |
5.2. Психогенетические исследования биоэлектрической активности мозга человека | |
5.3. Психофизиологические предикторы интеллекта: исследования методами психогенетики | |
5.4. Генотип и среда как факторы межиндивидуальной изменчивости кожно-гальванической реакции человека | |
5.5. Психогенетические исследования деятельности сердечно-сосудистой системы | |
5.6. Психогенетические исследования движений | |
Литература к теме 5 | |
Тема 6. Генетический контроль восприятия | |
6.1. Генетический контроль развития зрительной сенсорной системы | |
6.2. Генетический контроль развития слуховой сенсорной системы | |
6.3. Генетический контроль вкусовой чувствительности | |
6.4. Генетический контроль восприятия запахов | |
6.5. Генетический контроль кожной и болевой чувствительности | |
Литература к теме 6 | |
Тема 7. Генетический контроль свойств нервной системы | |
Литература к теме 7 | |
Тема 8. Исследования психологических признаков | |
8.1. Психогенетические исследования интеллекта | |
8.2. Природа межиндивидуальной изменчивости темперамента и личности | |
Литература к теме 8 | |
Тема 9. Возрастная психогенетика | |
Литература к теме | |
Задания для самоконтроля к II модулю | |
Задания для самостоятельной работы студентов к II модулю | |
Список литературы для самостоятельного изучения к II модулю | |
III модуль. Соотношение факторов генотипа и среды в возникновении наследственных болезней и проблем психического дизонтогенеза | |
Тема 10. Хромосомные болезни и медико-генетическое консультирование | |
Литература к теме 10 | |
Тема 11. Наследуемость психических и неврологических заболеваний | |
Литература к теме 11 | |
Тема 12. Генетика расстройств самоконтроля | |
Литература к теме 12 | |
Тема 13. Преступность и наследственность | |
Литература к теме 13 | |
Тема 14. Генетика аддиктивного поведения | |
Литература к теме 14 | |
Тема 15. Психогенетические исследования психического дизонтогенеза | |
Литература к теме 15 | |
Задания для самоконтроля к III модулю | |
Задания для самостоятельной работы студентов к III модулю | |
Список литературы для самостоятельного изучения к III модулю | |
Список литературы по всем разделам учебника |
Введение
|
|
|
Психогенетика или «генетика поведения» - динамично развивающаяся наука, изучающая вклад наследственных и средовых факторов в межиндивидуальные различия по психологическим и психофизиологическим признакам. Свое начало это направление исследований берет от работ английского ученого 19 века Ф. Гальтона, которым были предложены как основные методы психогенетики, так и основные теоретические постулаты, лежащие в основе психогенетических исследований. Особую актуальность психогенетические исследования приобретают сегодня, с наличием многообразия методического аппарата современной психогенетики, мощных статистических методов, а также ведущимся продуктивным поиском так называемых «генов-кандидатов», лежащих в основе индивидуальных различий.
В настоящее время существует Ассоциация генетики поведения (Behavior Genetics Association (BGA)), целями которой являются дальнейшее развитие исследований взаимосвязи генетических механизмов и поведения, популяризация научных знаний в этой области, помощь в обучении методам психогенетического исследования. Ассоциация генетики поведения издает журнал «Behavior Genetics», проводит регулярные съезды, на которых проводится обсуждение последних достижений в области генетики поведения.
Международное общество исследований близнецов (The International Society for Twin Studies (ISTS)) основано в 1974 году, его деятельность связана с применением близнецового метода исследований, обществом издается высокорейтинговый журнал «Journal of the Society, Twin Research and Human Genetics», проводятся регулярные научные конгрессы.
В учебнике, который предлагается Вашему вниманию, собрана основная информация по тем разделам психогенетики, изучение которых предусмотрено образовательным стандартом для подготовки психологов. Учебник разработан на модульной основе, соответствует учебно-тематическому плану, утвержденному кафедрой психофизиологии и клинической психологии Южного федерального университета. Каждый из трех модулей содержит комплексную цель, задания рубежного контроля, задания для самостоятельной работы студентов, а также список литературы и список литературы для самостоятельного изучения.
Учебник носит междисциплинарный характер и может быть рекомендован для изучения студентами специальностей (направлений подготовки) «Психология», «Клиническая психология», «Психология служебной деятельности», «Психология и педагогика девиантного поведения».
При подготовке учебника использовались современные отечественные и зарубежные источники.
I модуль. Предмет и методы психогенетики
Комплексная цель модуля – сформировать представления о предмете, основных этапах становления и развития психогенетики, ее понятийном аппарате, основных методах и особенностях их применения.