Налогоплательщиками выступают физические лица, достигшие совершеннолетия, а также несовершеннолетние - по отдельным видам доходов.




Сущность, виды налогов.

Налоги – это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Конституцией РФ и Законом «Об основах налоговой системы в РФ» определены и закреплены основные принципы налогов:

· власть вправе устанавливать налоги

· всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы)

· однократность налогообложения (один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза за один период налогообложения)

· очередность взимания налогов из одного источника (для уменьшения налогового бремени)

· определенность налогообложения (что и по какой ставке облагается налогом).

Налоговая система – совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве. Она базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога.

К ним относятся:

1) объект налога – это доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательными актами.

2) субъект налога – это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

3) источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;

4) ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;

5) налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

 

Налоги выполняют следующие функции:

Фискальная и регулирующая функции

По средствам фискальной функции системы налогообложения удовлетворяют общенациональные необходимые потребности. По средствам регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.

Таким образом, обе налоговые функции позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения из абстрактно воспринимаемой ее способности воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.

Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы и находится под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.

Регулирующая (макроэкономическая)функция – это роль налогов и налоговой политики в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.

2.Распределительнаяфункция

Распределительнаяфункция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

 

 

Социальная функция

Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ. Многие социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т.д).

Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

Социальная функция налоговой системы требует детального исследования, как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутри федеральным отношениям.

Стимулирующая функция

Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастриваемая» функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

Контрольная функция

Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.

В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.

Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств.

При помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая или понижая налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Так предоставление налоговых льгот отраслям промышленности или отдельным предприятиям стимулирует их подъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Напр., не облагая налогами часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем.

 

Все налоги, плательщиками которых выступают физические лица объединены в три группы:

- налоги, непосредственно взимаемые с населения;

- косвенные налоги, взимаемые с потребителей;

- налоги и общие платежи в целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

Налогоплательщиками выступают физические лица, достигшие совершеннолетия, а также несовершеннолетние - по отдельным видам доходов.

В настоящее время физические лица являются плательщиками следующих налогов и сборов:

Налог на доходы физических лиц — это основной вид прямых налогов. Данный налог исчисляется в процентах от совокупного дохода каждого физического лица, при этом из совокупного дохода вычитаются законодательно утвержденные расходы или так называемые налоговые вычеты.

Кроме того, в российском законодательстве определяется перечень лиц, обязанных ежегодно самостоятельно декларировать свой доход:

– физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями;

– физические лица, занимающиеся частной практикой, например, адвокаты, нотариусы, риелторы;

– физические лица по суммам, полученным от продажи имущества;

– физические лица по полученным от не налоговых агентов вознаграждениям;

– резиденты РФ по доходам, в случае получения их за пределами РФ;

– физические лица, по своим доходам, в случае если с них не был удержан налог налоговыми агентами;

– физические лица, получившие любого рода выигрыши;

– Физические лица, имеющие доход от физических лиц путем дарения. Транспортный налог. Плательщиком данного налога являются физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства. Кроме того, при наличии доверенности на транспортное средство, по истечении 3 лет плательщиком признается лицо, на кого выписана доверенность. Объектами транспортного налога являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, вертолеты, самолеты, автобусы, теплоходы, яхты, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы. Объектами налога не являются весельные лодки, моторные лодки с мощностью менее 5 л.с., промысловые и речные суда, автомобили, оборудованные для использования инвалидами, транспортные средства, находящиеся в угоне, а также другие транспортные средства, не относящиеся к физическим лицам.

Земельный налог. Плательщиками данного налога являются физические лица, имеющие в собственности земельные участки, признаваемые объектами налогообложения. Объектами земельного налога являются земельные участки, расположенные в муниципальных образованиях, на территории которых установлен налог. При этом участки, входящие в состав имущества многоквартирного дома, не признаются объектами земельного налога. Налоговым периодом для расчета земельного налога признается календарный год. Налоговая база для расчета налога определяется исходя из кадастровой стоимости земельных участков — объектов налогообложения. Кадастровая стоимость определяется на основании земельного законодательства.
Налог на имущество физических лиц. Плательщиками налога являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения. Объектами налогообложения являются жилой дом или помещение, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные строения, здания и сооружения. Объектом налога не является имущество, находящееся в собственности многоквартирного дома.

С 2020 года введен налог для самозанятых. Если гражданин ведёт маленький не зарегистрированный официально бизнес или же оказывает услуги в частном порядке, то в 2020-ом году его доходы планируется вывести из тени и обложить налогом. Если трудящийся россиянин не имеет ни работодателя, ни сотрудников в подчинении, но при этом осуществляет приносящую прибыль деятельность, он расценивается как самозанятый. Он должен будет зарегистрироваться в ФНС, подтвердив свой статус, и выплачивать налоги. Ставка составит 4%, если доход приносит сотрудничество с физ. лицами и 6%, если оплата поступает от юридических лиц.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: