СВ210 механика
Преподаватель Кашаева Е.В. адрес эл.почты kashaevaelena@yandex.ru (или в Контакте)
Задание выдано 27.05.20, выполнить до 29.05.20
Внимательно прочитать материал лекции. Составить конспект,
Тема: Общие сведения о редукторах
Иметь представление о типоразмерах и исполнениях, компоновках редукторов.
Знать назначение, основные параметры, достоинства и недостатки редукторов основных типов.
Редукторы — это механизмы, служащие для понижения угловых скоростей и увеличения вращающих моментов и выполненные в виде отдельных агрегатов. Передача размещается в отдельном жестком корпусе, не проницаемом для масла и пыли. Редукторы обеспечивают постоянное передаточное число. Передаточные числа стандартных редукторов от 1 до 400, большие передаточные числа применяют редко.
При малых передаточных числах применяют одноступенчатые редукторы с передаточными числами до 10, чаще — до 6,37.
Основное распространение получили двухступенчатые редукторы с передаточными числами 15...30.
При больших передаточных числах применяют трехступенчатые редукторы; в последнее время они вытесняются более компактными планетарными.
Чаще применяют цилиндрические зубчатые редукторы.
Схемы редукторов
Наиболее распространены схемы редукторов, изображенные на рис. 14.1.
Тип редуктора определяют по виду зубчатых передач и порядку их размещения в направлении от двигателя, по числу ступеней и расположению геометрических осей тихоходных валов в пространстве.
Для обозначения типов использованных зубчатых передач применяют прописные буквы:
Ц — цилиндрические;
К — конические;
КЦ — коническо – цилиндрические;
Ч — червячные;
ЧЦ — червячно-цилиндрические и т. д.
На рис. 14.1, а изображен одноступенчатый цилиндрический редуктор. Такие редукторы выпускают с прямозубыми, косозубыми и шевронными колесами.
Двухступенчатые редукторы выполняют по развернутой (рис. 14.1, б) и соосной схемам (рис. 14.1, в). Соосные редукторы удобны, если нужно получить одну линию валов соединяемых механизмов, имеют малые габаритные размеры по длине, в них достигается одинаковое смазывание колес из ванны, при этом увеличиваются габаритные размеры вдоль осей валов.
Широкие редукторы обозначаются буквой Ш, узкие — У, соосные — С.
Для улучшения условий работы тихоходной ступени используют редукторы с раздвоенной быстроходной ступенью (рис. 14.1, г), редукторы с раздвоенной ступенью обозначаются буквой Ш.
Трехступенчатые редукторы выполняют по развернутой (рис. 14.1, д) и раздвоенной (рис. 14.1, е) схемам.
Если компоновка машины требует взаимной перпендикулярности осей входного и выходного валов, применяют конические (рис. 14.1, ж) или коническо-цилиндрические (рис. 14.1, з) редукторы.
Большие передаточные отношения, плавность, бесшумность и возможность самоторможения обеспечивают червячные редукторы (рис. 14.2). Червячные редукторы выпускают с цилиндрическими, глобоидными и спироидными червяками. Высокое передаточное отношение при низком уровне шума имеют двухступенчатые червячные и червячно-цилиндрические редукторы.
Червячные редукторы выпускают с верхним (рис. 14.2, а), нижним (рис. 14.3, б), боковым или вертикальным расположением червяка.
Основные недостатки червячных редукторов — низкий КПД и малый ресурс работы.
Оси валов могут иметь различное расположение в пространстве. Обычно оси валов редукторов расположены горизонтально в плоскости разъема корпуса редуктора, но используют также схемы с горизонтальными входными (быстроходными) и вертикальными выходными (тихоходными) валами.
Основные параметры редукторов
Основными параметрами редукторов являются тип, типоразмер и исполнение.
Типоразмер редуктора определяет тип и главный размер (параметр) тихоходной ступени.
- Для цилиндрического и червячного редукторов главным параметром является межосевое расстояние aw,
- Для конического — внешний делительный диаметр колеса d2,
- Для планетарного — радиус водила R.
- Одним из главных параметров редуктора является передаточное число (табл. П9 Приложения).
Параметрами редуктора являются
- коэффициенты ширины колес,
- модули зубчатых колес,
- углы наклона зубьев, а
- для червячного редуктора дополнительно — коэффициент диаметра червяка q.
Основная энергетическая характеристика редуктора — момент на выходном валу
где Рвх — мощность на быстроходном валу; ωвх — угловая скорость быстроходного вала; и — передаточное число редуктора; η — КПД редуктора.
Обозначение редукторов
В обозначении указывается
· тип редуктора,
· число ступеней,
· схема сборки.
Если валы расположены в одной горизонтальной плоскости, в обозначении это не отражается. Если все валы расположены в вертикальной плоскости, в обозначении типа добавляют индекс В, если ось выходного вала вертикальна — добавляют букву Т, если ось быстроходного вала вертикальна — добавляют букву Б.
Цифрами указываются главный размер (параметр) тихоходной ступени и передаточное число редуктора.
Например, изображенный на рис. 14.3, а редуктор обозначается Ц2-200-4: двухступенчатый цилиндрический редуктор, межосевое расстояние 200 мм, передаточное отношение 4.
Представленный на рис. 14.3, б редуктор обозначается Ч-140-25: червячный редуктор, межосевое расстояние 140 мм, передаточное отношение 25.
Опорами валов в редукторах чаще всего являются подшипники качения. Валы цилиндрических и конических редукторов, как правило, устанавливают на шариковых или роликовых конических подшипниках.
При относительно коротких валах осевая фиксация выполняется на двух опорах: один подшипник фиксирует вал в одном направлении, а другой — в другом (на рис. 14.4 тихоходный вал при указанном направлении силы Fa 2 в осевом направлении фиксируется на опоре А, установка враспор). Установка вала на конических подшипниках враспор представлена на рис. 14.5. Таким подшипникам необходима осевая регулировка наружных колец, выполняемая с помощью винта 1.
Осевой зазор в подшипнике может также регулироваться изменением толщины прокладок 1 под крышкой подшипников (см. рис. 14.4). Для крепления коротких валов применяют установку подшипников врастяжку (на рис. 14.6 крепление быстроходного вала). При направлении силы Fa, как показано на рис. 14.6, осевая фиксация происходит на опоре А. Стакан 2 используется для регулировки зазора в зацеплении конических колес.
Длинные валы закрепляют от осевых смещений в одной опоре, вторую опору выполняют плавающей (на рис. 14.4 осевая фиксация быстроходного вала на опоре В, опора Г — плавающая; на рис. 14.7 осевая фиксация вала червяка на опоре А, опора Б — плавающая). На плавающей опоре внутреннее кольцо подшипника крепится с обеих сторон уступами вала, пружинными кольцами, распорными втулками.
Наружные кольца подшипников крепятся крышками. Крышки подшипников могут приворачиваться к корпусу винтами (рис. 14.6), под крышки помещают прокладки. Используют конструкции с врезными крышками, уступающими по герметичности (см. рис. 14.4, 14.5).
Смазывание редукторов
В редукторах обеспечивается смазывание зубчатых зацеплений и подшипниковых узлов. Масло в корпус заливают через пробки 1 в люках (см. рис. 14.6). Уровень масла контролируется масломерной иглой и с помощью специальных указателей уровня 3. В горизонтальных редукторах тихоходное колесо погружают в масло на половину ширины венца. Иногда используют специальные улавливатели, направляющие масло в пространство между подшипниками шестерни. В вертикальных редукторах обычно достаточно погружения колеса тихоходной ступени.
Уплотняющие устройства
Уплотняющие устройства предохраняют от загрязнения извне и предотвращают вытекание смазочного материала.
Для уплотнения подшипниковых узлов применяют контактные уплотнения — манжеты (см. рис. 14.7, опора Б), щелевые, лабиринтные, (см. рис. 14.4, опора Б).
Применяют также внутренние уплотнения подшипниковых узлов. При смазывании пластичным материалом подшипниковый узел прикрывают мазеудерживающими кольцами.