Социологический подход к изучению личности.




Социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Основные проблемы социологической теории личности связаны с процессом формирования личности и ее развития в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. “Личность” является емким, многомерным, трудноулавливаемым понятием. Чтобы с ним определиться, необходимо провести прежде всего разграничение категорий “человек”, “индивид”, “личность”. Понятие “человек” употребляется тогда, когда можно выделить принадлежность лица к человеческому роду, обладание им всеобщими для всех людей чертами. Когда же надо подчеркнуть, что речь идет не обо всем человечестве, не обо всех людях, а о конкретном человеке, тогда используется понятие “индивид". Личность — это также единичный человек, но здесь речь идет о системе устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальной жизни. Поскольку социологию человек интересует прежде всего как продукт общества, а не как продукт природы, то для нее более важное значение имеет категория личность.
11. Социальный статус и социальные роли личности.

Социальный статус – это положения личности в социальной общности. Он фиксирует различия между людьми по их социальному престижу в обществе, определяет место индивида в системе социальных отношений. Социальный престиж – оценка обществом социальной значимости вещей (их свойств) и людей (их поведения) с точки зрения норм и ценностей, принятых в данном обществе. Социальный статус личности зависит от объективных факторов и субъективных показателей.

Статус может быть:

1) наследственный (или предписанный), когда индивид приобретает положение в обществе независимо от его личных усилий (статус миллионера, негра, женщины);

2) приобретенный, достигаемый личностью, благодаря ее выбора, усилий, заслуг.

Классифицируют статусы и по другим критериям.

1) естественный статус – связан с биологическими признаками, скажем, статус мужчины или женщины может быть различным;

2) профессионально-правовой статус – имеет социальные критерии своего измерения, официально оговоренные или неформальные.

Многое в оценке статуса личности зависит от конкретных социальных ролей выполняемых каждым индивидом.

Социальная роль – модель поведения, обусловленная положением личности в системе межличностных отношений.
12.Социализация личности.

Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности.

В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы.

Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.

-Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.

- Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.

- Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности. Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса.

Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности:

- Первичная социализация – процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;

- Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе.

- Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития.

- Подростковый возраст – не менее важный социальный этап, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности.

- Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время, пребывать.

- В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу.
13. Социальная структура общества.
Социальная структура общества – это совокупность его элементов, а также связей и отношений, в которые вступают группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности.

В основе социальной структуры лежат общественное разделение труда, отношения собственности, а также другие факторы социального неравенства. Преимущества общественного неравенства состоят в возможностях профессиональной специализации и предпосылках для роста производительности труда.

Недостатки социального неравенства связаны с социальными конфликтами, которые оно порождает.

Классообразующие признаки: уровень доходов, уровень образования и квалификации, престиж профессии, доступ к власти.

-Высший класс (обычно 1-2 % населения) – это владельцы крупного капитала, промышленная и финансовая элиты, высшая политическая элита, высшая бюрократия, генералитет, наиболее преуспевающие представители творческой элиты. Они обычно владеют значительной частью собственности и оказывают серьезное влияние на политику, экономику, культуру, образование и другие сферы общественной жизни.

-Низший класс – низко квалифицированные и неквалифицированные работники с низким уровнем образования и дохода, для многих из которых характерны значительные расхождения между относительно высокими ожиданиями и достигнутых в обществе личных результатов.

-Средний класс – совокупность групп самостоятельного и наемного труда, занимающих «срединное», промежуточное положение между высшими и низшими слоями в большинстве статусных иерархий (собственность, доходы, власть) и обладающих общей идентичностью.
14. Понятие и типология социальных групп

Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив – наиболее значимые для личности социальные группы.

Основные признаки социальной группы:

1) наличие психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат и т. д.;

2) существование параметров группы как единого целого: композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции.

3) способность индивидов к согласованным действиям;

4) действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих.

По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей – на реальные и номинальные.

По количеству членов выделяют большие, малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп включает двух или трех человек. Большие группы изучаются с точки зрения массовидных явлений психики (толпа, аудитория, публика). По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности и группы высокого уровня развития (коллективы). По отношению к социуму: позитивное отношение – просоциальные, негативного – асоциальные.

Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой, поскольку ориентирован на пользу обществу. Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией. Корпорация обычно характеризуется замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: