ВОПРОС 30 Политическая модернизация в РБ .Традиции и инновации




ВОПРОС 31 Политическая деятельность: понятие, субъекты, способы, виды Политическая деятельность - это совокупные действия субъектов политики в процессе их участия в управ­лении обществом и государством по реализации общественно значимых целей, потребностей и интересов. Способы политической деятельности: Компромисс (соглашение, достигнутое ценой взаимных уступок), Консенсус (учитывается мнение как большинства, так и меньшинства) Конформизм (пассивное принятие существующего порядка), политический экстремизм террор). Формы политической деятельности: Мирные: реформа (изменение), переговоры, соглашения, выборы, демонстрации, манифестации, забастовки. Они предполагают постепенное, качественное изменение политических отноше­ний, соблюдение закон­ности и правопорядка. Насильственные: война, революция, восстание, заговор, путч, переворот, террор и др. Они предпо­лагают проведение радикаль­ных преобразований

ВОПРОС 32 Политическое участие Политическое участие - восприятие, осмысление и оценивание гражданами политической жизни общества, их реагирование на политические события, их вовлеченность в политический процесс. Цель: оказать влияние на процесс принятия и реализации политических решений. Типы: организованное и неорга­низованное; постоянное и эпизодическое легитимное и не­легитимное эффек­тивное и неэффективное; автономное (сознательное) и мобилизованное (вынужденное). Легитимные формы: выборы (голосование); партийно-ориентированное участие (участие в работе партий); проблемно-ориентированное участие (участие в политической жизни общества). Нелегитимные формы: гражданское непослушание (участие в несанкцио­нированных акциях протеста), политическое насилие. Уровни: активный (руководство); промежуточный (участие); наблюда­тельный (чтение политической литературы); апатичный (пассивный). Мотивы: желание жизненного успеха и общественного признания, стремление к получению выго­ды, дохода, высокого социального статуса.

ВОПРОС 33 Политические конфликты и кризисы: типология, причины, пути разрешения. Политический конфликт (лат. столкновение) — это противоборство двух или более субъектов при реализации их политических интересов и целей. Субъекты: индивиды, социальные общнос­ти, партии, госу­дарства, от региона до ми­рового сообщества в целом. Объекты: государственная власть, сохра­нение или свержение власти, распределение господства и подчинения. Причины: борьба за власть (конфликты интересов); расхождение субъектов политики во взглядах при оценке прошлого, настоящего и будущего развития страны (кон­фликты ценностей); принадлежность граждан к той или иной общности, национальные, территориальные и другие претензии (конфликты идентификации). По­литический кризис - крайняя форма политического конфликта — потеря политической системой стабильности и эффективности с ее полной или частичной неспо­собностью к выполнению своих функций. Политический кризис может может быть с позитивным или негативным исходом. Это может быть кризис правительственный, парламентский, конституционный, внешнеполитический, об­щенациональный Стороны полит. конфликта: индивиды; малые и большие соц. группы; этнические группы: род, племя, народ, нация, цивилизация; соц.-полит. организации. Основу полит. конфликта составляют соц.-экономические, этнические и полит. противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму движения и разрешения.

Стадии развития конфликта: 1) скрытая, или латентная, форма:– понимание возникновения объективной конфликтной ситуации;– осознание хотя бы одним из субъектов своих интересов в этой ситуации;– осознание препятствия для удовлетворения интереса;– осознание своих интересов и препятствий другой стороной;– отрицательный ответ на предпринятые одной из сторон конкретные действия;2) открытая, или стадия противостояния:– полит. воззвания, угрозы;– активное создание помех и причинение косвенного вреда;– действия, направленные на захват и удержание спорного объекта;– подчинение и захват субъекта (объекта);– насилие или нанесение прямого физического ущерба;3) послеконфликтная стадия:– тупик;– применение насилия;– мирное урегулирование. Функции полит. конфликтов: негативные – при отсутствии воли к сотрудничеству и мирному урегулированию могут привести к катастрофам, разрушению окружающей среды; позитивные – способствуют четкому формулированию позиций участников, созданию союзов и коалиций; позволяют предотвратить процессы дестабилизации власти и дезинтеграции общества. Типы полит. конфликтов: 1) по времени действия: затяжные или скоротечные;2) по интенсивности: слабые или сильные;3) по масштабам действия: локальные или региональные;4) по формам проявления: мирные и немирные;5) по уровню открытости и степени развития: латентные и открытые;6) по количеству участников: многосубъектные, или мультиполярные, и двусторонние, или биполярные;7) по своим последствиям: позитивные или негативные, конструктивные или деструктивные;8) в зависимости от их отношения к социальной системе: внутренние и внешние; Региональный конфликт заключается в острой и принципиальной борьбе между сторонниками различных соц.-полит. ориентаций в регионе. Этнополит. конфликты – форма межгруппового полит. действия, участники которого выступают как противоборствующие этнические общности. Понятие «этнополитический конфликт» охватывает широкий круг ситуаций.

Полит. кризис - состояние полит. системы общества, выраженное в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении полит. напряженности и нестабильности.Можно выделить внешнеполит. кризисы, которые обусловлены международными конфликтами, и внутриполит. кризисы (правительственный, парламентский, конституционный).

Правительственный кризис наступает вследствие утраты правительством доверия в обществе, парламенте.

Парламентский кризис означаетпаралич парламента. Выход из него - либо отставка правительства, либо роспуск парламента и назначение досрочных выборов.

Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия основного закона страны - конституции. Она утрачивает легитимность, требуется ее качественный пересмотр.

ВОПРОС 34 Политические элиты: определение, концепция, типология. Каналы рекрутирования политических элит Политическая элита - сплоченная группа людей, обладающая властью и контролирующая процесс гос. управления. Элементы правящей элиты: экономическая; бюрократическая; военная; идеологическая; политическая. Функции: выявление и представительство групповых интересов; обеспечение общественного согласия; выработка политического курса. Виды: Стабильная демократическая, плюралистическая, властная..Существуют различные способы отбора (рекрутирования) и подготовки элит.Харизматический способ. Харизматическая элита – следствие естественного отбора обществом наиболее ценных его представителей. Институциональный способ – Подразумевает заранее определенные критерии, правила процедуры отбора, селекции уже проявивших себя в полит деятельности кадров. Мониторинговый способ. В элиту выдвигаются люди, имеющие высокий рейтинг популярности, умеющие првлечь широкую аудиторию, сумевшие получить поддержку большинства избирателей и победить на выборах. Существование элиты обусловлено следующими факторами: психологическими и соц. особенностями людей, их неодинаковыми способностями, возможностями и желанием участвовать в политике; наличием закона разделения труда, который требует проф. занятия управлением, определенной специализации; аполитичностью широких масс населения, главные интересы которых обычно лежат вне сферы политики. Главная задача полит. элиты – создание устойчивого равновесия полит. сил, формирование стабильного и эффективного режима, разработка и обеспечение стратегического курса эффективного, конкурентоспособного и демократического развития.Полит. элита является центральным звеном гос. управления, от деятельности которого в значительной степени зависят направление и ход полит. развития общества, функционирование полит. системы. Функции полит. элиты: – стратегическая – определение полит. программы действий путем генерирования новых идей, отражающих интересы общества, классов, слоев;– организаторская – осуществление на практике выработанного курса, воплощение полит. решений в жизнь;– интегративная – укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его полит. и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций. Типология полит. элиты по вертикали:– высшая – принимающая значимые для всего гос-ва решения;– средняя – губернаторы, депутаты парламента, лидеры полит. партий и движений;– низшая – полит. деятели местного масштаба. Типология полит. элиты по горизонтали: – федеральная – на уровне всего гос-ва;– провинциальная – на уровне округов, областей. По своей структуре властная элита может быть подразделена: – на гос.-управленческую; – партийно-полит.; – общественно-полит.;– корпоративно-административную и олигархическую; – военно-полит.; – научно-консультационную; – контрэлиту. Полит. элита делится также: – на правящую, которая непосредственно обладает гос. властью;– оппозиционную, которая к получению данной власти стремится, находясь в состоянии конфронтации с правящей.

ВОПРОС 35 Феномен политического лидерства Лидерство – исторически сложившаяся объективная соц потребность людей в организации своей деятельности. Политическое лидерство - способ­ность авторитетного лица реализовывать определенные властные полно­мочия или претендовать на обладание. Причины стремления людей к лидерству:*потребность во власти; в выгодах и преимуществах; в контроле над событиями и людьми; в самореализации и др. Виды: формальное лидерство (влияние руководителя органи­зации на подчиненных) неформальное лидерство (субъективная способность, готовность и умение лица вы­полнять роль лидера). Функции лидеров: Интегративная функция (объединение во­круг лидера группы). Диагностическая функция (своевременный анализ ситуации). Предписывающая функция (разработка плана действий). Мобилизационная (побуждение груп­пы к реализации) Хаар-ки полит. лидерства: 1) наличие собственной полит. программы или новаторской стратегии и тактики, которые разработаны лидером или выдвигаются от его имени;2) умение выражать и отстаивать взгляды и интересы той или иной группы;3) определенные черты хар-ра, проявляющиеся в деятельности по реализации программы и объединению своих сторонников (настойчивость, воля, гибкость и т. д.);4) необходимый уровень полит. культуры;5) имидж руководителя, отвечающий нормам морали, принятым в данном обществе, группе;6 ) популярность, умение завоевывать сторонников и влиять на людей, коммуникабельность, ораторские способности или иные качества, как-то заменяющие их;7) наличие «команды» помощников и исполнителей, способных организовать действия своих сторонников;8) умение добиться определенного уровня поддержки со стороны широких народных масс, от официальных структур власти или от общественных организаций;9) умение быть подобным своим сторонникам или избирателям, вести себя так, чтобы каждый член группы мог приблизиться к лидеру;10) выступление от имени общества или той группы, интересы которой представляет лидер, демонстративное подчеркивание приоритета общественного над личным. В политике различают лидеров трех уровней:1. Лидеры малых групп, обладающие властью в данном коллективе лиц, имеющих общие интересы.2. Лидер общественного движения (организации, партии) – лицо, с которым конкретные соц. слои ассоциируют возможность удовлетворения своих интересов.3. Лидер третьего уровня – политик, действующий в системе властных отношений, в которой полит. лидерство представлено в виде соц. института. Концепция «личностно-психологических качеств» трактует лидерство как индивидуально-психологическое явление. З. Фрейд полагал, что некоторые люди в своей ориентации на лидерство и упорной борьбе за самоутверждение и власть компенсируют возникший в детстве или юности комплекс неполноценности. Концепция «черт лидерства» основана на бихевиористском подходе: необходимо выявить набор желательных или обязательных психологических черт личности лидера. Американский социолог Э. Богардус перечислил качества, которыми должен обладать лидер, – ум, энергия, способность предвидеть, привлекать к себе внимание, такт, чувство юмора, твердый характер. Концепция «функций ситуации». Ее сторонники исходят из того, что те или иные черты лидера варьируются в зависимости от ситуаций. Они полагают, что лидерство – это прежде всего продукт сложившейся в группе ситуации, и убеждены, что в ситуациях, весьма благоприятных или, напротив, крайне неблагоприятных для группы, лидер, ориентированный на решение ключевых задач, добивается больших результатов, чем лидер, ориентированный на людей.

ВОПРОС 36 Выборы и демократия. Избирательное право.Выборы – процедура непосредственного избрания тех или иных лиц путем открытого или тайного голосования для выполнения каких-либо гос. или общественных (в том числе партийных) функций. Обязательные элементы процедуры выборов: назначение выборов и даты их проведения; определение избирательных округов и избирательных участков; создание избирательных комиссий (Центральной, окружных, территориальных, участковых); составление списков избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов; проведение предвыборной агитации; голосование; подсчет голосов; обнародование результатов голосования; проведение в случае необходимости повторного голосования и повторных выборов, контроль за ходом голосования; контроль подсчета голосов; связь со СМИ; юр. сопровождение для оперативного реагирования на факты нарушения законодательства о выборах; обеспечение явки избирателей для голосования.Выборы бывают президентские, парламентские, в местные органы самоуправления – региональные (областные), муниципальные (городские), выборы судей и т. д. Кроме того, выборы бывают очередными, внеочередными, дополнительными. Всеобщность выборов предполагает право всех дееспособных граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах. Избирательная система – порядок организации и проведения выборов в представительные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юр. нормах, а также сложившейся практикой деятельности гос. и общественных организаций (мажоритарные и пропорциональные системы).- Мажоритарная избирательная система (избранным считается тот кандидат или список кандидатов, который набрал установленное законом большинство голосов), направлена на преимущественное обеспечение стабильности и управляемости общественной жизни, а вторая - наилучшей представительности интересов различных соц. групп. - Пропорциональная избирательная система (распределение мандатов между партиями, участвовавшими в выборах, производится в соответствии с количеством поданных за них голосов (пропорционально им). В странах с пропорциональной системой избиратель голосует за список полит. партии, а для определения победителей существует минимум голосов, необходимых для получения мандата).

