Предметом политологии яв-ся политическая власть во всем многообразии ее проявлений и противоречий в конкретной политической реальности.




Пол-я наука о полит отношениях и политической деятельности людей, сущности, формах, методах, закономерностях развития и использования полит власти

Предметом политологии яв-ся политическая власть во всем многообразии ее проявлений и противоречий в конкретной политической реальности.

Субъекты политики можно разделить на две группы: первичные и вторичные. К 1-м относятся большие социальные группы (народ, классы, социальные группы) 2-е составляют политические институты (государство, партии, общественные организации и движения, парламентские фракции, церковь и др).

Объект политологии – политическая сфера жизни общества (совокупность свойств, связей и отношений общества). Основополагающие объекты политологии – государство, власть и властные отношения.

Главная цель пол науки - достижение истинного знания, основанного на объяснении, понимании, интерпритации реальной полит жизни, поиск закономерностей становления, функционирования и развития власти, отношения между людьми по поводу власти.

Политология как комплексная наука о различных сторонах политической деятельности включает в себя следующие дисциплины.

Полит. философия. Изучает политические идеалы, нормы, при помощи которых функционируют полит.системы– власть, государство, права и свободы человека.

Теория политики. Исследует происхождение, функции, принципы построения государства, взаимосвязь государства и права, сущность власти.

Полит. социология. Изучает полит. поведение, движущие интересы индивидов и отдельных групп общества.

Полит. психология. Определяет механизмы влияния сознания, воли, эмоций, убеждений, ценностей, мотивационной сферы на полит. взаимодействие, связи и отношения.

Полит. антропология. Изучает зависимость политики от социобиологических качеств человека.

Полит. география. Устанавливает связь полит. процессов и географических, природных факторов.

Прикладная политология. Рассматривает конкретную полит. проблему.

ВОПРОС 2 Становление и эволюция пол-гии как науки и учебной дисциплины. Политическое образование в РБ

Первые формы осмысления мира поли­тики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали пре­имущественно в религиозно-мифол-кой форме. Их ос­нову составляли идеи о божественном происхождении и орга­низации власти.

В середине I тыс. до н.э. в связи с творчеством Конфуция, Платона, Аристотеля, Цицерона появляются первые поли­т. категории, дефиниции (определения), а затем и це­лые концепции, носящие философско-этическую форму.

Одним из основателей политологии является Макиавелли.В 16 в. он сформулировал предмет и ме­тод политологии, поставил в центр изучение проблемы государства и власти.

В 1857 г. начинается чтение курса лекций по политической теории в Колумбийском колледже. В 1880 г. в нем была откры­та Высшая школа политической науки.

В 1903 г. была основана Американская ас­социация политической науки, в 1949 г. Международная ассоциация политической науки.

В 1948 г. ЮНЕСКО рекомендовала курс политологии для изучения в университетах

Как учебная дисциплина политология окончательно утвердилась в середине XX в.

Образование и развитие бел полит мысли принято связывать с возникновением и развитием Полоцкого, Туровского, Витебского, Минского, Пинского княжества. В то время наиболее актуально звучали идеи, призывающие князей к полит единству и укреплению христ веры, осуждающие злоупотребления полит властью. Этими идеями наполненны произведения древнебелорус мыслителей и просветителей Е. Полоцкая, К. Туровский.

ВОПРОС 3 Методы и функции политологии. Взаимосвязь политологии с другими общественными науками.

Полит. процессы изучаются не только политологией, но и философией, историей, социологией, экономикой.

Политология и философия связаны методологическими принципами исследования политических явлений: рассматривать их во взаимосвязи с другими явлениями, выявлять их противоречивый характер, прослеживать историческую преемственность. Философи я дала политологии возможность использовать теорию познания при исследовании определенных политических проблем. История представляет примеры развития политической жизни общества. Социология дала политологии методологию исследования, кроме того, предоставляет ей конкретные данные, характеризующие общество как целостную социальную систему. Экономические отношения в зависимости от конкретных условий развития того или иного общества влияют на развитие его политических отношений.

Функции политологии.

