ЛЕКЦИЯ 2 на тему
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ БЛОКОВ
КУЛЬТУРЫЗДОРОВЬЯ ЛИЧНОСТИ
ПЛАН
1. Структурне блоки культуры здоровья личности
2. Содержание блоков культуры здоровья личности
3. Методики диагностирования сформированности культуры здоровья человека
Культура здоровья человека – это важный составной компонент общей культуры человека, обусловленный материальной и духовной средой жизнедеятельности общества, выражающийся в системе ценностей, знаний, потребностей, умений и навыков по формированию, сохранению и укреплению здоровья человека.
КЗ рассматривается как совокупность четырёх компонентных блоков: программно-содержательного, потребносно-мотивационного, эмоционально-волевого и деятельно-практического|практичного|.
1. Программно-содержательный блок включает всю систему знаний по|с| формированию, сохранению|сохранности| и укреплению здоровья во всех его аспектах: духовном, психическом и физическом. Этот блок характеризует способность человека грамотно разработать и постоянно совершенствовать индивидуальную оздоровительную систему. В нем отображается содержательная сторона образованности личности в вопросах здоровья с учетом возраста, пола|стати| и индивидуальных особенностей развития личности.
Программно-содержательный блок содержит в себе философско-культурологические знания о культуре здоровья личности; духовном аспекте здоровья; психологическом аспекте здоровья; физическом аспекте здоровья; социальном здоровье как феномене, объединяющем разные|различные| аспекты здоровья человека; |касательно| формировании, сохранении|сохранность| и укреплении здоровья во всех его аспектах; основах|оснований| разработки индивидуальной оздоровительной системы; умении вести пропагандистскую работу по|с| формированию культуры здоровья личности.
|
2. Потребносно-мотивационный блок отражает|отражает| мировоззренческую сторону|бок| культуры здоровья личности. Этот блок характеризует высокий уровень духовности человека, развитие гуманистических ценностных ориентаций в их целостности|цельности|, предполагает понимание смысла жизни и осознание его ценности.
В состав потребносно-мотивационного блока входит мировоззрение|миросозерцание|, основанное на гуманистических ценностных ориентациях любви и доброго|хорошего| отношения ко всему существующему, понимания цели и смысла жизни, осознания его ценности, знания идеала личности, осознания себя как целостной|цельной| духовно-физической системы, сформированности сознания|сознательности,осмысленности| в единстве космопланетарного|, биосоциального, национального и личностного аспектов, а также оптимистичное мироощущение и высокий уровень социокультурной толерантности.
3. Эмоционально-волевой компонент характеризуется наличием у человека стойких эмоций относительно собственного здоровья и сформированных волевых качеств, необходимых для поддержания им ЗОЖ и умения противостоять негативным воздействиям социального и физического характера.
Под эмоциональной развитием человека необходимо понимать высокую степень эмоциональной зрелости, способность тонко воспринимать людей и окружающий мир на основе глубокой эмпатии и рефлексии.
Эмпатия (сочувствие, сопереживание) – способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, наблюдаемых явлений. Духовно развитый человек – тот, который эмоционально переживает и сопереживает состояние окружающих (умеет заметить мажорное или минорное состояния человека).
|
Человек, обладающий высокой степенью эмоционального развития, способен восхищаться красотой окружающего мира, он замечает красоту снежинок, осеннюю красоту листвы, красивый прыжок лани и т.д..
4. Деятельносно-практический|практичный| блок характеризует результат овладения человеком, с учетом его возраста и жизненного опыта, необходимым объемом умений и навыков выполнения оздоровительных технологий по ведению здорового образа жизни, что отражает практическую|практичную| направленность личности на активную, плодотворную|плодовитую|, длинную и счастливую жизнедеятельность.
Содержание деятельносно-практического|практичного| блока предусматривает владение субъектом оздоровительными технологиями, направленными на духовный, психический и физический аспекты здоровья; понимание необходимости борьбы с вредными привычками; умение разрабатывать и совершенствовать на протяжении жизни индивидуальную оздоровительную систему; ведения здорового образа жизни с учетом возраста, пола|стати|, психофизических особенностей и т.п..
Отмеченные структурные блоки культуры здоровья личности студента существуют в единстве, внутренне взаимозависимы и в своей совокупности составляют|складывают,сдают| целостное|цельное| явление.
СОДЕРЖАНИЕ БЛОКОВ КУЛЬТУРЫЗДОРОВЬЯ
|
І БЛОК
- Современные знания основ теории здоровья человека.
- Знание методики выполнения оздоровительных технологий.
- Знания по грамотной разработке и постоянному совершенствованию индивидуальной оздоровительной системы.
- Компетентность человека в вопросах здоровья с учетом его возраста, пола, жизненного опыта и интересов.
- Знания по поддержке высокого уровня культуры здоровья
- Знания как вести пропагандистскую работу по формированию культуры здоровья человека.
- формирование общих знаний - о все аспекты здоровья, о вредных привычках и другие факторы, которые негативно влияют на его состояние, о пути, методы и средства оздоровления, и знаний о личном здоровье - его соотношение с нормой, об особенностях развития своего организма, о пути, средства и методы личного оздоровления; устойчивые привычки проявления активной, целенаправленной, самоконтрольованої деятельности по укреплению и укреплению здоровья;
- формирование осознанного отношения к своему здоровью;
- осознание важности систематических занятий физической культурой, спортом и туризмом для всестороннего развития личности;
- формирование представления о единстве эстетических рис внешнего учета человека с идейно-нравственными идеалами общества; понимание эстетики поступков и поведения; стремление руководствоваться идейно-эстетическими принципами в поведении, труда, быте и досуге,
- понимание учащимися сущности гуманных отношений, сочетание уважения и требовательности к каждому; понимание сущности правил культуры поведения и общения, умение соблюдать их независимо от внешнего контроля; понимание личной ответственности за свои действия и поступки; понимание роли и места физического культуры и спорта в жизни человека и общества;
- формирование представлений о связи и взаимозависимости явлений в природе и обществе, понимание матеріалістичності окружающего мира;
- понимание учащимися роли человека в использовании и преобразовании природы, значение труда в формировании самого человека;
- формирование умения делать элементарные обобщения из наблюдений конкретных примеров жизни, анализировать, проводить аналогии общественных явлений;
- расширение знаний и представлений школьников о нравственный идеал семьи, отношения между старшими и младшими;
- осознание школьниками необходимости дисциплины и самодисциплины как гармонического единства усердия и инициативности, подчиненности и самостоятельности;
- формирование у подростков высоконравственных представлений о дружбе и любви, о создании нормальных взаимоотношений между парнями и девушками;
- понимание школьниками ценности природы; умение оценивать ее состояние, прогнозировать экологические последствия воздействия на нее человека;
- осознание школьниками основных принципов гуманизма, понимание высокой ценности человеческой жизни, стремление строить взаимоотношения по законам совести, добра и справедливости.
II БЛОК
- Ценностные ориентации человека в вопросах здоровья.
- Представление об идеале гармонично развитой здоровой личности.
- Сформированность космопланетарного, биосоциального, национально-личностного мировоззрения по вопросам здоровья.
- Понимание цели, смысла жизни и ее ценности.
- Сформированность оптимистического мироощущения и мировосприятия.
- Высокая степень духовности человека.
- формирование ценностного отношения к здоровью, в рамках которого осознается его личностная и социальная значимость;
- понимание учащимися роли здоровья в жизни человека, мотивационная готовность к сохранению и укреплению здоровья;
- формирование интереса к занятиям в спортивных секциях, к туристическим походам, стремление систематически выполнять основные гигиенические требования и правила закалки природными факторами, постоянное совершенствование спортивных умений и навыков;
- воспитание стремления к регулярным занятиям физкультурой; интерес совершенствоваться в избранных видах спорта;ї
- формирование потребности совершать по законам гармонии и красоты, самостоятельно пополнять эстетические знания;
- формирование интереса к знаниям, образования, стремление самостоятельно приобретать знания из книг, решать познавательные задачи;
- формирование стремление проявлять в работе творчество, инициативу и взаимопомощи, осуществлять контроль и самоконтроль;
- формирование потребности и стремления преодолевать трудности и доводить начатое до конца; стремление разрабатывать собственную программу самовоспитания и самооздоровления;
- воспитание духа высокого, целомудренного отношение к женщине; подъем таких черт, как человеческая верность и преданность;
- гармоничное сочетание потребности в красоте внешней и духовной красоте человека; формирование соответствующей системы эталонов самооценки;
- формирование интереса к занятиям творческого характера, различных видов искусства, художественной самодеятельности; стремление привносить красоту в жизнь и труд коллектива, школы семьи;
- формирование потребности защищать слабого, заботиться о членах своей семьи; готовность заниматься самовоспитанием;
- воспитание стремление к честности, скромности, красоте и благородству взаимоотношениях с представителями противоположного пола;
ІІІ БЛОК
- формирование нетерпимого отношения к недисциплинированности, негативным поступкам, лжи, задавацтву, упрямства, нарушению норм товарищества, коллективизма, осуждение нечистоплотности.
- формирование готовности признавать свою неправоту и исправлять ошибки
- непримиримость к злу и бурная эмоциональная оценка зла;
- создание морального идеала, подъем идеала духовной красоты, добра и правды, стремление достичь этой вершины;
- воспитание ответственности перед самим собой, перед своей совестью”;
- воспитание культуры желаний;
- возвеличивания взаимоотношений между мальчиком и девочкой, между мужчиной и женщиной;
- воспитание чувства дружбы;
- самоутверждение личности, закалка своих морально-волевых сил, путем закалки физических сил;
- формирование эстетического восприятия предметов и явлений действительности, развитие способностей видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труда и творчества людей;
- формирование осуждения нехорошего в поведении и поступках людей, окружающей жизни, быту, взаимоотношениях; непримиримое отношение к этим явлениям;
- формирование способности к состраданию, благородства и душевной щедрости;
- развитие волевых качеств характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели и достигать их;
- воспитание моральной устойчивости и способности противостоять вредному воздействию; отвращение к отклонениям от норм нравственного поведения, к проявлениям эгоизма, равнодушия, лицемерия, цинизма, потребительского отношения к природе;
ІV БЛОК
- Владение достаточным арсеналом оздоровительных технологий, воздействующих на все аспекты здоровья.
- Отсутствие вредных привычек.
- Умение выполнять оздоровительные технологии в течении всей жизни.
- Ведение здорового образа жизни с учетом возраста, пола, национальных, индивидуальных особенностей и т.д.
- Умение вести и поддерживать высокий уровень культуры здоровья на протяжении всей жизни.
- Умение вести пропагандистскую работу по формированию культуры здоровья человека.
- формирование умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, ведения здорового образа жизни (систематические занятия физкультурой и спортом, выполнения двигательного режима, закалка, правильное питание и т.п.);
- формирование умений оказывать первую медицинскую помощь;
- формирование навыков самоконтроля (умение правильно определять уровень энергозатрат организма) в процессе двигательной активности;
- формирование навыков культуры умственного труда, умение заниматься внимательно; последовательно и обоснованно излагать свои мысли;
- научиться составлять режим занятий физкультурой, спортом, туризмом; подбирать упражнения для зарядки в соответствии с избранного вида спорта;
- формирование умения планировать свою деятельность, рационально использовать рабочее время и место; постоянно совершенствовать трудовые умения и навыки;
- формирование готовности и умения беспокоиться о зеленые насаждения, ухаживать за птицами и животными;
- расширение и углубление опыта общения между парнями и девушками в учебе, общественной работе, на отдыхе; преодоление негативизма, скованности в общении со сверстниками противоположного пола;
- подбирать упражнения для зарядки в соответствии выбранного вида спорта;
Методики диагностирования сформированности культуры здоровья человека:
«Ценностные ориентации» по М.Рокичу,
«Уровень соотношения ценности и ее доступности в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталова,
«Проективное сочинение» Р.В. Рожнов.
« Индекс отношения к здоровью и здоровому образу жизни» С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, «Анкета самооценки состояния здоровья (по В.П. Войтенко)».
Тест «Что вы знаете о здоровом образе жизни?» (Н.Н. Крылова, Р.В. Рожнов),
Тест «Индивидуальная концепция здоровья» (Д.Сириес, В. Гавдия).
Тест адекватности самооценки знаний и умений учащихся по курсу «Валеология»
Диагностика культуры здоровья будущего учителя (А.М. Митяева)
Диагностика культуры здоровья школьников (А.М. Митяева)