ВОПРОС 37 Избирательные системы, особенности и типологии. Абсентизм и его причины Избирательная система – правила и принципы, с помощью которых определяются результаты выборов. Основы избир-х. систем определ-ся конституцией и конкретизируются в избирательном праве. По способу подсчета голосов и принципу распределения мест по итогам голосования избир-е. системы делятся: • Пропорциональная (сущ. в странах, где есть несколько полит. партий. Создаются большие избир. округа, в которых каждая партия выдвигает свой список кандидатов, а избиратель подает голос за списки партии целиком. Для опред-я результатов голосования устанавл-ся избирательный метр, т.е. минимум голосов необходимых для получения одного политического мандата (в Бельгии, Финляндии, Испании). Варианты: открытые и закрытые списки. Достоинства: 1. более полное представительство в парламенте полит. сил.2. стимулирование многопартийности.Недостатки:1. у избирателя нет возможности оценить личные качества кандидатов. 2. зависимость парламентария от выдвинувшей его партии.3. нестабильность правительства. • Мажоритарная - при системе абсолютного большинства избранным считается тот, кто получил голосов 50%+1 голос от общего числа подданных и признанных действительными голосов, если ни один из кандидатов не набрал положительного количества, то проводится 2 тур, причем в списке остаются 2 кандидата, получивших наибольшее число голосов; при системе относительного большинства побеждает просто набравший больше остальных. Применяется при голосовании по округам, и в округах баллотируются конкретные люди. Достоинства: 1. прочные личные позиции депутатов в парламента;2. независимость депутата по отношению к групповому давлению3. создание условий для возникновения устойчивой расстановки сил в парламенте;

4. стабильность правительства. Недостатки: 1. достаточное количество избирателей за проигравшего пропадает;

2. партия, которая получила в общей сумме по стране меньшее число голосов может завоевать больше мест в парламенте;3. создание условий для манипулирования политической волей избирателей с помошью нарезки округов.• В ряде стран существует смешанная избир-я система. В ней используется элементы пропорц-й и мажоритарной систем. Используется 2 бюллетеня. Главная задача каждой избир-й системы максимально выражать и защищать интересы граждан своих стран, их права, важнейшие из которых - право выбирать и быть избранным в государственные органы власти. Абсентизм (лат. absent, absentis - отсутствующий) - 1. Проявление равнодушного отношения населения к общественной жизни, уклонение от участия в ней. Абсентеизм политический - а) уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах; б) уклонение граждан от участия в политической жизни общества, аполитичность.

ВОПРОС-38 Избирательная система и избирательный прцесс в РБИзбирательная система в широком смыс­ле слова означает порядок формирования выборных (пред­ставительных) органов государства. Избирательная система в узком смысле слова — это порядок распределения мест в вы­борных органах после установления результатов голосования.Избирательная система РБ является ма­жоритарной. Выборы Президента и депутатов парламента проводятся по системе абсолютного большинства.Принципы выборов РБ: Всеобщность выборов означает, что голосовать имеют право все граждане, достигшие ко дню выборов 18-летнего возраста. Свобода выборов означает, что избиратель сам решает, уча­ствовать ли ему в выборах и за кого голосовать. Равенство примерно одинаковое количество избирателей в разных округах; наличие у каждого избирателя только одного голоса. Прямые выборы депутаты избираются гражданами непо­средственно. Тайное голосование запрет контроля за волеизъявлением избира­телей. Абсентизм (лат. absent, absentis - отсутствующий) - 1. Проявление равнодушного отношения населения к общественной жизни, уклонение от участия в ней. Абсентеизм политический - а) уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах; б) уклонение граждан от участия в политической жизни общества, аполитичность.

ВОПРОС 39, Сущность структура, типология и функции политической культуры Полит. культура – совокупность исторически сложившихся в обществе знаний, ценностей, убеждений, ощущений, представлений, норм и моделей поведения, которые используют субъекты политики в своей политической деятельности. Функции: познав-ная, информационная, воспитательная, нормативно-ценностная, интеграционная, прогностическая, коммуникативная. Типы политической культуры: авторитарная, тоталитарная и демократическая. Особенности политической культуры РБ: Самое ценное качество белорусов – толерантность (от лат. tolerantia – терпение)Для современной РБ характерны два типа полити­ческой культуры: традиционный (восточный) и инноваци­онный (западный). Политическая культура РБ формируется на традиционных для белорусов ценностях. К ним можно отнести порядок и ста­бильность общественной жизни, ориентацию на социальную справедливость и равенство. Это и способность трудиться для блага общества, ориентация внешнеэконо­мической и внешнеполитической деятельности на традици­онные направления, признание доминирующей роли в об­ществе власти и главы государства, неприятие инакомыслия и оппозиции. Политическая культура регулирует отношения между различными субъектами политики (политической системы). Регулятивная и нормативно-целостная функции способствуют приобщению личности к каким-либо социальным группам или слоям общества. Информационная функция способствует через средства массовой информации ознакомлению субъекта с внешней и внутренней политикой государства и международными событиями.

Формирование культуры происходит различными путями:путем соц. революций.путем влияния внешней политики государства.через государственные институты и организациичерез политические партии и организации СМИ посредством экономических отношений в обществе

Между политической культуры и уровнем руководства существует связь, чем выше уровень политического руководства, тем большие требования к соблюдению политической культуры. И чем выше политическая культура – тем выше требования к руководству.

ВОПРОС 40 Полит. социализация личности как детерминанта полит. поведения.

Полит. социализация – процесс усвоения определенных полит. знаний, ценностей и норм, передачи и приобретения полит. опыта, накопленного предшествующими поколениями людей, позволяющих личности стать полноправным участником полит. жизни общества, ориентироваться в сложных общественных процессах, делать сознательный выбор в политике. Процесс полит. социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни индивидуума. По мере накопления соц.-полит. опыта происходит постоянное видоизменение или упрочение соответствующих позиций и деятельности индивидуума. Факторы, влияющие на процесс полит. социализации: учреждения (семья, школа, институт, предприятие); группы общения (родственники, знакомые, группы по интересам); СМИ (печать, радио, телевидение, компьютерные информационные системы); характер и тип гос. устройства, полит. институты, партии и движения; культура, наука, искусство; национальные традиции.Выделяют следующие типы полит. социализации: – гармонический – порождающий рациональное и уважительное отношение к правопорядку, гос-ву, гражданским обязанностям;– гегемонистский – характеризующийся негативным отношением человека к любым соц. и полит. системам, кроме «своей»;– плюралистский – свидетельствующий о признании человеком равноправия с другими гражданами и характеризующий его способность менять свои полит. пристрастия, переходить к иным ценностным ориентирам.

ВОПРОС 41 Политическая культура. особенности политической культуры в РБПолит. культура – совокупность исторически сложившихся в обществе знаний, ценностей, убеждений, ощущений, представлений, норм и моделей поведения, которые используют субъекты политики в своей политической деятельности. Функции: познав-ная, информационная, воспитательная, нормативно-ценностная, интеграционная, прогностическая, коммуникативная. Типы политической культуры: авторитарная, тоталитарная и демократическая.

Особенности политической культуры РБ: Самое ценное качество белорусов – толерантность (от лат. tolerantia – терпение)Для современной РБ характерны два типа полити­ческой культуры: традиционный (восточный) и инноваци­онный (западный). Политическая культура РБ формируется на традиционных для белорусов ценностях. К ним можно отнести порядок и ста­бильность общественной жизни, ориентацию на социальную справедливость и равенство. Это и способность трудиться для блага общества, ориентация внешнеэконо­мической и внешнеполитической деятельности на традици­онные направления, признание доминирующей роли в об­ществе власти и главы государства, неприятие инакомыслия и оппозиции.

ВОПРОС 42 Политические идеологии определение функции, мировая идеология Политическая идеология — это социально значимая, теоре­тически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев. Структура политической идеологии:Политические теории и учения, Ценности и нормы, Элементы утопии, Проекты и программы политического действия, Мифологическое начало.Более существенное значение для политики имеет другая форма политического сознания — политическая психология. Основные идеологические течения современностиОсновные современные идеологии – Либерализм: свобода человека; абсолютная ценность человеческой личности и равенство всех людей; верховенство закона (новократия); идеалы свободного рынка, конкуренции. Неолиберализм признает допустимость и необходимость государственного вмешательства в экономику. Социализм: плюрализм (радикальные, умеренные взгляды); ориентация на «третий путь»; политическая свобода и равенство. Национализм - идеология, политика и социальная прак­тика, основанные на этноэгоизме, этнофобии, дискредита­ции иных этнических групп, решении экономических, поли­тических и культурных проблем за счет интересов других эт­носов. Этнофобия прямая враждебность, непримиримость по отношению к иным, «не своим», чужим народам.Все современные политические идеологии находятся в постоянном развитии. Они приобретают новые формы, заимствуя друг у друга ценностные ориентиры. Современные идеологии движутся по пути взаимопроникновеня и взаимодополнения. Конкуренция идеологий – мотор политического развития. ВОПРОС43, 44 Социальное государство Важнейшие направления социальной политики РБ: социальная защита населения, справед­ливое распределение доходов. В РБ реализуются государствен­ные программы социальной помощи ветеранам, одиноким пожилым людям, инвалидам, молодежи. Функции развития: Здравоохранение доступность, бесплатность, повышение качества услуг. Семья разработаны механизмы стимулирова­ния рождаемости. Образование доступность и качество, развитие ин­формационных образовательных технологий и методик обу­чения, укрепление материально-технической базы, расширение рынка образовательных услуг. Культура сохранение историко-культурного наследия, возрождение и развитие культурных ценностей белорусского народа, уве­личение количества центров культуры и досуга.В 2007 г. РБ впервые отнесена экспер­тами ООН к группе стран с высоким уровнем развития чело­веческого потенциала. По данному показателю она опережа­ет все страны СНГ. Социальная направленность политики - будущий приоритет белорусского государства. ВОПРОС, 45Государственная молодежная политика: цели, задачи, программы. Политическая социализация молодежи Молодежная политика со­стоит в обеспечении высокого правового и социального ста­туса молодежи, создании правовых, экономических, органи­зационных условий для реализации интересов, потребностей и устремлений молодых граждан занять достойное место в обществе. Главная цель: гарантия права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие, создание условий для свободного и эффективного участия в полити­ческой, социальной, экономической и культурной жизни страны, обеспечение политической стабильности и граждан­ского согласия в обществе. Задачи: предоставление доступ­ного и качественного образования; обеспечение патриотиче­ского; формирование высокой политиче­ской и правовой культуры, законопослушного поведения, развитие международного моло­дежного сотрудничества. Программы: Рес­публиканская программа «Молодежь Беларуси» на 2006-2010 гг. (утверждена Указом Президента РБ от 04.04.2006 г., № 200), Закон РБ «Об основах государственной молодежной политики», др. нормативно-правовые акты ВОПРОС 46 Этническая политика в РБ. Национально-общественные объединения в РБ Этнос (от гр. ethos --- группа, племя, народ). Под этносом принято подразумевать все разнообразие на­родов мира: племена, народности, нации, национальные и этнические группы.Беларусь в результате последовательной и эффективной национальной политики добилась значительных успехов в регулировании межэтнических отношений. В республике нет национальных противоречий, этнического противостояния. Отличительной чертой Беларуси всегда было межнациональное согласие. Единой семьей веками живут вместе с белорусами русские, украинцы, поляки, евреи, армяне и другие представители более 140 национальностей.Граждане Республики Беларусь – единая, сплоченная, сильная духом гражданская нация в границах национального государства. Национальная политика Беларуси основана на понимании белорусской нации, прежде всего, как согражданства, а не только как этнической общности.

 

ВОПРОС 47 Роль СМИ и массовой коммуникации в современном политическом процессеСМИ - сложный и многогранный институт по сбору, обработке, анализу соци­ально значимых сообщений о событиях и явлениях в приро­де и обществе и их доведению до общественности. К ним относятся пе­чатные органы (пресса), электронные средства (радио, ТВ и сеть Интернет). В структуре СМИ различают государственные, обществен­ные, частные (коммерческие) масс-медиа.Место и роль СМИ в структуре власти и обществе зависят от содержания и направления государственно-информацион­ной политики, ресурсов масс-медиа, от того, в чьих руках они находятся, от состояния общества, степени развития его гражданских, правовых институтов, остроты социальных и других конфликтов. Чем развитее общество, тем незави­симее СМИ. Современные СМИ активно используются для полити­ческого манипулирования — скрытого рационального и ир­рационального воздействия на социальное сознание и пове­дение людей с целью принудить их действовать или бездей­ствовать вопреки собственным интересам.

ВОПРОС 48. Государственные конфессиональные отношения в РБРелигия – это мировоззрение и мироощущение, основанное на вере в сверхъестественное.Взаимоотношения государства и религиозных орга­низаций регулируются законом и рационально сбалансиро­ваны.РБ — многоконфессиональное госу­дарство. В РБ отсутствуют конфликты на религиозной почве, отсутствуют межконфессиональные разногласия и противоре­чия. Все религии и вероисповедания равны перед законом.Все традиционные для нашей страны религии — право­славие, католицизм, евангелическо-лютеранская церковь, иудаизм, ислам — занимают достойное место в жизни государства, оказывают влияние на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского на­рода. Велика их роль в поддержании мира и согласия в об­ществе. Представители всех 25 концессий входят в состав межконфессионального Совета.Республике удалось выстроить уникальную модель отно­шений между церковью и институтами власти на принципах солидарности, взаимодействия и взаимодополняемости.

ВОПРОС 49 Понятие международных отношений, их структура, виды, принципыМеждународные отношения - совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических связей и взаимоотношений между государствами. Международные отнош. развертываются и существуют на различных масштабных уровнях (по вертикали) и проявляются в различных групповых уровнях (по горизонтали).По вертикали - масштабные уровни:*Глобальные междунар. отношения(между системами государств, крупнейшими державами)*Региональные отношения*Отношения конкретной международно-политической ситуации.По горизонтали - групповые уровни:*Групповые (коалиционные) отношенияДвухсторонние отношенияВиды международных отношений:*Политические*Экономические и научно-технические*Идеологические отношения*Международно-правовые отношения*Военно-стратегические отношения*Культурные отношения Виды и Формы: 1. политические отношения (правовые, дипломатические, протокольные, организационные)2. экономические (торговые, научно-тех., фин., корпоративные, вывоз капитала и раб. силы).3. идеологические (соглашение, заявление, декларации, идеолог. диверсии, психолог. война).4. военно-стратегические (военные блоки, дип. заявления, объединения).5. культурные (гастроли, обмен кинопродукцией, выставки).6. международно-правовые. Уровни: 1. глобальный;2. региональный и субрегиональный.3. уровень международной полит. ситуации.4. групповые или коалиционные.5. двусторонние.

Международные отношения - это совокупность политических, экономических идеологических, правовых, дипломатических, военных, культурных и иных связей и отношений между субъектами международных отношений. Это относительно самостоятельная область общественный отношений, целостная система взаимодействия на мировой арене. Она обусловлена социально-экономической природой, интересами и целями участников международных отношений.

Субъектами международных отношений являются государства. Они определяют развитие всех форм международных отношений, однако в современных условиях всё большее влияние приобретают различные межгосударственные и международные организации, такие как двухсторонние и многосторонние коалиции, экономические и военно-политические союзы, региональные и международные организации.

Гос-во выступает на первый план в системе международных силу того, что это единственный субъект, который обладает суверенитетом. Это означает, что данный субъект не признаёт в отношении себя никакой другой власти, кроме собственной, никаких обязательств, кроме тех, которые взял на себя добровольно или под влиянием особых обстоятельств. Гос-во обладает на своей территории всей полнотой политической власти. Откуда главная особенность межд. Отношений - это отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Здесь большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: