В учебно-воспитательном комплексе «Престиж» (г.Киев) 7 июня 2000 года прошёл семинар «Мультимедийные технологии в образовании». В работе семинара принимали участие представители средних и высших учебных заведений Киева, Одессы, Харькова и Ивано-Франковска. Большую помощь в организации работы семинара оказал Научно-методический центр среднего образования Министерства образования и науки Украины.
На семинаре обсуждался широкий круг вопросов по использованию мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе, тенденций и перспектив их развития. Преподаватели обменялись опытом использования инновационных технологий, собственными разработками.
Особенность семинара была в его практической направленности. Демонстрация учебных программ, методик и приёмов обучения происходила на мультимедийном сетевом учебном комплексе HiClass ІІ. Учителя киевских учебных заведений демонстрировали возможности различных програм для HiClass ІІ при обучении школьным дисциплинам.Учительница школы №318 г.Киева О.А.Чайковская и психолог УВК "Престиж" О.В.Тетерина ознакомили участников семинара с использованием комплекса HiClass ІІ в процессе преподавания иностранных языков, музыки и психологии.
HiClass ІІ – это мультимедийная надстройка для дистанционного контроля процесса обучения, в ходе использования которой в компьютерном классе учителя получают мощный и эффективный инструмент для преподавания. Мультимедийная сеть, реализованная с помощью HiClass ІІ, позволяет проводить изучение и обсуждение предмета, интерактивное общение учителя и ученика.
На семинаре также отмечалось, что современная технология создаёт условия для приближения содержания обучения, объёма знаний, умений, навыков, а также темпа их усвоения к личности ученика, то есть позволяет реализовать индивидуально-дифференцированый подход в обучении. Кроме того, современные технологии обучения изменяют некоторые функции и роль субъектов учебно-воспитательного процесса. Так О.В.Тетерина привела следующую обобщающую таблицу определённых изменений для ученика и для учителя.
Субъекты процесса | Традиционная роль | Традиционная функция | Переориентация в новой технологии |
Учитель | Ведущая (субъект) | Информационная, Контролирующе-критическая Оценивающая | Соинформатор Консультант Помощник |
Ученик | "Ведомая" (объект) | Отстранённая Потребительская Репродуктивная | Активная познавательная позиция + личная ответственность |
Она также привела обобщающие преимущества использования комплекса HiClass II для учителя:
F построение собственной творческой лаборатории;
F возможность чувствовать каждого ученика, приблизиться к его учебным проблемам, выбрать форму помощи;
F переориентация с роли информатора на консультативную функцию;
F возможность перехода стандартной деятельности на творческий уровень;
F снижение физического напряжения учителя;
F повышение эффективности работы.
и для ученика:
@ снятие комплекса "страха", "незнания", потому что деятельность переходит с публичной формы в личный простор;
@ новый механизм взаимодействия с учителем (самостоятельно-консультативный);
@ включение функции самоконтроля и самооценки;
@ опыт учебного диалога (в группе);
@ формирование активного познавательного мотива через включение механизма "успеха";
@ повышение эфективности обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ляховицкий М.В., Кошман И.М. Технические средства в обучении иностранным языкам. – М.: 1981 г.
2. Цесарский Л.Д. Использование технических средств в преподавании иностранных языков. – М.: 1966 г.
3. Карпов К.Б. Применение технических средств в обучении иностранным языкам. – М.: 1971 г.
4. Аблам С.Б. Использование лингафонных кабинетов в обучении иностранным языкам. – М.: 1983 г.
5. Зимняя И.А. ТСО и наглядность в обучении иностранному языку. – М.: 1979 г.
6. Щукин А.Н. Методика использования аудиовизуальных средств. – М.: 1981 г.
7. Михайлова О.Э. Общая методика обучения иностранным языкам на специальных факультетах педагогических институтов. – М.: 1975 г.
8. Бордулина М.К., Минина Н.М. Основы преподавания иностранных языков в языковом ВУЗе. – М.: 1968 г.
9. Вопросы преемственности в преподавании иностранных языков в средней и высшей школе. Под. ред. Л.И. Фомина. – Свердловск: 1980 г.
10. Иванова-Цыганова В. И. Кинохрестоматия и проблема слухозрительного синтеза. «Иностранные языки в школе», 1968, № 4.
11. Ковалевский М. Т. Система лабораторных упражнений с магнитофоном и ее роль в формировании навыков устной речи. «Иностранные языки в школе», 1965, № 6.
12. Краевский В. В., Солнцев В. Е. и Цесарский Л. Д. Сборник дикторских текстов на английском языке к учебным кинофильмам и диафильмам. Пособие для учителей. М., 1962.
13. Либерман А. С. Магнитофон на уроке. «Иностранные языки в школе», 1993, № 5.
14. Ляховицкий М. В. Работа с магнитофоном при обучении иностранным языкам. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1965.
15. Панов А. И. Магнитофон на уроке. «Иностранные языки в школе», 1964, № 5.
16. Рожкова Ф. М. Кинофильмы на уроках английского языка. М., «Просвещение», 1967.