Предмет и основные исторические этапы развития психогенетики




 

Психогенетика (генетика поведения) - наука о природе индивидуальных различий в проявлении какого-либо психического свойства. Предмет психогенетики - изучение роли и взаимодействия наследственных и средовых факторов в формировании межиндивидуальной вариативности психологических и психофизиологических характеристик человека (Равич-Щербо и др., 2004, с. 5).

Задачи психогенетики: оценка компонентов фенотипической дисперсии психологических и психофизиологических признаков (генетических, средовых, а также компонентов, связанных с взаимодействием и ковариацией генотипа и среды; определение стабильности и преемственности генетических и средовых влияний в ходе онтогенеза; определение генетических корреляций между признаками, что позволяет оценить латентную структуру связей между исследуемыми признаками (М.С. Егорова и др., 2004, с. 25).

Ф. Гальтон - основоположник психогенетики. В 1865 г. вышла в свет работа Ф. Гальтона «Наследственный талант и характер». Евгеника - это область науки и общественное движение конца XIX - начала ХХ века. Целью евгеники было улучшение человеческого рода. Термин «евгеника» был предложен Ф. Гальтоном в 1883 году. К концу 20-х годов ХХ века евгеника как наука прекратила свое существование в связи с тем, что в ряде стран (США, Германия) евгенические мероприятия начали носить откровенно экстремистский характер. В фашистской Германии евгеническими идеями оправдывалось уничтожение целых наций и народностей. В евгенике существовали позитивное и негативное направления. Основными задачами позитивной евгеники являлось создание условий для поощрения браков людей с желательными качествами, а также изучение наследственности человека и пропаганда медицинских знаний. Негативная евгеника была направлена на пресечение браков и появления потомства у людей с нежелательными качествами. Мероприятия негативной евгеники включали ограничения иммиграции и насильственную стерилизацию. Евфеника (от греч. ей — хорошо и phai-по — проявляю), учение о хорошем проявлении наследственных задатков в фенотипе, необходимое дополнение к евгенике, т. е. учению о хороших наследственных задатках.

История генетики поведения (В. Томпсон и Г. Уайльд, 1974):

I этап. (1865 - начало 1900-х) Возникновение генетики поведения (работы Ф. Гальтона «Наследственный гений» (1869), а также статьи «Люди науки, их воспитание и характер» (1874) и «История близнецов как критерий относительной силы природы и воспитания» (1876) и Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных»).

II этап — до конца 30-х годов 20-го столетия. Появление надежных способов диагностики зиготности близнецов, развитие статистических способов оценки сходства между родственниками.

III этап — до конца 60-х годов. Проводились генетические исследования интеллекта и разных форм умственных дефектов и психиатрических заболеваний, интенсивно изучалась генетика поведения животных.

IV этап (до конца 80-х гг.). Смещение акцентов на развитие методологии психогенетики. Появляются новые генетико-математические методы (метод путей, структурный анализ). Компьютерные программы (например, LISREL (LIneal Structural RELation). Изучение изменчивости когнитивных стилей, особенностей темперамента и личности, психофизиологических признаков, а главное — генетических и средовых детерминант индивидуального развития. Существуют два международных научных общества, объединяющих исследователей в этой области: Международная ассоциация генетики поведения и Ассоциация близнецовых исследований. Они выпускают свои журналы: «Генетика поведения» («Behavior genetics») и «Журнал медицинской генетики и гемеллологии» («Acta genetica medica et gemellologia»).

V этап – современный (с 90-х годов 20 века). Поиск генетических маркёров психологических признаков (Равич-Щербо и др., 2004).

Психогенетика в России. В 1913 г. В Петербургском университете Ю.А. Филипченко начал читать первый в России университетский курс по генетике. В 1914 г. появилась первая оригинальная русская сводка по менделизму Е.А. Богданова. Первым научным учреждением, включившим в свои планы экспериментальное изучение наследственности, был созданный в 1916 г. Н.К. Кольцовым Институт экспериментальной биологии. С 1922 г. в институте начала работать генетическая лаборатория под руководством С.С. Четверикова. В ноябре 1921 г. при Институте было создано Русское Евгеническое общество, председателем которого был избран Н.К. Кольцов. В задачи общества входило изучение законов наследственности, установление наследственных различий между отдельными группами населения, исследование экзогенных и эндогенных влияний на развитие признака, изучение плодовитости тех или иных типов людей. В планы Общества были включены семейные евгенические обследования по стандартным схемам и сбор массовых статистических данных. С 1922 г. начал выходить «Русский евгенический журнал», в котором публиковались результаты генеалогических исследований, статистические данные и география различных заболеваний, психогенетические исследования. Издание просуществовало до 1930 г. За этот период успело выйти семь выпусков. В 1921 году при Академии наук было создано Бюро по евгенике, переименованное затем в Бюро по генетике. С 1922 г. Ю.А. Филипченко начал издавать «Известия Бюро по евгенике», которые с 1926 г. были переименованы в "Известия Бюро по генетике и евгенике", а с 1928 г. - в "Известия Бюро по генетике". С 1922 по 1925 г. вышло три номера "Известий бюро по евгенике", содержащие в основном статьи психогенетической направленности. Первый номер был посвящен 100-летию Ф. Гальтона (С.Б. Малых, 2004).

В 1928 г. В Медико-биологическом институте в Москве была создана Кабинет-лаборатория наследственности и конституции человека под руководством С.Г. Левита, врача по специальности. В 1935 г. Медико-биологический институт был переименован в Медико-генетический институт им. А.М. Горького. С.Г. Левит стал его директором, однако спустя два года институт был расформирован, а С.Г. Левит репрессирован. В Медико-биологическом институте близнецовые исследования носили широкомасштабный характер. Медики, психологи и педагоги обследовали, консультировали, оказывали медицинскую помощь более чем 1300 парам близнецов. Одним из наиболее интересных направлений в работе с близнецами было применение так называемого метода контрольного близнеца для изучения эффективности педагогических, медицинских и психологических воздействий.

В 1972 г. в Институте общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (ныне Психологический институт Российской академии образования) была создана лаборатория психогенетики под руководством И.В. Равич-Щербо. Коллектив лаборатории составляли в основном ученики известных отечественных психологов Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына, которые в течение ряда лет разрабатывали концепцию свойств нервной системы (СНС) человека (Равич-Щербо и др., 2004).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: