СВ210 механика
Преподаватель Кашаева Е.В. адрес эл.почты kashaevaelena@yandex.ru (или в Контакте)
Задание выдано 22.05.20, выполнить до 25.05.20
Внимательно прочитать материал лекции. Составить конспект, отвечая на следующие вопросы:
1. Назначение передачи.
2. Принцип работы передачи.
3. Материал элементов передачи.
4. Применение данного вида передачи в машинах и механизмах.
Тема: Цепная передача
Знать основные параметры, кинематику и геометрию цепных передач; типы цепей и звездочек, их сравнительную оценку; обозначения цепей по стандарту.
Уметь подобрать тип цепной передачи по соответствующим таблицам.
Уметь подобрать цепь и рассчитать цепную передачу на долговечность исходя из износостойкости шарниров цепи.
Знать обозначения, физический смысл коэффициентов, уметь выбирать их исходя из заданных условий эксплуатации.
Цепная передача — передача зацеплением гибкой связью. Гибкую связь образует шарнирная цепь, охватывающая зубчатые звездочки (рис. 10.1).
Традиционно цепные передачи применяют в сельскохозяйственных и строительно-дорожных машинах, в химическом машиностроении, станкостроении и подъемно-транспортных устройствах.
Оценка цепных передач
Достоинства цепных передач:
• передача движения зацеплением, а не трением позволяет передавать большие мощности, чем с помощью ремня;
• практически не требуется натяжение цепи, следовательно, уменьшается нагрузка на валы и опоры;
• отсутствие скольжения и буксования обеспечивает постоянство среднего передаточного отношения;
• цепи могут устойчиво работать при меньших межосевых расстояниях и обеспечивать большее передаточное отношение, чем ременная передача;
|
• цепные передачи хорошо работают в условиях частых пусков и торможений;
• цепные передачи имеют высокий КПД.
Недостатки цепных передач:
• износ цепи при недостаточной смазке и плохой защите от грязи;
• сложный уход за передачей;
• повышенная вибрация и шум;
• по сравнению с зубчатыми передачами повышенная неравномерность движения;
• удлинение цепи в результате износа шарниров и сход цепи со звездочек.
Классификация цепных передач
В настоящее время применяют шарнирные
- роликовые,
- втулочные (рис. 10.3, а) и
- зубчатые (рис. 10.3, б) цепи.
В роликовых цепях зацепление цепи со звездочкой осуществляется через ролик: долговечность цепи возрастает, но возрастает масса и стоимость цепи.
Цепи бывают однорядными и многорядными.
Зубчатые цепи набирают из пластин; большое значение имеет конструкция шарнира. В конструкцию входит направляющая пластина, предотвращающая сползание цепи со звездочки. По сравнению с втулочными зубчатые цепи работают более плавно, обеспечивают большую кинематическую точность, могут передавать большую мощность, имеют высокий КПД, но их масса и стоимость значительно выше.
Форма профиля зуба звездочки зависит от конструкции и размеров цепи. Звездочка для втулочной и роликовой цепи представлена на рис. 10.2, а, звездочка для зубчатой цепи — на рис. 10.2, б.
Геометрические и кинематические параметры цепной передачи
Основной геометрический параметр цепи — шаг t, мм (см. рис. 10.3).
Оптимальное межосевое расстояние а = (30...50) t.
|
Длина цепи в шагах
где z1 и z2 — число зубьев звездочек.
Число зубьев малой звездочки выбирают из соотношения
Тогда z2 = zxu.
Окончательное значение межосевого расстояния
Диаметр делительной окружности звездочки
Передаточное число
Передаточное отношение передачи нельзя определять как отношение диаметров делительных окружностей звездочек. В пределах одного оборота звездочки передаточное отношение не остается постоянным, поэтому говорят о средней скорости цепи, м/с:
где ω, z — угловая скорость и число зубьев звездочки.