Описательная – полная реалистическая оценка сложившийся в обществе ситуации, получение достоверных данных о произошедших пол изменениях. Раскрытие сути общественных явлений – это условие объектив анализа причин их появления

Объяснительная -дает ответы на вопросы в силу каких причин выявленная полит реальность могла иметь место, почему именно данные явления и процессы возникли в обществе Прогностическая – разработка вероятного знания относительно того, какой будет полит действит-ть в будущем. Инструментальная - разработка опред-х рекомендаций, правил для политиков, принимающих полит решения

Метод – это способ получения нового знания. В политологии методы – это способы изучения политики. Методы политологии: Социологический- выясняет, как политика зависит от общества. Структурно-функциональный- рассматривает политику как целостную систему.

Функциональный- изучает политику через зависимости между полит. явлениями. Системный- рассматривает политику как систему-механизм, взаимодействующий с окружающим миром. Антропологический -изучает явления полит. жизни на основе иррациональной, инстинктивной природы человеческого поведения.

Сравнительный- сопоставляет полит. партии, полит. системы, полит. режимы чтобы выявить наиболее эффективные формы организации общества и пути решения полит. проблем.

Исторический- изучает полит. явления в их историческом развитии.

Эмпирический - изучает политику на основании эмпирических исследований.

ВОПРОС 4 Зарождение и развитие политических знаний в эпоху античности. Политическая мысль средневековья.

Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции можно разделить на три этапа:
1. ранний период (IX - VI века до нашей эры) связан с возникновением древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений и формируется философский подход к проблемам государства и права;
2. период расцвета (V - первая половина IV века до нашей эры) - это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли;

3. период эллинизма (вторая половина IV - II век до нашей эры) - время начавшегося упадка древнегреческой государственности, попадания греческих полисов под власть Македонии и Рима.

Всю жизнь Платон рассматривал проблемы государственно-политического устройства. Государство, по Платону, — это своеобразный мир, противоположный демократии, вытекающий из установлений Солона. В государстве Платона три класса людей, весьма неравные по численности, не считая рабов, которые рассматриваются лишь как мускульная сила, набор орудий.

Аристотеля считают основателем политической науки. Политические взгляды нашли наиболее полное и систематическое выражение в работе «Политика», а также «Афинская политика», «Этика». Политику Аристотель понимал значительно шире. Она включала и этику, и экономику.

Государство (по Аристотелю) — творение природы, продукт естественного развития. Человека Аристотель называл «животным политическим», т.е. общественным. По его утверждению, существует несколько ступеней объединений, которые люди создают последовательно, в своем естественном стремлении к общению. Первое — семья, состоящая из мужчины, женщины и их детей. Далее — расширенная семья — несколько поколений кровных родственников с боковыми ветвями. Полис — высшая форма объединения. Цель полиса — благо граждан.

Вслед за Платоном и Аристотелем Цицерон видел в государстве выражение и защиту общего интереса, общего достояния и правопорядка, воплощение справедливости и права. Как и Аристотель, он связывал возникновение государства с внутренней потребностью людей в совместной жизни, а основой этого процесса считал развитие семьи, из которой естественным образом вырастает государство. Связующей силой, основой общества свободных граждан выступает право, закон.

Главную задачу государства Цицерон видит в защите частной собственности и господствующего положения оптиматов. В интересах укрепления рабовладельческого государства Цицерон высказывает идею об активном участии верхушки в политической жизни. Он утверждает, что государственная деятельность есть высшее проявление человеческой добродетели.

Средневековая философия

В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, средневековый мир мысли пребывал в уверенности об открытости истины, об откровении в Священном Писании. Идея откровения была разработана отцами церкви и закреплена в догматах. Так понятая истина сама стремилась овладеть человеком, проникнуть в него. Полагалось, что человек рожден в истине, он должен постичь ее не ради себя, но ради нее самой, ибо ею был Бог. Считалось, что мир сотворен Богом не ради человека, но ради Слова, второй Божественной ипостаси, воплощением которой на земле являлся Христос в единстве Божественной и человеческой природы

В силу этого основаниями средневековой философии были теоцентризм, провиденциализм, креационизм, традиционализм. Опора на авторитеты, без которых немыслима обращенность к традиции, объясняет идейную нетерпимость к ересям, которые возникали внутри ортодоксального богословствования. В условиях заданности истины основными философскими методами были герменевтический и дидактический, тесно связанные с логико-грамматическим и лингвистически-семантическим анализом слова. Поскольку Слово лежало в основании творения и соответственно было общим для всего сотворенного, то оно предопределило рождение проблемы существования этого общего, иначе называемой проблемой универсалий (от лат. universalia - всеобщее).

ВОПРОС 5 Социально-политические концепции эпохи Возрождения и Нового Времени 17-18вв

Особенности философии эпохи Возрождения Решающими чертами философии Возрождения являются стремление выйти из монашеской кельи на простор природы, материалистические тенденции, связанные с опорой на чувственный опыт, индивидуализм и религиозный скептицизм. Философия эпохи Возрождения тесно связана с естествознанием. Классиком полит теории Возр считаетс я Никколо Макиавели. Гос-во по его мнению это явление естественное, а не божественное, это плод человеческого разума и опыта. Гос-во – есть особый аппарат, посредством которого можно установить (в том числе и методом принуждения) порядок и мирв обществе.гос-во особая, отличная от общества структура власти. Он сформировал концепцию циклического развития государственных форм. Выделил 6 форм гос-ва, которые периодически сменяют друг друга.по его мнению 3 из них (тирания, олигархия, анархия) - «дурное вовсех отношениях «, а три другие (монархия, аристократия демократия) «хороши сами по себе». Наилучшей формой гос-ва М. считает смешанную, ее воплощение он видит в республике, сочетающей в себе достоинства монархии (сильное объединяющее начало), аристократии(мудрость и добродетельное правление) и демократии (свобода и участие в управлении) Политический мыслитель изложил свою точку зрения о соотношении морали и политики. При исполнении нравственного долга не достигаются полит. результаты; при исполнении долга в политике не остается места для морали. Из этого следует,что следование одному и другому долгу одновременно невозможно, а значит неизбежен выбор между ними, и политик, естественно, выбирает политику. Исполнение им полит долга само по себе становится нравственным и этически обоснованным. Проблема соотношения политики и морали является одной из самых сложных в политологии, хотя и не относится к неразрешимым.

Новое время в Европе (XVII—XVIII вв.) – это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания полит. институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах полит. устройства. Активно обсуждается вопрос о природе гос. власти. Французский полит мыслитель Жан Боден причиной появления гос-ва считает естественную потребность людей жить сообща. Во времена Бодена власть над людьми сочеталась с властью над вещами. Он разделил власть на отправляемую как суверинетет и отправляемую как собственность. Это большая заслуга мыслителя, т.к сосредоточение в одних руках власти и собственности не способствует прогрессу общества.Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс в книге «Левиафан» рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию – «война всех против всех», для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Противоположная позиция представлена в работах другого английского философа Джона Локка, который исходит из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи «общественного договора» – принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе.

ВОПРОС 6 Развитие полит мысли Западной Европы в 19 в Первая половина 19 в характеризуется деятельностью представителей критического утопического социализма франц мыслителей Анри де Сен-Симона, Шарля Фурье, и англичанина Роберта Оуэна. В их теориях идеи утопического социализма приняли наиболее совершенную форму. Представители кр.ут.соц-ма доказывали, что капитализм исторически обречен на исчезновение и утверждали, что новый общественный строй победит без классовой борьбы революции, конструировали мирный путь утверждения нового общества, были сторонниками замены капитализма другим общественным строем посредством реформ сверху.В их учениях были выдвинуты идеи о плановости хоз-ва, машинной промышленности, как технич и научной базе нового строя, всеобщем образовании, трудовом воспитании, гармоничном развитии личности, преодолением противоположности между городом и деревней, умственным и физическим трудомНаряду с либерализмом и социализмом в новое время зародился и в 18 в оформился консерватизм – идейно-политическое течение, ориентирующиеся на сохранение, преемственность и защиту традиционных устоев общ жизни и отрицающее радикальные, революционные способы преобразования и развития общества. Фр мыслитель Жозеф де Местер восхвалял абсолютизм вместе с Эдмундом Берком и Луи де Бональдом, был одним из ярких противников Французской революции 1789 г. С ее лозунгом «свобода. Равенство. Братство» По его убеждению человек по природе своей не совершенен, «существо слишком злобное, чтобы быть свободным». Для того чтобы невилировать низменные устремления человека необходима система воспитания и наказания, снованная на законе и морали – считал Местер. Он сторонник самых жестких форм насилия со стороны гос-ва и его права.Идеи Луи де Бональда оказали сильное влияние на монархическую мысль 19 в. Бональд – ярый проповедник идеи божественного происхождения монархии как наилучшей формы гос-ва, оплота его стабильности. Он считал. Что цель гос-ва и религии – сдерживание эгоистической природы человека. Поэтому религиозное общество неотделимо от гражданского.Либерализм, социализм, консерватизм господствовали в политическом сознании Запада, решающим образом воздействовали на полит ситуацию в других частях мира, а с 30-х гг 19 в оформились и как полит движения.

ВОПРОС 7 Социально-политические идеи беларуси в 12-19 вв. Специфика развития полит. мысли на Б. во многом определяет­ся особенностями истор-ой судьбы ее народа. В частности, следует учитывать вхождение Б. в разные истор-ие эпохи в состав Древнерусского государства, ВКЛ, РП, Российской империи. Общественно-полит. жизнь Б. испытала воздействие западноевропейских и русских мыслителей Особенно бурное развитие философской, общественно-полит. мысли на Б. наблюдается в эпоху Возрождения. Она представлена целым созвездием ярких имен. Следует отметить, что культура Возрождения утвердилась в ВКЛ с некоторым опозданием по сравнению со странами Западной Европы. Кроме того она основалась в обстановке усиливающейся антифеодальной и сословно-классовой борьбы. Известно, что важнейшей установкой общественного сознания эпохи Возрождения, ее философским принципом видения и осмысления мира и человека был гуманизм на Б. носит свою специфику и отличительные черты: а) идея индивидуальной свободы в большей степени, чем в западноевропейском гуманизме, ограничена интересами общества; б) идея служения общему благу в конкретных истор. условиях развития Б. приобрела национально-патриотическую форму; в) демократизм и просвещение, убеждение в том, что духовные ценности должны быть доступны широким слоям населения как в соц. так и интеллектуальном смысле;

г) отечественный гуманизм в ряде случаев приобретает форму так называемого «христианского гуманизма». Ренессансный гуманизм на Б. был тесно связан с Реформацией, ее радикальными течениями. Представители Реформации на Беларуси часто являлись одновременно и мыслителями-гуманистами. Ярким представителем христианского гуманизма на Б. является Ф.Скорина. Во взглядах Ф.Скорины отчетливо прослеживается гуманистическая демократическая направленность. Мир для него - гармоничная система, которая действует по законам разумной целесообразности. Общество как часть этой системы руководствуется законом совести. Человек - это высшая ценность, а высшая цель человека - служение обществу. С.Будный - сформулировал основные функции полит власти: руководство общественной жизнью, поддержание спокойствия и порядка в обществе. Защита граждан. Его полит идеал – просвещенная монархия, ограниченная сословным представительством и законом. Цель правления – достижение общественного блага.Значительная веха в истории политической мысли на Беларуси связана с деятельностью Л. Сапеги. Как известно, Сапега возглавлял комиссию по созданию третьего Статута ВКЛ. Согласно Статуту права и обязанности представителей разных сословий отличались друг от друга, но не должны были зависеть от чьей-либо личной воли, а только от закона. Это был юридический док конституционного хар-ра, равного которому не имела ни одна европейская держава. Задолго до евр мыслителей в статуте была изложена концепция разделения властей и принципы ее реализации на практике. Видным мыслителем ХVП столетия был С.Полоцкий. Он осуждает тиранию как форму правления, был сторонником сильной гос. власти в руках «просвещенного монарха». Гос-во должно уподобиться крепкому телу, а правительство умной голове. Виднейшим представителем революционной демократии на Б. был К.Калиновский. Среди основных положений его соц.-полит. доктрины можно выделить следующие: - критикует феодально-крепостнические общественные отношения. - категорически отрицается самодержавие как форма правления. - все государственные и общественные дела должен решать простой народ через «сходки людей выборных». - развитие национальных школ

ВОПРОС 8 Основные направления и тенденции развития современной политологии и их отражение в бел пол науке.В процессе генезиса в западной полит. науке выделился целый ряд направлений. Одно из них – соц. дарвинизм, теория конфликтов, теория завоевания. Теория конфликта стала основным содержанием социалдарвинизма. Автором ее явился австрийский социолог и политолог Людвиг Гумплович (1838-1909). Он сделал попытку свести социологию и науку о политике к естественной науке на основе применения космических законов к объяснению общественной жизни.Важное место среди основных направлений западной политологии 20в. занимает теория господствующего класса, правящей элиты.Основной постулат данной теории выражается в следующем: правление, основанное на консенсусе и политическом равенстве, невозможно. Практически любая политическая система управляется элитой. Наиболее показательными в этом отношении являются взгляды Гаэтано Моски (1858-1941), Вильфредо Парето (1848-1923), Роберта Михельса (1876-1936), Карла Мангейма (1893-1947).Значительное воздействие на развитие западной полит. мысли оказали взгляды Макса Вебера (1864-1920). В концепции М. Вебера демократия выступает как способ и средство, а не цель в себе. Это способ избрания лидеров, средство как придания их правлению законности, так и привлечения значительных масс к полит. делам нации.Широкое распространение в американской политологии получила теория плюрализма. Видным представителем этой теории является Роберт Даль. Он анализи­рует политику сквозь призму взаимодействия заинтересованных групп и более дробных соц. образований. Эти группы представляют собой объединения индивидов с общими ценностями, целями и требованиями. Не классы, а группы характеризуют внутреннюю структуру современного индустриального общества. Согласно Р. Далю реальное полит. влияние осуществляется не самой группой, а ее лидером, опирающимся на поддержку узкого круга лиц. Недостаток теории плюрализма состоит в том, что она:- скрывает классовую природу полит. Власти- полностью игнорирует классовую природу от­ношений между слоями и группами общества.В западной политологии важное место занимает направление, получившее на­звание полит. социология. Ее представители: С.Липсет, М. Дюверже, Р. Арон, М. Крозье и др.В современной германской политологии значительный интерес представляет теория конфликтов. Ее ярким представителем является Р. Дарендорф. Согласно Дарендорфу, каждое общество представляет собой противоречивую систему изменяющихся элементов, которые способствуют его изменению. Каждое общество сущ. благо­даря насилию одних над другими. При этом он пытается дать новую трактовку теории классов и классовой борьбы.

ВОПРОС 9 Власть как социальный феномен. Политическая власть:сущность, основные черты и функции Власть возникла задолго до появления гос-ва и первоначально не выполняла чисто полит функций. Общество обходилось властью авторитета, общественного мнения. Властные отношения определялись добровольным подчинением, основанным на вере в справедливость и разумность, рациональность заповедей, этико-нравственных правилах. Повиновение, согласие членов общества, обеспечивалось без внешнего принуждения. Общество не стояло на месте, вследствии его развития, увеличения численности, разрастания территории обитания прежние «домашние» методы и формы управления оказались не способными регулировать совместную жизнь людей. Это привело к появлению новых специализированных институтов, увеличению людей, занимающихся управлением на профессиональной основе, а также рационализации самой власти. Власть начала обретать и развивать свои функции.Возник вид управления- государственный. Власть и сила авторитета, основанные наразумности и рациональности, дополняются авторитетом и силой власти, основанной на ее правовой законности. С момента образования гос-ва власть существует в своей полит, публичной форме.Полит власть – форма соц отношений, которая характеризуется способностью тех или иных субъектов подчинить своей воле другие соц субъекты с целью решения задач, которые стоят перед обществом.

П власть имеет след-щие особенности:

Суверенитет независимость от каких либо сил, обстоятельств и лиц, верховенство данного соц. Субъекта. Неделимость. Власть не может быть разделена между субъектами, которые занимают разные полит позиции.

Воля – заключается в наличии у соц субъекта осознанной полит цели, способности, готовности ирешимости добиваться ее реализации

Авторитет- общепризн. В стране и за ее пределами влияния субъекта полит власти

Принуждение – это осущ. властвующим субъектом своей воли различными способами вплоть до применения физ. Насилия.

Функции: организация, управление, регуляция, координация, мобилизация, контроля, политичесойсоциализации

ВОПРОС 10 Легитимность и легальность полит. власти. Типы легитимного господства.

Полит. легитимность – это признание обществом данной власти и ее права на управление. Власть легитимна, когда общество добровольно принимает конкретные формы правления того или иного класса. Т.о. в основе легитимности той или иной власти лежит взаимное согласие управляющих и управляемых: первые знают, что осущ. управление на законных основаниях, вторые признают их притязания. Легитимность власти может иметь закрепление в различных источниках:

– в древних традициях, обычаях (например, наследование власти в монархии);

– действующем законодательстве (конституция, нормативные правовые акты и т. д.);

– революционной харизме (греч. charisma – божественный дар) (власть как результат радикальных преобразований) и т. д.

Легитимность как показатель совместимости власти и граждан является величиной переменной, т. е. зависит от наличия или отсутствия у данной власти реального авторитета и доверия народа.

Легитимность явл. понятием относительным, т.к. имеет свои степени, границы и не выражает единодушия граждан в одобрении той или иной власти. В любой стране мира всегда есть полит. оппозиция, протестующие против режима субкультуры, аполитичные слои и граждане, убежденные в легитимности власти.

Типологию легитимности разработал М. Вебер. Он выделил:

Традиционная легитимность - основанная на вере, обычаях и традициях. Примером являются абсолютные монархии, где механизм управления ясен и понятен: один управляет, остальные подчиняются. Передача власти по наследству.» Король умер, да здравствует король»

Рационально-легальная легитимность - легальность опирающаяся на признаваемые народом законы, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Примером явл. современные конституционные государства, где власть основана на народном волеизъявлении, выраженном в законодательстве.

Харизматическая легитимность - основанная на признании авторитета и популярности полит. деятеля. Авторитет может быть приобретен в результате проведения полит. реформ или революционного преобразования общества. Харизмой обладают герои, великие полководцы, выдающиеся политики. В современном мире х.л. характерна для развивающихся стран

ВОПРОС 11 Субъекты, ресурсы и способы реализации власти. Критерии эффективности функционирования полит системы Власть — это отношения между субъектами политики, проявляющиеся в способности и возможности одних людей осуществлять свою волю по отношению к другим.Структура политической власти: Субъект власти — субъект, добивающийся от др. субъектов осуществления действий, соответствующих его воле 2 группы субъектов власти: соц общности и личности и политические институты. Объект власти — те на кого направлено властное воздействие6 индивиды общ-ва, отд гос органы, все сферы их жизнедеят-ти Ресурсы власти – совокупность ср-в и возможностей, которыми располагают и пользуются властвующие субъекты для реализации своих целей. Рес. в сфере самой полит. - з–ания, компетентность, пофессинализм, интеллект политика, полит технологии, полит символика.Общественные ресурсы национальные, конфессионные традиции, идеологич течения, общественные настроения. Экономич рес – природные богатства, материальные ценности, финансы, производительные силы, население как создатель благ. Соц ресурсы – степень удовлетвор властью матер и духовных потребностей своих граждан, условий их жизни, труда. Культурно-информац ресурсы – СМИ, средства искусства. Принудит ресурсы – гос-во с его аппаратом, армией, органами внутр. дел, правоохр. структурами др. институтами морального и физ принуждения. Способы реализ полит власти – система, определяющая место, функции и отношения друг с другом институтов власти и управления в полит процессе по реализ целей политики и власти. Способы реал-ции власти: господство-подчинение, основанное на признании приказов теми, кто им подчиняется; руководство – материализация намеченных целей; управление-систематическая работа организующего хар-ра администр-но – распорядительного аппарата; организация – реализация принятых решений и сформированных целей; контроль-способ реализации власти, отслеживает результаты. Эффективная власть – результативность, степень выполнения ею своих функций, оценивание ее с точки зрения того, что она дает и может дать людям. П.В. может функционировать эффективно, когда она организованна, опирается на институты, опирается на право. ВОПРОС 12 Полит. система: понятие, структура, функции, типологии.Полит. система - организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействующих полит. институтов, связанных с осуществлением власти и управлением обществом..Полит. система включает следующие элементы: Полит. институты - один из основных элементов полит. системы, который обозначает два вида общественно-полит. явлений. Во-первых - система учреждений с организованной структурой, централизованным управлением, исполнительным аппаратом, которые упорядочивают полит. отношения с помощью материальных и духовных средств на основе полит., правовых и моральных норм. Во-вторых – полит. институты представляют собой устойчивые исторически сложившиеся формы полит. отношений людей, типы управления. Степень и характер институционализации общества свидетельствуют об уровне развития общества и полит. системы.Среди полит. институтов, оказывающих существенное влияние на полит. процесс, следует выделить гос-во и полит. партии.В состав полит. системы входят также полит. и правовые нормы, которые обеспечивают реальное функционирование общественно-полит. институтов власти, являясь своеобразными правилами поведения для субъектов политики. Существенным элементом полит. системы являются полит. отношения. Они представляют собой разновидность общественных отношений, которые отражают связи, возникающие между субъектами политики по поводу завоевания, организации и использования полит. власти как орудия защиты и реализации их интересов. полит.сознание – совокупность полит знаний, ценностей, убеждений, эмоционально-чувственных представлений, которые выражают отношение граждан к полит. действительности, определяют и объясняют их полит поведение. Функции: организация в обществе полит власти, подтверждение законности права полит институтов на управление обществом, определение целей соц-полит развития общества, суверенизация, интеграция.ПС классифицируют по различным критериям среди которых: хар-р соц-но экономических отношений(выделяют ПС рабовл-кого, феод, кап и комм. Общества; 2 критерий- П режим тоталит, авторит, демокр.

ВОПРОС 13 Полит. режим как функциональный аспект полит. системы. Сравнительный анализ полит. режимов.Полит. режим – это система методов, способов и средств осуществления полит. власти. Любые изменения, прежде всего отражаются на его режиме, который, влияет на форму правления и форму гос. устройства.Полит.режим – это характеристика полит. системы. Категории «полит. режим» и «полит.система» тесно связаны между собой. Первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, вторая – как эта власть осуществляется. Полит. режим характеризуется системой методов осуществления гос. власти, степенью реализации демократических прав и свобод личности, отношением гос. власти к правовым основам собственной деятельности, соотношением официальных конституционных и правовых форм с реальной полит. жизнью. Типы политических режимов: – демократический – широкие гражданские права и свободы человека;– тоталитарный – контроль гос. системы всех сфер жизни общества;– авторитарный – непререкаемое подчинение власти. Признаки полит. режима: – степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;– соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;– гарантированность прав и свобод личности;– характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;– степень реализации политической власти непосредственно народом;– положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности гос. аппарата;– место и роль негос. структур в полит. системе общества;– соотношение между законодательной и исполнительной ветвями власти;– характер правового регулирования в отношении граждан и должностных лиц;– тип полит. поведения;– характер полит. лидерства;– учет интересов меньшинства при принятии полит. решений;– доминирование определенных методов при осуществлении полит. власти;– степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;– принципы взаимоотношения общества и власти;– полит. и юр. положение и роль в обществе «силовых» структур гос-ва (армии, полиции, органов гос. безопасности);– мера полит. плюрализма, в том числе многопартийности;– существование реальных механизмов привлечения к полит. и юр. ответственности должностных лиц, включая самых высшихТаковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории «полит. режим».

ВОПРОС14 Демократический режим. Политическая система и полит режим вРБ.Демократический режим – форма гос. устройства, при которой осуществляется правление народа. Признаки демократического режима: – население участвует в формировании и осуществлении гос. власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии (через выбираемые им представительные органы);– решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;– существование гражданского общества с его развитой структурой;– реальное осуществление правового гос-ва;– выборность и сменяемость центральных и местных органов гос.власти, их подотчетность избирателям;–легитимность гос. власти;– «силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;– доминируют методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения– во всех сферах общественной жизни господствует закон;– провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;– в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;– полит. плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование полит. партий, существование на законных основаниях полит. оппозиции как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);– гласность, СМИ свободны от цензуры;– реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику гос-ва) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений. Развитие политической системы общества началось с момента ликвидации Российской империи и продол



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: