ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ В СИСТЕМЕ МВД




Курсовая работа (проект) по дисциплине (нам): _____________________________________________________________

(наименование дисциплины)

 

Выполнил студент группы ____24____

(номер группы)

______________________ ___________

(И.О.Фамилия) (подпись, дата)

Специальность / направление подготовки ____________________________________

(шифр и наименование специальности)

Специализация / профиль _________________________________

Форма обучения _____________________

 

Научный руководитель

__________________________

(ученая степень, должность, И.О.Фамилия)

______________

(подпись)

_____________

(оценка)

«___» ________ 20__г.

 

 

Новосибирск 2020

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1 ГЛАВА. Теоретический анализ профессионально важных качеств будущих психологов в системе МВД

 

1.1 Понятие профессионально важных качеств

 

1.2 Структура профессионально важных качеств психолога и условия их формирования

 

1.3 Профессионально важные качества будущих психологов в системе МВД, как основа профессиональной пригодности

 

2 ГЛАВА. Эмпирическое исследование профессионально важных качеств будущих психологов

 

2.1 Организация и методы исследования

 

2.2 Результаты исследования

 

2.3 Анализ результатов

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

В настоящее время, все чаще на какой-либо работе более востребованными являются специалисты своего дела. Само понятие "специалист своего дела" можно обозначить как одно из профессионально важных качеств. У каждого вида деятельности или определённой профессии должен быть перечень профессиональных качеств, которые позволят стать специалистом в определённой области и без которых не возможно быть успешным. Уже в школе подростки, которые находятся в поисках своей будущей профессии, проходят тесты профориентации, которые направлены на выявление профессионального потенциала в определённой сфере деятельности, чтобы в дальнейшем реализовать себя там, где его личностные характеристики будут более востребованными и где он будет чувствовать себя комфортно и уверенно.

 

О профессионально важных качествах написано не мало работ, различными исследователями, такими как Н.С. Пряжников, Е.А. Климов, А.К. Маркова, А.В. Карпов, М.В. Клищевская, В.Д. Шадриков и многими другими затрагивался данный вопрос.

Например, В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта, которые включены в процесс деятельности и влияют на эффективность ее выполнения по основным параметрам (производительности, качеству и надежности) деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения.

А.А. Деркач под профессионально важными качествами понимает те качества, которые влияют на эффективность решения задач профессиональной деятельности, а профессионально значимыми - те, что влияют на эффективность задач профессионального развития.

Также о профессионально важных качествах говорил В.А.Бодров. Он обозначает ПВК как совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения в реальной деятельности. На сегодняшний момент, для каждой востребованной профессии значим вопрос касающийся важных профессиональных качеств, так как он полностью отражает качество выполненной работы и репутации самой профессии. Мы остановимся на профессионально важных качествах психолога, а конкретно на тех качествах которыми должен обладать будущий психолог работающий в структуре МВД.

Актуальность проблемы в том, что профессия психолога в системе МВД начинает занимать определённый статус, что безусловно порождает потребность в специалистах данной профессии. В данной работе мы определим какими личностными характеристиками должен обладать психолог для успешной работы в структуре МВД.

 

Объект: профессионально важные качества будущих психологов

 

Предмет: профессионально важные качества будущих психологов в системе МВД.

 

Цель: выявить профессионально важные качества, которыми должен обладать будущий психолог для эффективной работы в системе МВД

 

Гипотеза: являются ли основой профессиональной пригодности, качества личности формирующиеся в процессе обучения, для успешного овладения профессией будущего психолога в структуре МВД

 

Исходя из цели и гипотезы курсовой работы в исследовании ставятся следующие задачи:

 

1. Произвести общий анализ профессионально важных качеств

 

2.Проанализировать профессионально важные качества будущих психологов в системе МВД, как основа профессиональной пригодности

 

3.Рассмотреть структуру профессионально важных качеств психолога и условие их формирования

 

4.Эмпирически исследовать наличие профессионально важных качеств будущих психологов в системе МВД

 

1 ГЛАВА. Теоретический анализ профессионально важных качеств будущих психологов в системе МВД

1.1 Понятие и общий психологический анализ профессионально важных качеств

В современном мире, основным показателем вашей профессиональности и владением профессии, является сформированность профессионально важных качеств. Для любого человека овладевшего определённой профессией важно иметь не только базу знаний, умений и навыков, но и иметь представление о их применении по назначению, то есть быть компетентным. В связи с этим актуальна проблема изучения профессионально важных качеств будущих компетентных специалистов, что предполагает собой как выявление определённых динамических качеств личности, так и определённых физических и психологических качеств, влияющих на формирование профессионально важных качеств компетентного специалиста, которые бы соответствовали требованиям профессии.

Особую роль в психодиагностическом значении играет определение и оценка, которые оказывают влияние на результат любой деятельности. Если учитывать особенности ПВК, то стоит понимать, что некоторые качества являются врождёнными, а другие уже приобретённые, которые подлежат определённому контролю и некоторому развитию.

Профессиональные качества можно поделить на две основные группы:

в первую группу входят профессиональное мышление, сознание и т.д., а

во вторую группу входят мотивы, цели и интересы.

Широким примером определения профессионально важных качеств может выступать определение Д. Шадрикова, который под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта, которые включены в процесс деятельности и влияют на эффективность ее выполнения по основным параметрам (производительности, качеству и надежности) деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения.

Исходя из данного определения можно выделить, что врождённые качества безусловно являются основой для выбора профессии, а приобретённые уже формируются в дополнении к основным. Некоторые исследователи выделяют несколько сфер возможного влияния для развития профессионально важных качеств, это регулятивной и когнитивной сферы.

 

Работа с регулятивной сферой подразумевает собой развитие в двух направлениях:

1. Формирование определенного отношения к труду как к одному из возможных видов деятельности.

Отношение к труду может быть положительным, отрицательным и индифферентным. Любое отношение к труду формируется еще в детстве, этому способствуют родители, их подача и воспитание является главным в отношении ребёнка к труду. В будущем отношение к труду определяется мотивацией, стремлением максимально проявить себя как физически, так и интеллектуально. Отношение к труду это довольно сложный процесс включающий в себя мотивационное ядро и вербальное поведение.

2. Развитие у человека интереса к определенной профессии.

Работа с когнитивной сферой подразумевает собой развитие профессионального мышления и целенаправленного формирования интеллектуальных качеств, значимых в профессиональной деятельности.

Наиболее спорным вопросом в современной психологии профессий безусловно является проблема выявления специфики психических функций и процессов, которые требуются для успешного овладения профессией. Джен Алгер выделил ряд подходов, которые сложились на основе бихевиоризма в двадцатом веке в Америке. На основе психологического исследования профессии были выделены следующие подходы:

1. Описание профессионального поведения.

Внимание исследователя фиксируется на испытуемых и их деятельности в процессе исследования. При анализе составляется определённый план, который подразделяется на нормативно заданные задачи и процесс выполнения. Эти данные несомненно важны, но это лишь начало, основа для дальнейшего исследования.

2.Эмпирическое выявление особенностей

Данный подход направлен на анализ внутренних ресурсов испытуемых, средств и способностей, необходимых для выполнения профессиональных задач. Требуемые работнику способности устанавливаются в ходе эмпирического исследования, но составленные перечни постоянно расширяются, что не дает полного понимания. Кроме того остается непонятным, сочетание и структура способностей необходимой для данной профессии. Способности понимаются как самостоятельные образования, которые уже существуют у человека и лишь актуализируются в определённой деятельности.

3. Выделение характеристик задач и их последующая психологическая интерпретация.

Подход в первую очередь направлен на изучение задач, которые ставит перед собой профессия. Описание задания дается в терминах характеристик, присущих самому заданию, вне описания способов его выполнения, особенностей поведения или предполагаемых необходимых способностей. Представители данного подхода считают, что между содержанием и другими объективными характеристиками и физическими и психическими функциями субъекта труда существует определённая закономерность. По этому делать вывод психических функциях можно косвенно- по описанию задач.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессионально важные качества это комплекс различных черт личности, психических и психомоторных свойств, а так же уровень физических качеств соответствующий для определённой профессии.

1.2 Структура профессионально важных качеств психолога и условия их формирования

Какие профессионально важные качества психолога можно выделить? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо дать определение кто такой психолог и чем он занимается.

Профессиональная деятельность психолога направлена на оказание психологической помощи конкретному человеку или группе людей, которые оказались в какой либо трудной жизненной ситуации, а так же на устранение душевных переживаний. Свои профессиональные качества психолог должен применить для оказания помощи, должен уметь правильно разговаривать с конкретным человеком, дать понять, что та проблема с которой обратились действительно важна для него и он готов помочь. Психолог должен помогать людям начинать заново верить в себя, в свой потенциал, вооружать людей оптимизмом и вдохновлять на какие либо положительные действия. Помогать в формировании любви к себе, к своей жизни. Потребность в оказании психологической помощи требует от психолога полного включения в ситуацию в которой оказался клиент, умение рассмотреть с разных сторон и объективно оценить. Психолог это своего рода спасатель, который помогает людям начинать "новую" жизнь и забывать о свои душевных недугах.

Профессия психолога относится к типу "человек-человек", что уже говорит о том, что данная профессия ориентирована на взаимодействие с людьми. Так же особенность профессий данного типа является особенность в требовании двойной подготовки от человека, это умение находить общий язык с абсолютно разными людьми, разбираться в особенностях поведения, характера.Работать с людьми очень не просто, нужно вырабатывать большую выдержку, умение слушать, такие профессии эмоционально энергозатратны, что приводит и к физической усталости, а так же к эмоциональному выгоранию.

Используя опросник Р.Кэтелла, можно сделать некоторые выводы относящиеся к личностным характеристикам, которыми должен обладать практикующий психолог. Профессор Овчарова Р.В рассматривала требования к личности и деятельности психолога на основе данного опросника. Вот что она выделила:

1. Психолог должен иметь высокие (общие) умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, аналитиком.

2. Психолог социабелен, поэтому предпочитает работать с людьми.

Это общительный человек, он великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении.

3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.

4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.

В исследовании профессионально важных качеств, кроме методики Р.Кэтелла, так же используются и другие, например: методика диагностики уровня эмпатических способностей В. Бойко; методика на определение социального интеллекта; методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера; тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра; методика на определение избирательности и концентрации внимания Г. Мюнстерберга; оригинальная методика для диагностики креативности.

Практический психолог, безусловно тот человек, который "культурно продуктивен", то есть способен к формированию множества мыслей по поводу особенностей поведения своей культуры, а так же иметь представления об особенностях других народов, это позволяет быть более компетентным.

Опираясь на вышесказанное, можно подвести небольшой итог. Профессия психолога, безусловна одна из тех профессий, которая направлена исключительно на человека и его благополучие. Настоящий психолог-это профессионал своего дела, человек, который всегда стремиться к познанию и развитию, увеличению своих профессиональных навыков, чтобы быть компетентным в любом вопросе касающегося человека и его психологического здоровья.

Теперь нам предстоит ответить на вопрос, какими же качествами должен обладать психолог и условие их формирования.

В первую очередь нужно выделить особенно важные качества будущего психолога, они и будут определять дальнейший успех в этой профессии.

Эмпатия- способность к сопереживанию, ставить себя на место другого,способ понимания без осмысления, проникновение в эмоциональный мир другого человека.

Открытость — постоянная готовность взаимодействовать с окружающим миром.

Интерес к людям — эмоционально положительное, доброжелательное отношение к окружающим людям, сопровождающееся желанием и стремлением общаться с ними, узнавать их.

В дальнейшем, профессия обязывает формировать у себя такие спососбности как:

Конгруэнтность — это процесс без оценочного принятия и осознания человеком своих собственных реальных и актуальных ощущений, переживаний и проблем с их последующим точным озвучиванием в языке и выражением в поведении способами, не травмирующими других людей.

Конгруэнтностью должен обладать каждый психолог, если хочет считать себя профессионалом. Такое качество очень важно для психолога, как для специалиста, без оценочное отношение очень влияет на работу, так как важно не оценивать поведение клиента, а смотреть именно на то, что побудило человека так поступить и как это можно интерпретировать.

Стрессоустойчивостъ — способность человека переносить значительные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, обусловленные нагрузками профессиональной деятельности.

Наличие стрессоустойчивости облегчает задачу психолога, так как клиенты бывают разные и уровни их проблем, так же различаются. Так же клиенты не всегда могут быть спокойными и уровновешнными, что тоже может повлечь за собой состояние стресса, и лучше, когда вы с легкостью справляетесь с такими состоянием, нежели очень сильно себя нагружаете и долго переживаете, что может привести к эмоциональному выгоранию.

Рефлексия — способность человека к критическому самоанализу, способность к размышлению о смысле человеческого существования.

Рефлексия один из самых значимых компонентов, так как помогает адекватно анализировать ситуацию и критически оценивать её.

Важными нравственными качествами психолога, являются: доброжелательность, гуманность, интеллигентность, альтруистичность.

Формирования профессионально важных качеств происходит на всём профессиональном пути, но зародыши этих качеств закладываются в том месте, где проходит обучение будущий специалист. Большое влияние оказывает непосредственно само включение студента-психолога в процесс развития личностных характеристик. Для преподавателей ВУЗа стоит задача, сформировать мотивацию к обучению и получению знаний, развитию и личностному росту, а так же уметь правильно преподнести материал, который бы на долго усвоился у студентов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: